В неорусском стиле
В декабре в пространстве бывшей электростанции 1907 года постройки на острове Балчуг открывается «Дом культуры ГЭС-2», созданный фондом V-A-C миллиардера Леонида Михельсона. Это, пожалуй, самая серьезная частная инвестиция в современное искусство.
Фонд V-A-C, основанный в 2009 году главой «Новатэка» миллиардером Леонидом Михельсоном и итальянским арт-менеджером Терезой Мавикой, развивает современное искусство, будь то живопись, аудиоинсталляции, перформанс, драматический спектакль, современный танец или даже мыльная опера. V-A-C (директор — Тереза Мавика) демонстрирует планетарные амбиции: поддерживает Венецианскую биеннале, устраивает совместные выставки с ведущими мировыми галереями и музеями, помогает Зальцбургскому фестивалю. В 2015 году структуры Леонида Михельсона выкупили у «Мосэнерго» здание выведенной из эксплуатации ГЭС-2 1907 года постройки за 1,7 млрд рублей, и начался процесс реконструкции и создания нового московского городского пространства на площади более 2 га. Называлась сумма инвестиций — 8 млрд рублей.
Над созданием обновленной «ГЭС-2» начало работать архитектурное бюро RPBW притцкеровского лауреата Ренцо Пьяно. Апокрифы свидетельствуют: на первой встрече Леонида Михельсона и Ренцо Пьяно в Париже бизнесмен сообщил архитектору, что ему нужно здание, которое простоит лет сто, не меньше. На что Пьяно отвечал, что он оперирует датами от 500 лет и более. Прилетев в Москву и прогулявшись по окрестностям Балчуга, Пьяно составил внушительный список зданий вокруг ГЭС, «которые ему понадобятся». «Чтобы снести», — со смехом уточнил Леонид Михельсон прессе осенью 2019 года. Удалив десятки построек (уцелели только хранилища «Своды» XIX века водочного магната Смирнова), Ренцо Пьяно сосредоточился на здании бывшей Центральной электрической станции городского трамвая, построенной в неорусском стиле в 1907 году архитектором Василием Башкировым при участии инженера Василия Шухова.
Концепция обновленного пространства корректировалась по мере того, как шла реконструкция и реставрация. Сохранили и восстановили фирменные шуховские сетчатые несущие конструкции, использовав ту же технологию заклепок, что и 100 лет назад, а также метлахскую плитку на полу, лестничные марши, каменные ступени и лепной декор. Архитектор углубился вниз на два этажа (для обеспечения гидроизоляции забили 1554 сваи), и там разместили подземный паркинг и хранилище для коллекций фонда. Наземное пространство тактично разделили на четыре этажа, где оборудованы