Режиссер Антон Мегердичев — как кино может зомбировать зрителя

ВедомостиРепортаж

Антон Мегердичев: Хотите что-то изменить — так меняйте сейчас

Николай Корнацкий
пт. 18.07.2025

Алексей Орлов / Ведомости

В прокате идет «Плагиатор» – романтическая комедия, напоминающая завязкой и «Назад в будущее», и Yesterday, и «Окно в Париж». По сюжету музыкант-неудачник Егор (Роман Евдокимов) работает в караоке-баре и помогает гостям вытягивать трудные ноты известных хитов. Однажды сама судьба подкидывает ему отличную возможность заработать – парень случайно открывает портал в 1991 г., когда еще никто не плакал над техно, а слова «только» и «рюмка водки на столе» еще не сцепились прочно в одну строчку. Вся история российского шоу-бизнеса теперь в руках Егора, хотя хочет он лишь одного – быть счастливым в своем времени со своей девушкой (Стася Милославская).

Удивительно, но этот легкий летний фильм (совместное производство «Марс медиа» и Arna Media) снял признанный постановщик больших и зрелищных эпиков Антон Мегердичев – режиссер «Метро», «Движения вверх» и «Сердца пармы». В интервью «Ведомостям» Мегердичев рассказывает, почему решил отдохнуть от жанра экшн, как сам мечтал стать звездой рокн-ролла, но размагнитил все свои записи, а также рассуждает, как кино может зомбировать зрителя.

– Так все-таки ваш герой Егор – талантливый музыкант?

– Безусловно, да.

– Тогда почему все у него не ладится? Как говорит его мама: «Недостаточно сильно захотел»?

– Этот вопрос я исследую всю жизнь. Я знаю очень многих по-настоящему талантливых людей, которые почему-то не имеют успеха. И наоборот, есть масса счастливчиков – совершенно «деревянных», слабо образованных, что ни делают – все посредственно. И вдруг выдают бешеный хит. Проблему Егора я для себя обрисовал так – он пытается делать что-то свое, при этом хочет быть понятым публикой. И поэтому как бы завис в пространстве: он не гений, но и недостаточно пошл, чтобы нравиться. Мне кажется, любой, кто пытался писать стихи или песни, понимает его состояние – когда ты вроде бы все делаешь как надо, а оно не работает. Мучаешься, страдаешь, пока в итоге не повторяешь за поэтом Иваном Бездомным: «Обязуюсь не писать стихов». Но Егору всего 30, в нем еще горит этот огонек, и он пытается, ищет.

Однако для меня важнее не вопрос, талантлив он или нет. Мне кажется, сама идея – что надо обязательно стремиться к успеху – далеко не всегда, прошу прощения за тавтологию, успешна. В том смысле, что стремление преуспеть необязательно приводит к гармонии. Егор «подправил» неправильное прошлое, добился материального благополучия – однако счастлив ли он? Мне бы хотелось, чтобы после просмотра зритель вынес одну мысль – не надо сожалеть о прошлом. Наоборот, надо ценить этот бесценный опыт проб и ошибок, который сделал вас такими, какие вы есть. А если хотите что-то изменить – так меняйте сейчас, вы же живы.

– Состояние «делаешь как надо, а не работает» – это вы говорите и про собственный опыт тоже? Вы же занимались музыкой, насколько я понимаю?

– Да, я учился в музыкальной школе по классу виолончели пять с половиной лет, но предпочел спорт – я занимался фехтованием на саблях. Хотя до 10-го класса еще иногда играл в квартетах. А потом у меня, как у всех советских школьников тех лет, появилось желание стать звездой рок-н-ролла. Я стал сам сочинять песни под гитару – хватило на две кассеты. Позднее я все переслушал и размагнитил, сказав себе: «Да никогда больше». У меня никак не получалось совместить слова с музыкой так, чтобы... Я в качестве примера всегда привожу песню Цоя «Печаль»: «Дом стоит, свет горит. Из окна видна даль. Так откуда взялась печаль?» Казалось бы, не то чтобы какая-то сложная лирика. Аккорда два. А вся страна рыдает. Просто в ком-то есть Бог, а в ком-то его нет. И когда приходишь к этому осознанию, начинаешь ценить талант – людей, у кого получается то, что не получается у тебя.

