Режиссер Антон Мегердичев — как кино может зомбировать зрителя

ВедомостиРепортаж

Антон Мегердичев: Хотите что-то изменить — так меняйте сейчас

Николай Корнацкий
пт. 18.07.2025

Алексей Орлов / Ведомости

В прокате идет «Плагиатор» – романтическая комедия, напоминающая завязкой и «Назад в будущее», и Yesterday, и «Окно в Париж». По сюжету музыкант-неудачник Егор (Роман Евдокимов) работает в караоке-баре и помогает гостям вытягивать трудные ноты известных хитов. Однажды сама судьба подкидывает ему отличную возможность заработать – парень случайно открывает портал в 1991 г., когда еще никто не плакал над техно, а слова «только» и «рюмка водки на столе» еще не сцепились прочно в одну строчку. Вся история российского шоу-бизнеса теперь в руках Егора, хотя хочет он лишь одного – быть счастливым в своем времени со своей девушкой (Стася Милославская).

Удивительно, но этот легкий летний фильм (совместное производство «Марс медиа» и Arna Media) снял признанный постановщик больших и зрелищных эпиков Антон Мегердичев – режиссер «Метро», «Движения вверх» и «Сердца пармы». В интервью «Ведомостям» Мегердичев рассказывает, почему решил отдохнуть от жанра экшн, как сам мечтал стать звездой рокн-ролла, но размагнитил все свои записи, а также рассуждает, как кино может зомбировать зрителя.

– Так все-таки ваш герой Егор – талантливый музыкант?

– Безусловно, да.

– Тогда почему все у него не ладится? Как говорит его мама: «Недостаточно сильно захотел»?

– Этот вопрос я исследую всю жизнь. Я знаю очень многих по-настоящему талантливых людей, которые почему-то не имеют успеха. И наоборот, есть масса счастливчиков – совершенно «деревянных», слабо образованных, что ни делают – все посредственно. И вдруг выдают бешеный хит. Проблему Егора я для себя обрисовал так – он пытается делать что-то свое, при этом хочет быть понятым публикой. И поэтому как бы завис в пространстве: он не гений, но и недостаточно пошл, чтобы нравиться. Мне кажется, любой, кто пытался писать стихи или песни, понимает его состояние – когда ты вроде бы все делаешь как надо, а оно не работает. Мучаешься, страдаешь, пока в итоге не повторяешь за поэтом Иваном Бездомным: «Обязуюсь не писать стихов». Но Егору всего 30, в нем еще горит этот огонек, и он пытается, ищет.

Однако для меня важнее не вопрос, талантлив он или нет. Мне кажется, сама идея – что надо обязательно стремиться к успеху – далеко не всегда, прошу прощения за тавтологию, успешна. В том смысле, что стремление преуспеть необязательно приводит к гармонии. Егор «подправил» неправильное прошлое, добился материального благополучия – однако счастлив ли он? Мне бы хотелось, чтобы после просмотра зритель вынес одну мысль – не надо сожалеть о прошлом. Наоборот, надо ценить этот бесценный опыт проб и ошибок, который сделал вас такими, какие вы есть. А если хотите что-то изменить – так меняйте сейчас, вы же живы.

– Состояние «делаешь как надо, а не работает» – это вы говорите и про собственный опыт тоже? Вы же занимались музыкой, насколько я понимаю?

– Да, я учился в музыкальной школе по классу виолончели пять с половиной лет, но предпочел спорт – я занимался фехтованием на саблях. Хотя до 10-го класса еще иногда играл в квартетах. А потом у меня, как у всех советских школьников тех лет, появилось желание стать звездой рок-н-ролла. Я стал сам сочинять песни под гитару – хватило на две кассеты. Позднее я все переслушал и размагнитил, сказав себе: «Да никогда больше». У меня никак не получалось совместить слова с музыкой так, чтобы... Я в качестве примера всегда привожу песню Цоя «Печаль»: «Дом стоит, свет горит. Из окна видна даль. Так откуда взялась печаль?» Казалось бы, не то чтобы какая-то сложная лирика. Аккорда два. А вся страна рыдает. Просто в ком-то есть Бог, а в ком-то его нет. И когда приходишь к этому осознанию, начинаешь ценить талант – людей, у кого получается то, что не получается у тебя.

