Что значит «цифра»
История развития интернета показывает, чем плох и какими проблемами чреват тот словарь, которым мы активно продолжаем пользоваться.
На заре интернета, в конце прошлого века для его описания часто использовали метафору information superhighway — «информационная супермагистраль». В начале XXI века постепенно стало ясно, что интернет гораздо больше, чем просто канал распространения информации, гораздо больше, чем новый транспорт для старого контента, и сравнение с автобаном потихоньку отмерло. А вот иллюзия, из которой оно родилось, и пристрастие к слову «информационный» по делу и не по делу оказались очень живучи и местами неожиданно проявляют себя до сих пор. Одной из первых жертв невольной дезинформации с использованием красивых околоинформационных метафор (в первую очередь той самой, про супермагистраль) стала пресса. Как раз на рубеже веков у традиционных СМИ стал появляться первый, поначалу вялый интерес к интернету, и одновременно энтузиасты-стартаперы начали экспериментировать с журналистикой в новой среде — в онлайне. Для многих традиционных издателей интернет представлялся транспортом в самом прямом смысле этого слова. Мне самому довелось присутствовать в 1990-е на совещании в городке Гютерсло в одном из крупнейших медиаконцернов мира, где маститые и очень опытные участники сошлись во мнении, что правильно будет использовать интернет для доставки PDF бумажной версии газеты или журнала тем подписчикам, кто мечтает о передовых технологиях. Сайт же издания должен служить только его информационной витриной: там можно оформить подписку (как онлайновую, так и офлайновую), ознакомиться с лучшими авторами, почитать историю журнала — но ни в коем случае не сам журнал.
Вариант онлайновой версии собственно изданий был отвергнут единодушно. Все сошлись во мнении, что печатное издание — это сложное произведение, в котором важны и верстка, и типографика, и ясная читателю разбивка на полосы, и тонкая работа бильд-редактора — все это невозможно передать на экране. И именно поэтому интернет нельзя рассматривать в какой-то иной роли, кроме транспортной для доставки медиапродукта. Магистраль и есть магистраль: по ней газеты возят, на саму газету дорога не влияет.
Одновременно с такими совещаниями больших профессионалов медиабизнеса уже в менее пафосных местах собирались другие люди, для которых было интересно не сохранить все традиционные атрибуты прессы в новой среде, а использовать особенности этой среды, которыми никакие старые СМИ технически не могли обладать. В истории Рунета эти процессы нашли красивое отражение: в 1996-м Антон Носик начал вести онлайновый обзор веб-сайтов, жанр до интернета не существовавший. Его «Вечерний Интернет» стал популярнее сайтов традиционных СМИ, и логично, что в 1999 году именно Антон стал редактором первой в России ежедневной