Основатель «РЕСО-Гарантия» своим главным делом считает кинематограф

ForbesБизнес

Киногарантия

Сергей Саркисов построил одну из крупнейших в России страховых компаний, но сегодня своим главным делом считает кинематограф.

Текст Анастасия Ляликова

Синий — любимый цвет основателя страховой компании «РЕСО-Гарантия». По этому цвету легко узнать дом бизнесмена на Спиридоновке

Майское солнце мягко освещает проселочную дорогу, поблескивая на трехлучевой звезде фашистского «мерседеса», уезжающего из побежденного русскими Берлина. «Чего еще ждать от диких скифов!» — раздраженно бросает генерал фон Вартенслебен, насильно высаженный из автомобиля советским майором.

В офицере вермахта внимательный зритель узнает участника списка Forbes Сергея Саркисова, состояние которого оценивается в $850 млн. Это кадр из его кинокартины «На Париж!», где бизнесмен выступил в роли режиссера и сопродюсера. Военная комедия стала его первым полным метром.

Кинематограф, о котором Саркисов рассказывает в интервью Forbes с большим энтузиазмом, пока не приносит ему прибыли. Основным источником благосостояния бизнесмена и его семьи по-прежнему остается «РЕСО-Гарантия», крупнейшая частная страховая компания России по прибыли и капиталу. Forbes выяснил, как Сергей Саркисов создал компанию с 30-летней историей и почему переключился с финансов на кино.

Зажигательное фламенко

В отличие от многих бизнесменов 1990-х Сергей Саркисов сразу строил свой бизнес «по специальности». Страховую компанию РЕСО он зарегистрировал и возглавил в ноябре 1991 года, через три месяца после августовского путча, и с тех пор остается ее основным идейным вдохновителем. К тому моменту у молодого предпринимателя уже был 10-летний опыт работы в сфере страхования — в 1981-м, окончив МГИМО, Саркисов устроился по рекомендации в «Ингосстрах», одну из двух страховых компаний-монополистов СССР, работавшую за рубежом. В то время «Ингосстрах» возглавлял Леонид Богданов, отец его близкого друга и сокурсника Александра Богданова, который позже уехал в Америку и стал инвестбанкиром. Богданов хотел бы взять на работу своего сына, но в «Ингосстрахе» семейственность не допускалась, поэтому пригласил его друга. Отец Саркисова в свою очередь устроил сына Богданова в Алмазювелирэкспорт.

В 1987 году Саркисов уехал на Кубу, сначала руководил там представительством «Ингосстраха», а затем стал главным по всей Латинской Америке. Направление было выбрано неслучайно — в детстве он жил на Кубе с родителями, там же родился его младший брат Николай, испанский был для него первым иностранным языком в институте.

В 1990 году вице-президентом «Ингосстраха» стал Владимир Кругляк, с которым Саркисов уже не раз пересекался по работе. Коллеге было известно про планы выхода на российский рынок испанской страховой компании Iberia, и он познакомил Саркисова с ее владельцем Энрике Бернатом, также основателем компании Chupa Chups. Государственный «Ингосстрах» в то время не мог предложить ничего подходящего иностранцам, но можно было создать совместное предприятие с одним из первых в России коммерческих банков — Автобанком. После приватизации «Ингосстраха» банк и страховая компания стали акционерами друг друга.

Саркисову предложили возглавить СП и пообещали опцион на 30% долей. Iberia внесла в капитал синюю BMW стоимостью $52 000, Автобанк — деньги. Когда Саркисову потребовался дополнительный капитал, он вложил в компанию свои средства — $10 000, в том числе вырученные от продажи норковой шубы жены. Бизнесмен не просто говорил с испанцами на их родном языке, у него с ними был и общий «бизнес-язык». «У Берната было пятеро детей, но меня он называл любимым сыном», — с гордостью вспоминает Саркисов.

Реализовать опцион Саркисову не удалось: компании нужно было срочно наращивать капитал, и она начала привлекать новых акционеров. В их число вошли практически все крупнейшие на тот момент банки страны. Саркисов вспоминает, как на совет директоров РЕСО в 1994 году в штаб-квартире Iberia в Барселоне, в знаменитом Casa Batlló Гауди, собрались президенты банков: Сбербанка — Олег Яшин, Автобанка — Наталья Раевская, Агропромбанка — Юрий Трушин, «Возрождения» — Дмитрий Орлов, а также президент «Ингосстраха» Владимир Кругляк. «Тогда шутили: если с нашим самолетом чтото случится, половины банковской системы России просто не станет», — говорит Саркисов.

К этому моменту компания уже называлась не просто РЕСО, а «РЕСО-Гарантия» — название придумал соратник Саркисова Нельсон Айрапетян. В 1993 году он покинул компанию, по словам Саркисова, они «не сошлись в стратегическом видении будущего компании». На место Айрапетяна бизнесмен пригласил своего младшего брата Николая. Тот успел уже поработать в Промсырьеимпорте и создал свою компанию по торговле строительным оборудованием. «Он блестящий продавец», — объясняет Сергей Саркисов. Николай Саркисов занялся в «РЕСО-Гарантии» привлечением корпоративных клиентов и работой с VIP-клиентами.

Сергей сделал брата равноправным партнером. Равноценен ли вклад братьев в успех бизнеса РЕСО? «Я старший», — уклончиво отвечает Сергей. Знакомый Саркисовых считает: «Все, что есть в РЕСО, придумал Сергей. Брата просто нужно было куда-то пристроить».

