Кабинет для фрилансера
Юрист из Харькова зарабатывает 25 млн рублей в год на автоматизации работы с внештатниками
Сорокалетний Павел Шинкаренко похож на «цифрового кочевника» — пару часов назад он прилетел в Москву из Мексики и с воодушевлением рассказывает о плюсах работы фрилансеров из-за рубежа с российскими заказчиками. Но сам он зарабатывает не на фрилансе. Более 10 лет Шинкаренко был юристом, а в 2014-м придумал сервис, который упрощает жизнь компаниям, взаимодействующим с внештатниками. Его проект Solar Staff позволяет ставить задачи, принимать выполненную работу и отправлять исполнителям гонорары без бумажной волокиты. Оборот всех выплат через сервис в 2020 году превысил 4 млрд рублей, прибыль составила 25,8 млн рублей.
Павел Шинкаренко родился в Санкт-Петербурге в семье рабочих — газорезчика и крановщицы. Через несколько лет семья переехала в Лисичанск на северо-западе Луганской области на Украине. После окончания школы Шинкаренко поступил в Донбасский горно-металлургический институт (ДГМИ), но всегда мечтал стать юристом и каждое лето штурмовал Харьковскую юракадемию. «Получилось только с третьего раза: перевелся на факультет юстиции, когда был на третьем курсе ДГМИ», — вспоминает предприниматель. На последних курсах он устроился в частную компанию «Научно-аналитический центр права». Вскоре обзавелся семьей и для дополнительного заработка решил заняться юридическими консультациями для набирающей обороты отрасли интернет-бизнеса. Открыл ЧП (украинский аналог ИП) и начал частную практику.
Первые полтора-два года работал один: консультировал несколько небольших харьковских компаний, а также зарубежную Ambercore Software, которая в то время открывала офис на Украине. Искать клиентов было несложно, вспоминает он: «Интернет-компаний в Харькове было раз-два и обчелся, а юристов, которые могли их консультировать, вообще не было». Зарабатывать удавалось по несколько тысяч долларов в месяц.
В 2007 году у компании появился первый московский клиент — разработчик ПО и маркетинговая компания Adlabs. Тогда Шинкаренко понял, что «московский рынок в разы больше харьковского», и решил перебраться в российскую столицу: закрыл харьковское ЧП и пригласил на должность первого сотрудника приятеля по юракадемии Алексея Нечипаса.
Компанию в Москве Шинкаренко назвал «Сенешаль» и в качестве сооснователей пригласил гендиректора компании Adlabs Романа Банделюка и ее совладельца Антона Романова. По словам Шинкаренко, они согласились вложить в «Сенешаль» около $20 000 в обмен на доли 34% и 33% соответственно (позднее, в 2013-м, Шинкаренко выкупил долю каждого за $30 000). Инвестиции пошли на разработку сайта, первые рекламные кампании и участие в профильных конференциях. Спустя несколько месяцев после старта дело приносило уже по 100 000 рублей прибыли в месяц, говорит предприниматель.
Как к специалисту по интернет-праву к Шинкаренко часто обращались за консультациями по вопросам новых медиа — соцсетей и интернет-СМИ. Тогда, чтобы не упускать клиентов, он решил привлечь к работе партнера — специалиста по правам в медиа Лейлу Нейман, которая работала в сфере защиты прав на контент в музыкальной и киноиндустрии в фирме «Штейман, Нейман и партнеры». Вместе в конце 2009 года они зарегистрировали новое ООО «Сенешаль Нейман», 20% в нем, по данным СПАРК, отошло Шинкаренко, по 25% — Баранову и Банделюку и 30% — Нейман.
Существенного роста в доходах, впрочем, это дело не принесло. Тогда Шинкаренко решил добавить еще одну услугу — консультации по налогам для владельцев российских интернет-компаний с офисами за рубежом. В 2011-м вместе с партнером юристом Константином Лукинским запустил в Гонконге Seneschal International Consulting Limited. Партнеры «помогали компаниям выходить за рубеж и строить эффективные налоговые механизмы» и получали по $1 млн выручки и $400 000 прибыли в год. Клиентами Seneschal International были Rambler, Adlabs, SeoPult и др. «Сенешаль Нейман» Шинкаренко покинул «на условиях обоюдного согласия», отдав свою долю Нейман.