Рециркуляция вещей
Повседневная жизнь быстро меняется под влиянием новых технологий. Сегодня «Авито» гораздо больше, чем сервис социальной коммерции. Это еще и крупнейший ресурс по поиску недвижимости, исполнителей услуг, работы для массовых специалистов или по купле-продаже автомобилей — новых и с пробегом. И мы понимаем, что только онлайном ограничиться уже невозможно: нам нужно все больше и больше вовлекаться в процессы в реальном мире, выстраивая гибридный формат взаимодействия с офлайном.
Базовая модель, с которой мы начинали, напоминала формат свидания вслепую — мы просто сводили покупателя с продавцом. Потом технологии позволили перейти к «осознанному дейтингу», когда правильные люди находят друг друга и это происходит безопасно в онлайне. Следующий шаг — переход в реальный мир. К примеру, продавцу и покупателю на «Авито» больше не нужно встречаться лично, они могут заключить сделку дистанционно в рамках нашей платформы и отправить товар, например, из Калининграда во Владивосток.
Реальный мир
Граница онлайна с офлайном уже не такая очевидная — важно лишь общее впечатление об услуге или платформе. Пользователь активно стремится улучшить собственный опыт, и планка его требований к сервисам постоянно повышается. К примеру, если раньше покупатель был готов ждать доставку несколько дней или недель, то теперь срок ожидания услуги от некоторых онлайн-сервисов и интернет-магазинов существенно сократился — вплоть до 10–15 минут. В дальнейшем пользователи ожидают, что в онлайне можно будет пройти все этапы оформления сделки, например, осуществить покупку и регистрацию автомобиля. Для этого бизнесу будет необходимо взаимодействовать с государством, развивая системы верификации и предоставляя возможность заключать электронные контракты.