Свобода выбора. Как выглядят самые прогрессивные детские сады
Развивающие игры, чуткость и осуществление желаний — основные компоненты детских садов нового типа
Современный детский садик — это уже не место для «передержки» маленьких непосед. Родители хотят, чтобы дети не просто были под присмотром, пока мама с папой заняты. У детства появляется концепция.
Кажется, что концепций много. На сайте Федерального института развития образования (ФИРО) выложено 27 рамочных программ для дошколки, на базе которых можно написать и собственную. Все они так или иначе предполагают создание условий для полноценного проживания детства и гармоничного развития. Однако одни, говорит старший специалист в области образования Всемирного банка Тигран Шмис, больше ориентированы на воспитателя, другие — на ребенка. По программам первого типа до сих пор работает большинство российских детских садов. «Занятия похожи на школьные и основываются на единых нормативах, которые дети должны усвоить. Ребенку остается только следовать по курсу», — поясняет ведущий научный сотрудник ФИРО-РАНХиГС Владимир Загвоздкин.
Но современный образовательный стандарт, действующий с 2014 года, поддерживает те программы, в центре которых стоит ребенок. В садах нового типа дети играют, развивают исследовательскую деятельность и общение. В диалоге со взрослыми они участвуют в планировании своих занятий. Сад может использовать разные техники и методики: по-настоящему инновационную программу нельзя реализовать шаблонным образом, говорит Загвоздкин. «Такая система для нас новая, и мы только учимся в ней работать», — отмечает он. Мы отобрали шесть интересных и показательных проектов.
Детский клуб Wunderpark
деревня Борзые, Московская область
Вступительный взнос: 100 000 рублей
Стоимость посещения: 115 000 рублей в месяц
Этот клуб в 2013 году открыла Марина Мордашова — жена владельца «Северстали». Идея пришла ей в голову после долгих поисков подходящего развивающего центра для старшей дочери. Муж велел «делать и ничего не бояться», писал Tatler. «Разноцветные билборды, кричащая реклама детских садов в интернете обещают сделать из вашего ребенка не просто достойного человека, а вундеркинда и чуть ли не нобелевского лауреата с малых лет, — отмечала Мордашова, представляя свой проект в колонке главного редактора журнала Wunderpark. — На деле же погоня за деньгами приводит к созданию совершенно невыносимых для детей учебных программ и условий».
Воспитание детей в ее клубе ведется параллельно по двум программам раннего развития: российской «Тропинки» и британской The International Early Years Curriculum. «Тропинки» — одна из тех программ, что появились после введения в России нового образовательного стандарта в 2014 году. Стандарт считается одним из самых прогрессивных в мире, там множество инноваций вроде поддержки детской инициативы, развития связи с семьей ребенка, внедрения принципов равноправия по отношению ко всем участникам образовательного процесса. Обе программы позволяют развить в ребенке гармоничную личность, желающую учиться, коммуницировать и сознавать свои успехи, отмечается на сайте. «У детей формируются продуктивное воображение, любознательность, ориентация на позицию другого человека, волевые качества, элементы рефлексии», — говорит представитель студии.
В Wunderpark огромная инфраструктура для детского развития. Там есть интерактивный «Город профессий», футбольное поле с профессиональным покрытием, сад звуков и сад фактур, тарзанка и батуты, а еще настоящий вертолет МИ-2. В течение дня здесь занимаются кулинарией, Lego education и арт-диско, ставят кукольные спектакли и играют в интерактивных монтессори-зонах.
МДОУ «Некоузский детский сад №3»
село Новый Некоуз, Ярославская область
Стоимость посещения: 92 рубля в день
Здесь внедрена одна из самых юных детсадовских программ — «ПРОдетей», созданная «Университетом детства» в 2017 году и тогда же взятая для апробации детским садом в Новом Некоузе.
У программы российские корни: она основана на принципах, разработанных известным советским психологом Львом Выготским (к слову, труды Выготского признаны и на Западе — например, на них базируются некоторые образовательные программы США). Выготский считал, что воспитание — активный процесс с трех сторон: самостоятельный ребенок, воспитатель, который наблюдает и помогает, и среда между ними. Поэтому, рассказывает воспитатель Аида Аскерова, педагоги спросили детей, каким бы им хотелось видеть свой сад, и воплотили детские пожелания вместе с родителями. Так, в группах появились контейнеры для хранения личных сокровищ и детских планов, которые они пишут на день. А игрушки и материалы воспитатели разместили таким образом, чтобы дети могли самостоятельно использовать их в активное время, а затем убирать на место.