Режиссер Антон Мегердичев — как кино может зомбировать зрителя

ВедомостиРепортаж

Антон Мегердичев: Хотите что-то изменить — так меняйте сейчас

Николай Корнацкий
пт. 18.07.2025

Алексей Орлов / Ведомости

В прокате идет «Плагиатор» – романтическая комедия, напоминающая завязкой и «Назад в будущее», и Yesterday, и «Окно в Париж». По сюжету музыкант-неудачник Егор (Роман Евдокимов) работает в караоке-баре и помогает гостям вытягивать трудные ноты известных хитов. Однажды сама судьба подкидывает ему отличную возможность заработать – парень случайно открывает портал в 1991 г., когда еще никто не плакал над техно, а слова «только» и «рюмка водки на столе» еще не сцепились прочно в одну строчку. Вся история российского шоу-бизнеса теперь в руках Егора, хотя хочет он лишь одного – быть счастливым в своем времени со своей девушкой (Стася Милославская).

Удивительно, но этот легкий летний фильм (совместное производство «Марс медиа» и Arna Media) снял признанный постановщик больших и зрелищных эпиков Антон Мегердичев – режиссер «Метро», «Движения вверх» и «Сердца пармы». В интервью «Ведомостям» Мегердичев рассказывает, почему решил отдохнуть от жанра экшн, как сам мечтал стать звездой рокн-ролла, но размагнитил все свои записи, а также рассуждает, как кино может зомбировать зрителя.

– Так все-таки ваш герой Егор – талантливый музыкант?

– Безусловно, да.

– Тогда почему все у него не ладится? Как говорит его мама: «Недостаточно сильно захотел»?

– Этот вопрос я исследую всю жизнь. Я знаю очень многих по-настоящему талантливых людей, которые почему-то не имеют успеха. И наоборот, есть масса счастливчиков – совершенно «деревянных», слабо образованных, что ни делают – все посредственно. И вдруг выдают бешеный хит. Проблему Егора я для себя обрисовал так – он пытается делать что-то свое, при этом хочет быть понятым публикой. И поэтому как бы завис в пространстве: он не гений, но и недостаточно пошл, чтобы нравиться. Мне кажется, любой, кто пытался писать стихи или песни, понимает его состояние – когда ты вроде бы все делаешь как надо, а оно не работает. Мучаешься, страдаешь, пока в итоге не повторяешь за поэтом Иваном Бездомным: «Обязуюсь не писать стихов». Но Егору всего 30, в нем еще горит этот огонек, и он пытается, ищет.

Однако для меня важнее не вопрос, талантлив он или нет. Мне кажется, сама идея – что надо обязательно стремиться к успеху – далеко не всегда, прошу прощения за тавтологию, успешна. В том смысле, что стремление преуспеть необязательно приводит к гармонии. Егор «подправил» неправильное прошлое, добился материального благополучия – однако счастлив ли он? Мне бы хотелось, чтобы после просмотра зритель вынес одну мысль – не надо сожалеть о прошлом. Наоборот, надо ценить этот бесценный опыт проб и ошибок, который сделал вас такими, какие вы есть. А если хотите что-то изменить – так меняйте сейчас, вы же живы.

– Состояние «делаешь как надо, а не работает» – это вы говорите и про собственный опыт тоже? Вы же занимались музыкой, насколько я понимаю?

– Да, я учился в музыкальной школе по классу виолончели пять с половиной лет, но предпочел спорт – я занимался фехтованием на саблях. Хотя до 10-го класса еще иногда играл в квартетах. А потом у меня, как у всех советских школьников тех лет, появилось желание стать звездой рок-н-ролла. Я стал сам сочинять песни под гитару – хватило на две кассеты. Позднее я все переслушал и размагнитил, сказав себе: «Да никогда больше». У меня никак не получалось совместить слова с музыкой так, чтобы... Я в качестве примера всегда привожу песню Цоя «Печаль»: «Дом стоит, свет горит. Из окна видна даль. Так откуда взялась печаль?» Казалось бы, не то чтобы какая-то сложная лирика. Аккорда два. А вся страна рыдает. Просто в ком-то есть Бог, а в ком-то его нет. И когда приходишь к этому осознанию, начинаешь ценить талант – людей, у кого получается то, что не получается у тебя.