Первую статуэтку «Эмми» Сергей Саркисов получил в 2020 году за документальный фильм «Ненависть среди нас»

За альянсом альянс

«РЕСО-Гарантия» неоднократно и весьма успешно меняла партнеров. В 1997 году, чтобы выскользнуть из-под Автобанка, который стал стратегическим акционером «Ингосстраха», Сергей Саркисов договорился с главой Инкомбанка Владимиром Виноградовым: Инкомбанк выкупил 25% +1 акцию «РЕСО-Гарантии», а страховая компания стала миноритарным акционером банка. Кризис 1998 года и болезнь Виноградова помешали амбициозным планам. Активы на балансе Инкомбанка растащили и частично распродали менеджеры. Та же участь постигла и акции РЕСО. «Все украли, их собирали по всей стране. Последнюю сделку вообще провели с человеком, который, после того как украл эти акции, успел попасть в тюрьму», — вспоминает Саркисов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Боевой характер Боевой характер

Дмитрий Мазепин 25 лет воюет за влияние, активы и репутацию

Forbes
Эконом минус Эконом минус

О неудачных попытках женщины сэкономить

Cosmopolitan
Взяли Казань Взяли Казань

Как богатейшие люди Татарстана согласились на партнерство

Forbes
«Я встречаюсь с двумя мужчинами, и мне это нравится» «Я встречаюсь с двумя мужчинами, и мне это нравится»

Чем так привлекательны полигамные отношения?

Psychologies
Вес слова Вес слова

Если карьера не задалась, у вас есть реальный шанс стать преуспевающим спикером

Forbes
Почувствуй себя старым: Интернету — 52 года Почувствуй себя старым: Интернету — 52 года

Каким выглядел первый сайт, первый интернет-магазин и был ли Интернет в СССР?

Maxim
Беспроигрышная лотерея Беспроигрышная лотерея

Зачем аналитики и экономисты делают неверные прогнозы и не останавливаются

Forbes
Ведьма с Уолл-стрит: самая богатая и самая скупая женщина в мире Ведьма с Уолл-стрит: самая богатая и самая скупая женщина в мире

Беттми Грин: история о том, как не нужно обращаться с деньгами

Cosmopolitan
Торговое оборудование Торговое оборудование

Как друзья из Ростова-на-Дону создали соцсеть для трейдеров стоимостью $3 млрд

Forbes
Самые дурацкие афродизиаки в истории человечества Самые дурацкие афродизиаки в истории человечества

Дуриан, картошка, яд жабы и другие странные афродизиаки

Maxim
Письмо будущему себе Письмо будущему себе

Как мы попадаем в эмоциональные ловушки на фондовом рынке

Forbes
«Я чувствовала себя неполноценной»: история женщины, родившейся без матки «Я чувствовала себя неполноценной»: история женщины, родившейся без матки

История женщины, которая живет с синдромом Майера-Рокитанского-Кустера-Хаузера

Cosmopolitan
Хозяин тайги Хозяин тайги

Как иркутский миллиардер Николай Буйнов добывает нефть и газ в сибирской глуши

Forbes
Реально ли выжить на планете Арракис из вселенной Дюны — ответ климатологов Реально ли выжить на планете Арракис из вселенной Дюны — ответ климатологов

Ученые построили климатическую модель Арракиса

Популярная механика
Трудности переводчика Трудности переводчика

С какими проблемами сталкиваются переводчики

Forbes
Не могу стать матерью: 3 истории личного выбора Не могу стать матерью: 3 истории личного выбора

Есть разные способы стать родителями. Какой из них выбрать?

Psychologies
О птицах и людях О птицах и людях

Что делать, если животные отказываются жить по правилам, введенным человеком

Forbes
Странные и смешные тени, сфотографированные при обычных обстоятельствах (галерея) Странные и смешные тени, сфотографированные при обычных обстоятельствах (галерея)

Авторам этих фотографий попалось, действительно, нечто особенное!

Maxim
Вторая жизнь бетона Вторая жизнь бетона

Как можно строить дома из обломков других домов

Forbes
Счастье есть... и пить Счастье есть... и пить

Места гастрономической силы в Крыму и Краснодарском крае

Добрые советы
Фонды чемпионов Фонды чемпионов

Сколько платят боксерам, бойцам ММА и поп-ММА в России и за ее пределами

Forbes
Разведка доложила точно Разведка доложила точно

Есть мнение, что агентурная сеть сыграла определяющую роль в Курской битве

Дилетант
Дорогое наследство Дорогое наследство

Почему держать на своем счету американские бумаги — худшее из возможных решений

Forbes
Зло слов Зло слов

Краткая история оскорблений и ругательств

Maxim
Работа не на дядю Работа не на дядю

Как Наум Бабаев создал компанию «Дамате», крупнейшего производителя индейки

Forbes
«Оторви и выбрось» — самый недооцененный фильм минувшего «Кинотавра». Это надо срочно исправить «Оторви и выбрось» — самый недооцененный фильм минувшего «Кинотавра». Это надо срочно исправить

Очень важно не пропустить вторую картину Кирилла Соколова — «Оторви и выбрось»

Esquire
На ликвидной волне На ликвидной волне

Объем первичных размещений акций российских компаний установил 10-летний рекорд

Forbes
Карина Андоленко: «Самоирония спасает в любой ситуации» Карина Андоленко: «Самоирония спасает в любой ситуации»

Карина Андоленко об испытаниях, о своем трудоголизме и правильном восстановлении

Здоровье
DANYA #6 DANYA #6

Как 18-летний сирота из Оренбурга стал кумиром зумеров

Forbes
Читать нельзя бросить: 6 сложных фантастов, которые смогут вас удивить Читать нельзя бросить: 6 сложных фантастов, которые смогут вас удивить

Поверьте, игра стоит свеч – не зря же эти книги стали фантастической классикой!

Популярная механика
Открыть в приложении