– Не помните, о чем сочиняли песни? О любви?

– Ох, уже не помню. Но о чем пишут песни десятиклассники? Наверняка о любви. И гражданские песни тоже – как раз тогда вышел самый популярный альбом Цоя «Группа крови». «Между землей и небом – война», вот это все. Мы его все заслушали на кассетах и что-то писали в этом духе.

– В фильме еще есть герой Максима Лагашкина, который всю жизнь жалеет, что так и не стал профессиональным виолончелистом. Это не автобиографическая деталь?

– Нет. Это было в сценарии Ильи и Светы Шиловских.

– Но вы соавтор «Плагиатора»? Кажется, вообще впервые указаны в титрах как сценарист.

– Я на каждом фильме что-то пишу. Но я ни в ком случае не автор сценария, потому что в моем понимании сценарист – это тот, кто сражается с белым листком бумаги. А я всего лишь адаптировал сценарий под реальность и под свое понимание. На «Плагиаторе» я дописал довольно много, поэтому позволил себе разделить титр.

– А много было драфтов? У фильма очень длинный список сценаристов.

– Первый драфт написал Илья Шиловский, к сожалению, покойный сейчас, и Света. Я получил текст, когда Ильи уже не было. И там были какие-то нерешенные вещи – непонятно, как сценически их делать. Мы начали писать с одним автором, потом с другим. Потом все заглохло. А затем появился квартет «Заячий стон», который предложил пару интересных шуток и ходов. Так образовался огромный массив идей, тем не менее базирующихся на варианте Шиловских. И я уже сел и где-то за месяц-полтора свел все в единый текст, который был принят в производство.

– Один вариант написал Роман Кантор, правильно?

– Да, Кантор написал сценарий, но концептуально ушел в более взрослое кино. Он рассматривал шоу-бизнес как такой рассадник порока, что, может быть, и правильно. (Смеется.) Но нам с продюсерами и мне лично хотелось все-таки сделать чуть-чуть наивное кино о любви. Такую сказку для взрослых.

«Я никогда не думал, что это столько стоит»

– Почему портал в прошлое открывается именно в лето 1991 г.?

– Совершенно рандомная история, так уже было в сценарии. Если порассуждать – наверное, потому, что это Советский Союз на излете, уже обреченный и к тому времени сильно похожий на детский сад. Тогда было много радости, можно было творить какие-то шалости, но еще не пришла настоящая чернуха. Начало 1990-х было все-таки светлым временем – что для нашей темы было очень нужно.

– И для вас тоже это было светлое время?

– Да, ровно таким оно мне и запомнилось. Я тогда был молодым человеком, мне исполнилось 22. Я вот-вот должен был окончить институт. И тогда мы все наивно полагали, что теперь-то мы знаем, как все должно быть. Русский человек во все верит «с головой». Как сначала он поверил в коммунистическую идею, так в 1990-е гг. он искренне поверил в идею рынка. Нам читали политэкономию, про акционерные общества, все было красиво – казалось, что сейчас все устроится. Талантливый, образованный человек начнет зарабатывать, а неталантливый – нет, и это справедливо. Но все случилось как случилось. И через несколько лет все – вне зависимости от образования и талантов – пошли торговать носками.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гарегин Тосунян: «В силу непонятных нам причин рынок сжимают» Гарегин Тосунян: «В силу непонятных нам причин рынок сжимают»

Как оценивается состояние экономики и банковского сектора

Монокль
Кадровый агропотенциал Кадровый агропотенциал

Роль государства и бизнеса в решении проблемы дефицита персонала

Агроинвестор
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Как приручить дедлайн: работаем со сроками Как приручить дедлайн: работаем со сроками

Как не превращать дедлайн в источник ужаса и авралов?

Inc.
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать Где в городах России есть скоростной общественный транспорт, а где его надо развивать

Почему традиционные решения общественного транспорта больше не работают

Forbes
По зову Азова По зову Азова

Пляжи, достопримечательности и лучшие места для туризма на Азовском море

Лиза
Зловещий ИИ: зачем чат-боты рушат семьи и делают нас глупее и кто в этом виноват Зловещий ИИ: зачем чат-боты рушат семьи и делают нас глупее и кто в этом виноват

Действительно ли от нейросетей исходят серьезные угрозы?