– Не помните, о чем сочиняли песни? О любви?

– Ох, уже не помню. Но о чем пишут песни десятиклассники? Наверняка о любви. И гражданские песни тоже – как раз тогда вышел самый популярный альбом Цоя «Группа крови». «Между землей и небом – война», вот это все. Мы его все заслушали на кассетах и что-то писали в этом духе.

– В фильме еще есть герой Максима Лагашкина, который всю жизнь жалеет, что так и не стал профессиональным виолончелистом. Это не автобиографическая деталь?

– Нет. Это было в сценарии Ильи и Светы Шиловских.

– Но вы соавтор «Плагиатора»? Кажется, вообще впервые указаны в титрах как сценарист.

– Я на каждом фильме что-то пишу. Но я ни в ком случае не автор сценария, потому что в моем понимании сценарист – это тот, кто сражается с белым листком бумаги. А я всего лишь адаптировал сценарий под реальность и под свое понимание. На «Плагиаторе» я дописал довольно много, поэтому позволил себе разделить титр.

– А много было драфтов? У фильма очень длинный список сценаристов.

– Первый драфт написал Илья Шиловский, к сожалению, покойный сейчас, и Света. Я получил текст, когда Ильи уже не было. И там были какие-то нерешенные вещи – непонятно, как сценически их делать. Мы начали писать с одним автором, потом с другим. Потом все заглохло. А затем появился квартет «Заячий стон», который предложил пару интересных шуток и ходов. Так образовался огромный массив идей, тем не менее базирующихся на варианте Шиловских. И я уже сел и где-то за месяц-полтора свел все в единый текст, который был принят в производство.

– Один вариант написал Роман Кантор, правильно?

– Да, Кантор написал сценарий, но концептуально ушел в более взрослое кино. Он рассматривал шоу-бизнес как такой рассадник порока, что, может быть, и правильно. (Смеется.) Но нам с продюсерами и мне лично хотелось все-таки сделать чуть-чуть наивное кино о любви. Такую сказку для взрослых.

«Я никогда не думал, что это столько стоит»

– Почему портал в прошлое открывается именно в лето 1991 г.?

– Совершенно рандомная история, так уже было в сценарии. Если порассуждать – наверное, потому, что это Советский Союз на излете, уже обреченный и к тому времени сильно похожий на детский сад. Тогда было много радости, можно было творить какие-то шалости, но еще не пришла настоящая чернуха. Начало 1990-х было все-таки светлым временем – что для нашей темы было очень нужно.

– И для вас тоже это было светлое время?

– Да, ровно таким оно мне и запомнилось. Я тогда был молодым человеком, мне исполнилось 22. Я вот-вот должен был окончить институт. И тогда мы все наивно полагали, что теперь-то мы знаем, как все должно быть. Русский человек во все верит «с головой». Как сначала он поверил в коммунистическую идею, так в 1990-е гг. он искренне поверил в идею рынка. Нам читали политэкономию, про акционерные общества, все было красиво – казалось, что сейчас все устроится. Талантливый, образованный человек начнет зарабатывать, а неталантливый – нет, и это справедливо. Но все случилось как случилось. И через несколько лет все – вне зависимости от образования и талантов – пошли торговать носками.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как USAID научило армян ненавидеть Россию Как USAID научило армян ненавидеть Россию

Операция USAID под кодовым названием «Армения» войдет в учебники

Монокль
In & out In & out

Создатель бренда «Прошуттерия»: мастер-класс по неймингу и корпоративам

Собака.ru
Регионы России, которые сильнее всего пострадали от внутреннего туризма Регионы России, которые сильнее всего пострадали от внутреннего туризма

Россияне открывают Алтай и Калининград... но не везде к этому готовы

Maxim
Спрос на российскую высокотехнологичную продукцию растет Спрос на российскую высокотехнологичную продукцию растет

Ставка — на локализацию

Эксперт
Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине

О чем не стоит рассказывать даже маме?

