«Бедная богатая девочка»: история Глории Вандербильт, одной из самых известных американок XX века
Глория Вандербильт, которая скончалась в июне 2019 года в возрасте 95 лет, была одной из самых известных американок XX века. Яркий светский персонаж, художница, актриса и создательница популярного джинсового бренда, но впервые о ней заговорили задолго до ее совершеннолетия. В возрасте одного года Вандербильт унаследовала многомиллионное состояние. Судебный процесс за опекунство над ней стал одним из главных сюжетов из жизни богатых и знаменитых в Америке времен Великой депрессии.
Осенний день 1934 года. Перед зданием Верховного суда Нью-Йорка собралась толпа людей. Они хотят увидеть девочку, которая стала причиной судебного разбирательства, который газеты по всему миру уже успели окрестить процессом века. В этом процессе нашлось место и сексу, и аристократам, и высшему обществу США и, конечно же, деньгам. За разбирательством следила вся Америка.
СМИ пестрили заголовками: «Скелеты в шкафу семьи Вандербильт», «Глория Вандербильт призналась, что ненавидит мать», «Бывшая горничная: мать Глории Вандербильт устраивала вечеринки до утра, спала до шести вечера и не занималась ребенком». Ну, и конечно: «Бедная богатая девочка».
В центре этого судебного процесса оказалась 10-летняя Глория Вандербильт. В другие времена этот суд по опеке над ребенком не получил бы широкого освещения в прессе. Но это был самый разгар Великой депрессии, и внимание безработных американцев было приковано к «тяжелой» жизни наследницы династии Вандербильт, которая стала обладательницей миллионного состояния, едва ей исполнилось 15 месяцев. Скандал дал народу хороший повод позлорадствовать.
«Мать как-то рассказывала мне о женщине, которая связалась с ней много лет спустя. Она написала ей письмо, прислала кучу газетных вырезок и призналась, что в детстве одержимо следила за процессом», – заявил сын Глории Вандербильт Андерсон Купер, ведущий телеканала CNN. Та женщина рассказывала, что в то время ее семья испытывала нужду, и ей казалось поразительным, что и у богатых людей было столько же проблем, сколько у остальных.
Богатый и знаменитый ребенок
Когда первый предок Вандербильтов приехал в Америку в 1650 году, его вовсе нельзя было назвать богачом. Бедному голландскому переселенцу Яну Артсону пришлось потратить несколько лет, чтобы накопить на поездку до Нового Амстердама. На протяжении целых поколений его семья жила скромной жизнью на Статен-Айленде.
Но к 1850-м годам все изменилось. Корнелиус Вандербильт создал целую транспортную империю и активно развивал ее. По словам семейного историка Альфреда Вандербильта III, у его предка было «больше кораблей, чем у ВМС США, и больше денег, чем у Министерства финансов США». Гений логистики, Корнелиус Вандербильт также занимался железнодорожными перевозками. Его наследие — более $100 млн и Центральная железная дорога Нью-Йорка.
К тому времени, как его правнук Реджинальд Клейпул Вандербильт получил свою долю в наследстве, семейное состояние оценивалось уже в гораздо большую сумму. Но вместо того, чтобы вести бизнес, Реджинальд Вандербильт жил на широкую ногу и тратил доставшиеся ему в наследство миллионы долларов на выпивку и лошадей. Он был дважды женат. Во второй раз наследник знаменитой династии женился в 43 года: его избранницей стала 17-летняя Глория Мерседес Морган. Менее чем через год у пары родилась дочь, которую назвали Глория Лаура Вандербильт. Молодые родители сразу же вручили ребенка няне Эмме Кейслих и отправились в 10-месячное путешествие.
«Я была ребенком. Поэтому они думали, что нет смысла проводить со мной время», – писала Глория Вандербильт в 2016 году в книге «Радуга приходит и уходит» (The Rainbow Comes and Goes). Вскоре после возвращения домой Реджинальд Вандербильт в возрасте всего 45 лет скончался от цирроза печени. Впоследствии Глория Вандербильт писала: «Мой отец умер, когда мне было 15 месяцев. Я совсем не помню его. Я никогда не скучала по нему, пока не узнала, что не иметь отца – это странно».
Всю свою непродолжительную жизнь Реджинальд Вандербильт только и делал, что спускал семейное состояние. В итоге он умер в долгах, а на его счету в банке было всего $423 761. Его молодая жена почти ничего не получила. Но его дочь Глория и ее старшая сводная сестра Кэтлин унаследовали доли в трасте на $5 млн, который создал их дед. Так, Глория унаследовала состояние в $2,5 млн, что в пересчете на сегодняшний день составляет около $36 млн. А ее молодая мать осталась почти ни с чем.
Андерсон Купер рассказал, что его мать часто цитировала американскую писательницу Мэри Гордон. В одной из своих книг Гордон заметила, что «девушка, выросшая без отца, думает, что все возможно, но ничто не безопасно». По его словам, эта цитата была лейтмотивом жизни Глории Вандербильт. Как только умер ее отец, ее мир начал разваливаться.
«Таинственная незнакомка»
После смерти мужа Глория Морган-Вандербильт уехала в Париж вместе со своей матерью Нани Морган и годовалой дочкой. Компанию им составила няня Эмма Кейслих, которую в доме Вандербильтов называли Додо. Поскольку Глория Морган-Вандербильт сама была несовершеннолетней, она не могла распоряжаться наследством дочери. Поэтому Джеймс Фоули, судья Нью-Йоркского суда по наследственным делам и управляющий трастовым фондом Вандербильтов, решил ежемесячно выплачивать ей $4000 на траты по уходу за ребенком.
Прекрасная Глория Морган-Вандербильт вскоре стала известной в светских кругах Парижа. Она часто посещала балы, коктейльные вечеринки и торжественные мероприятия. Все это, конечно, стоило денег. «Глория Морган-Вандербильт тратила большую часть средств, которые были выделены на уход за ребенком, на светскую жизнь. Счета росли, но она продолжала проматывать состояние, которое принадлежало моей матери», – говорит Андерсон Купер.
В то же время маленькая Глория думала, что ее семья — это ее няня и бабушка. Она называла их «мама Додо и папа Нани». Свою собственную мать она видела лишь мимоходом. «Моя мама видела лишь загадочную фигуру, исчезающую в коридоре. Ей тогда было всего восемь лет, а ее мать каждую ночь ходила на вечеринки и приводила домой разных людей. Это воспитание действительно нельзя назвать хорошим», – рассказывает Купер.
Много лет спустя в письмах сыну Глория Вандербильт описывала свою мать как «таинственную незнакомку». Она писала: «Мне хотелось общаться со своей матерью, чувствовать, что мы семья, но мне не удавалось привлечь ее внимание». В конце концов, хрупкая семья начала распадаться. Глория Морган-Вандербильт обручилась с немецким князем Фриделем Гогенлоэ.