Forbes
Независимость у них в крови: самые упрямые породы собак Независимость у них в крови: самые упрямые породы собак

Породы собак, воспитывать которые очень сложно из-за их упрямого характера

ТехИнсайдер
Про кабанов, стада червей и теневые растения: пять книг о происходящем в природе Про кабанов, стада червей и теневые растения: пять книг о происходящем в природе

Книги о природе: через зарисовки, философские эссе и медленные наблюдения

Forbes
Царь ненастоящий! Царь ненастоящий!

Почему ученые отвергли гипотезу об идентификации останков Филиппа II

N+1
Жидкий свет сымитировал черную дыру Жидкий свет сымитировал черную дыру

Как ученые заставили поток поляритонов вести себя подобно черной дыре

N+1
Рафаиль Хакимов: «При психосоматических расстройствах часто наблюдается так называемый “блуждающий симптом”: сегодня болит голова, завтра – спина, послезавтра – желудок» Рафаиль Хакимов: «При психосоматических расстройствах часто наблюдается так называемый “блуждающий симптом”: сегодня болит голова, завтра – спина, послезавтра – желудок»

Самое актуальное о психосоматике

Здоровье
Холсты за миллионы долларов: самые дорогие картины отечественных художников Холсты за миллионы долларов: самые дорогие картины отечественных художников

О самых дорогих картинах, вышедших из под кистей российских мэтров живописи

ТехИнсайдер
Какие фрукты не стоит есть на завтрак Какие фрукты не стоит есть на завтрак

Какие фрукты самые полезные?

ТехИнсайдер
«Если какие сложности, основной груз на мне»: как женщины воспитывают приемных детей «Если какие сложности, основной груз на мне»: как женщины воспитывают приемных детей

Forbes Woman исследовал гендерные аспекты приемного родительства

Forbes
Такой бал Такой бал

Как устроить бал выпускнику даже там, где это кажется невозможным

Новый очаг
Антон Яковлев: Нам удалось доказать, что мы не разрушители, а созидатели Антон Яковлев: Нам удалось доказать, что мы не разрушители, а созидатели

Антон Яковлев — о преемстве в Театре Гоголя, новых целях и усталости от иронии

Ведомости
Не только японская манга: какие комиксы выпускаются в разных странах и чем они интересны Не только японская манга: какие комиксы выпускаются в разных странах и чем они интересны

Почему истории в картинках стали такими популярными по всему миру?

ТехИнсайдер
Инфляция подгоняет ставку Инфляция подгоняет ставку

На что влияет замедление темпов инфляции

Ведомости
Колорадские жабы оказались под угрозой из-за высокого спроса на их психоактивный яд Колорадские жабы оказались под угрозой из-за высокого спроса на их психоактивный яд

Почему снижается численность колорадских жаб

N+1
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Музыкальное образование может снизить возрастные когнитивные изменения Музыкальное образование может снизить возрастные когнитивные изменения

Как обучение музыке защищает мозг от одной из распространенных проблем старения

ТехИнсайдер
Кадры заколебались Кадры заколебались

Ротация высших региональных чиновников вернулась к стандартному уровню

Ведомости
Чем минивэн отличается от микроавтобуса: простой вопрос, неочевидный ответ Чем минивэн отличается от микроавтобуса: простой вопрос, неочевидный ответ

Минивэн и микроавтобус: есть ли разница?

ТехИнсайдер
«Думающие» ИИ-спутники сами выбирают момент съемки Земли «Думающие» ИИ-спутники сами выбирают момент съемки Земли

Как работает система, позволяющая спутникам анализировать обстановку

ТехИнсайдер
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Юрий Васильев: «Некто Ширвиндт» Юрий Васильев: «Некто Ширвиндт»

Александра Анатольевича все в Театре сатиры называли просто Шурой

Коллекция. Караван историй
Почему важно вовремя менять модель управления Почему важно вовремя менять модель управления

Как уметь в нужный момент менять управленческую модель

Forbes
Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах Тело, страхи и перверсии: Дэвид Кроненберг в пяти фильмах

Работы, которые помогут лучше понять Дэвида Кроненберга

Правила жизни
Открыть в приложении