– Не помните, о чем сочиняли песни? О любви?

– Ох, уже не помню. Но о чем пишут песни десятиклассники? Наверняка о любви. И гражданские песни тоже – как раз тогда вышел самый популярный альбом Цоя «Группа крови». «Между землей и небом – война», вот это все. Мы его все заслушали на кассетах и что-то писали в этом духе.

– В фильме еще есть герой Максима Лагашкина, который всю жизнь жалеет, что так и не стал профессиональным виолончелистом. Это не автобиографическая деталь?

– Нет. Это было в сценарии Ильи и Светы Шиловских.

– Но вы соавтор «Плагиатора»? Кажется, вообще впервые указаны в титрах как сценарист.

– Я на каждом фильме что-то пишу. Но я ни в ком случае не автор сценария, потому что в моем понимании сценарист – это тот, кто сражается с белым листком бумаги. А я всего лишь адаптировал сценарий под реальность и под свое понимание. На «Плагиаторе» я дописал довольно много, поэтому позволил себе разделить титр.

– А много было драфтов? У фильма очень длинный список сценаристов.

– Первый драфт написал Илья Шиловский, к сожалению, покойный сейчас, и Света. Я получил текст, когда Ильи уже не было. И там были какие-то нерешенные вещи – непонятно, как сценически их делать. Мы начали писать с одним автором, потом с другим. Потом все заглохло. А затем появился квартет «Заячий стон», который предложил пару интересных шуток и ходов. Так образовался огромный массив идей, тем не менее базирующихся на варианте Шиловских. И я уже сел и где-то за месяц-полтора свел все в единый текст, который был принят в производство.

– Один вариант написал Роман Кантор, правильно?

– Да, Кантор написал сценарий, но концептуально ушел в более взрослое кино. Он рассматривал шоу-бизнес как такой рассадник порока, что, может быть, и правильно. (Смеется.) Но нам с продюсерами и мне лично хотелось все-таки сделать чуть-чуть наивное кино о любви. Такую сказку для взрослых.

«Я никогда не думал, что это столько стоит»

– Почему портал в прошлое открывается именно в лето 1991 г.?

– Совершенно рандомная история, так уже было в сценарии. Если порассуждать – наверное, потому, что это Советский Союз на излете, уже обреченный и к тому времени сильно похожий на детский сад. Тогда было много радости, можно было творить какие-то шалости, но еще не пришла настоящая чернуха. Начало 1990-х было все-таки светлым временем – что для нашей темы было очень нужно.

– И для вас тоже это было светлое время?

– Да, ровно таким оно мне и запомнилось. Я тогда был молодым человеком, мне исполнилось 22. Я вот-вот должен был окончить институт. И тогда мы все наивно полагали, что теперь-то мы знаем, как все должно быть. Русский человек во все верит «с головой». Как сначала он поверил в коммунистическую идею, так в 1990-е гг. он искренне поверил в идею рынка. Нам читали политэкономию, про акционерные общества, все было красиво – казалось, что сейчас все устроится. Талантливый, образованный человек начнет зарабатывать, а неталантливый – нет, и это справедливо. Но все случилось как случилось. И через несколько лет все – вне зависимости от образования и талантов – пошли торговать носками.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Домой, в Павловск Домой, в Павловск

Как ищут утраченные произведения искусства из коллекции Павловского дворца

СНОБ
«Медицина стала точной наукой» «Медицина стала точной наукой»

Революция в изучении человека и новые методы терапии рака: мнение профессора РАН

Монокль
Пластик, металл, стекло: какая посуда подходит для микроволновки Пластик, металл, стекло: какая посуда подходит для микроволновки

Какая посуда безопасна для микроволновки, а от какой лучше отказаться?