VOICE
Олег Фомин: «Абдулов говорил коллегам: «Да ладно, расслабьтесь, Фома все придумает» Олег Фомин: «Абдулов говорил коллегам: «Да ладно, расслабьтесь, Фома все придумает»

Я понимал, что надо рыть носом землю, пока есть силы и здоровье

Коллекция. Караван историй
Самая большая порода котов Самая большая порода котов

Какого кота или кошку завести, если ваша душа требует большой кошачьей любви.

Maxim
Музыкальное образование может снизить возрастные когнитивные изменения Музыкальное образование может снизить возрастные когнитивные изменения

Как обучение музыке защищает мозг от одной из распространенных проблем старения

ТехИнсайдер
Стив Возняк Стив Возняк

Правила жизни инженера и предпринимателя Стива Возняка

Правила жизни
Водолей — это знак Водолей — это знак

Как помочь организму сохранить живительную влагу?

Собака.ru
«Эффект коктейля» для керамических покрытий «Эффект коктейля» для керамических покрытий

Керамика на основе карбида гафния и карбида циркония для агрессинвых сред

Наука и жизнь
Летаем с комфортом: от каких напитков нужно отказаться на борту самолета, а к каким стоит присмотреться? Летаем с комфортом: от каких напитков нужно отказаться на борту самолета, а к каким стоит присмотреться?

Какие напитки лучше пить в самолете?

ТехИнсайдер
Самый научный и логичный в мире: 10 фактов о корейском алфавите Самый научный и логичный в мире: 10 фактов о корейском алфавите

Хангыль: самый простой, логичный и необычный алфавит мира

ТехИнсайдер
Как получить максимум пользы для здоровья от велосипеда: 10 самых мудрых (и простых) правил Как получить максимум пользы для здоровья от велосипеда: 10 самых мудрых (и простых) правил

Десять универсальных законов, помогающих всем освоить велосипед

ТехИнсайдер
От Шекспира до бандита: лучшие роли Константина Райкина От Шекспира до бандита: лучшие роли Константина Райкина

Вспоминаем главные роли Константина Райкина

Правила жизни
Уйди, нечистая! Уйди, нечистая!

Домовые, кикиморы, лешии: откуда взялись и чему служили

Лиза
Когда рук не хватает Когда рук не хватает

Мировой путь автоматизации производства

Эксперт
РНК нейрональных предшественников в гиппокампе указала на нейрогенез у взрослых РНК нейрональных предшественников в гиппокампе указала на нейрогенез у взрослых

Как ученые подтвердили нейрогенез у взрослых

N+1
Биометрия без «дублера» незаконна Биометрия без «дублера» незаконна

Полным ходом идет внедрение биометрии. Однако, лишение свободы выбора незаконно

Монокль
Посвящено Беатриче Посвящено Беатриче

Данте обнаружил, осознал, как мало он знает

Наука и жизнь
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
В поиске общих интересов В поиске общих интересов

Пересечение интересов США и России возможно в энергетике и климатической сфере

Ведомости
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Не вместо, а вместе Не вместо, а вместе

Как гаджеты трансформировали некоторые профессии и что ждет их в ближайшие годы

Правила жизни
Российский шик с японским акцентом Российский шик с японским акцентом

Зачем текстильные компании выбирают коллаборации как главный способ продвижения

Монокль
Гибель «Титаника»: русское эхо трагедии Гибель «Титаника»: русское эхо трагедии

Как гибель «Титаника» отразилась на русских прессе и обществе?

Дилетант
Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах

Работы, которые помогут лучше понять Дэвида Кроненберга

Правила жизни
Чёрные мысли на белом снегу Чёрные мысли на белом снегу

Рассказ Елены Ворон «Чёрные мысли на белом снегу»

Наука и жизнь
Во Франции раскопали детально проработанную голову палеолитической Венеры Во Франции раскопали детально проработанную голову палеолитической Венеры

Чем ученых заинтересовал один из артефактов на стоянке Амьен-Ренанкур-1

N+1
Открыть в приложении