CHIP
Любви все возрасты покорны Любви все возрасты покорны

Встретить свою судьбу можно и после 60 лет: история Светланы Черновой

Лиза
«Человек собаке друг, это знают все вокруг»: 10 знаменитых собак-героев «Человек собаке друг, это знают все вокруг»: 10 знаменитых собак-героев

10 псов, которые заметно отличились и вошли в историю

ТехИнсайдер
Стрелы, драки, интриги: главные скандалы с папарацци в истории фотожурналистики Стрелы, драки, интриги: главные скандалы с папарацци в истории фотожурналистики

Знаковые моменты из истории самого скандального жанра фотожурналистики

Правила жизни
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Мы из девяностых: 8 смешных, злых и мимишных версий «Оки» Мы из девяностых: 8 смешных, злых и мимишных версий «Оки»

Самые яркие проекты модернизации «Оки»

ТехИнсайдер
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Твоя принцесса в другом замке: самые безумные фанатские теории о Супер Марио Твоя принцесса в другом замке: самые безумные фанатские теории о Супер Марио

Весь мир — театр, а Марио — коммунист: самые нелепые теории о мире Супер Марио

Правила жизни
Пророческий мультсериал: 7 сбывшихся предсказаний из «Симпсонов» Пророческий мультсериал: 7 сбывшихся предсказаний из «Симпсонов»

Про 7 самых интересных предсказаний «Симпсонов», которые сбылись

ТехИнсайдер
На Марсе будут расти дома: ученые придумали способ, который решит проблему колонизации На Марсе будут расти дома: ученые придумали способ, который решит проблему колонизации

Как строить из того, что предлагает сам Марс?

Inc.
«Все это было чудом» «Все это было чудом»

«Союз» — «Аполлон»: пример того, что космос возможен как зона сотрудничества

Монокль
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
Разблокировка на доверии Разблокировка на доверии

Как действует механизм разблокировки замороженных активов через траст

Ведомости
Рожденные революцией Рожденные революцией

Как технологическая революция полностью изменит привычные нам гаджеты

Правила жизни
Любовь победит Любовь победит

Регина Тодоренко и Влад Топалов — о работе над проектом «Ставка на любовь»

OK!
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Кабачки Кабачки

Куда девать кабачки летом?

Здоровье
РНК нейрональных предшественников в гиппокампе указала на нейрогенез у взрослых РНК нейрональных предшественников в гиппокампе указала на нейрогенез у взрослых

Как ученые подтвердили нейрогенез у взрослых

N+1
Сироп от кашля защищает мозг от слабоумия Сироп от кашля защищает мозг от слабоумия

Появилось доступное средство для замедления прогрессирования деменции

ТехИнсайдер
«Нас отменили в один день». Что делать, чтобы возродить бренд — опыт «Боржоми» «Нас отменили в один день». Что делать, чтобы возродить бренд — опыт «Боржоми»

Как возрождался известный еще с советского времени бренд «Боржоми»

Inc.
Опасная иллюзия: почему не стоит путать искусственный интеллект с чат-ботами Опасная иллюзия: почему не стоит путать искусственный интеллект с чат-ботами

ИИ — спаситель человечества или его зловещий повелитель?

Forbes
«Немцы после войны: Как Западной Германии удалось преодолеть нацизм» «Немцы после войны: Как Западной Германии удалось преодолеть нацизм»

Как тяготы послевоенного периода заставили немцев чувствовать себя жертвами

N+1
Юрий Васильев: «Некто Ширвиндт» Юрий Васильев: «Некто Ширвиндт»

Александра Анатольевича все в Театре сатиры называли просто Шурой

Коллекция. Караван историй
До чего доводят технологии: 5 романов о вызовах цифровой реальности До чего доводят технологии: 5 романов о вызовах цифровой реальности

Подборка фантастических романов о последствиях технического прогресса

ТехИнсайдер
Несчастные случаи, нарушение техники безопасности и халатность: 7 самых страшных промышленных катастроф в мире Несчастные случаи, нарушение техники безопасности и халатность: 7 самых страшных промышленных катастроф в мире

Когда на фабриках и заводах случались серьезные катастрофы

ТехИнсайдер
Правила жизни Тома Хэнкса Правила жизни Тома Хэнкса

Правила жизни актера Тома Хэнкса

Правила жизни
Открыть в приложении