Новый азимут
Зачем основатель крупнейшей в стране сети городских отелей решил вложиться в туристические зоны.
Из панорамных окон гостиницы, стоящей у подножия горы Зеленой на горнолыжном курорте Шерегеш, открывается завораживающий вид на заснеженные вершины Горной Шории. За пейзажем наблюдает один из крупнейших российских рантье Александр Клячин (№84 в списке Forbes, состояние $1,6 млрд). Он собирается инвестировать в курорт 10 млрд рублей и к 2032 году построить на территории 118 га десятки гостиниц, комплекс шале, детский лагерь, конгресс-центр и всю сеть дорожной и инженерной инфраструктуры.
Российская индустрия гостеприимства, где Azimut Hotels Клячина давно уже безоговорочный лидер, сильно пострадала от пандемии коронавируса. Почему миллиардер продолжает инвестировать в нее огромные средства?
Приют для командировочных
Сейчас компания Gleden Invest Александра Клячина — одна из крупнейших на рынке недвижимости, в ее портфеле более 800 000 кв. м офисной и жилой недвижимости, торговых и складских помещений. А начиналось все в середине 1990-х. Именно тогда пришел в бизнес выпускник географического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Александр Клячин.
«Это произошло само собой. Предпринимать — мое естественное состояние, — объясняет в интервью Forbes миллиардер. — Занимался самыми разными вещами, популярными в те годы». Первые серьезные по тем временам деньги Клячин заработал на торговле автомобилями: покупал в Средней Азии подержанные машины советского производства и перепродавал их в центральных регионах России. На юге из-за сухого климата автомобили лучше сохранялись при эксплуатации, российские кооператоры и представители закавказских республик их охотно покупали.
Но капитал предприниматель сколотил на рынке слияний и поглощений. В 1993 году Клячин и его партнеры были известны как одни из самых агрессивных игроков на рынке недвижимости. Покупая ценные бумаги предприятий и земельные паи распадавшихся колхозов и совхозов, предприниматели собрали 20 девелоперских проектов в Москве и около 15 000 га земли в Истринском, Подольском и Одинцовском районах Подмосковья. В 2008 году Клячин продал эти активы пулу инвесторов с Ближнего Востока. После сделки, которая оценивалась в $160 млн, Клячин заявил, что «намерен сосредоточиться на гостиничном бизнесе».
«Первый отель в Самаре был куплен в плачевном состоянии: старое здание, много обременений, плохая экономика в городе», — вспоминает Клячин. Отель он приобрел в 2004 году «очень дешево, всего за $1 млн». Через два года, когда в зарождающейся сети уже было семь отелей, был зарегистрирован бренд Azimut. Название придумали быстро, говорит предприниматель, важно было, чтобы оно начиналось на букву А и одинаково хорошо звучало на русском и английском языках.
В дальнейшем сеть прирастала старыми советскими гостиницами в крупных российских городах. Azimut проводил реконструкцию, менял оборудование и открывал их для гостей. В 2008 году компания стала первой и пока единственной российской отельной сетью, которая начала работать в Европе. За один год отели Azimut открылись в Берлине, Дрездене, Кельне, Мюнхене, Нюрнберге, Эрдинге и Вене. Тогда же в пятиэтажном здании на территории «Даниловской мануфактуры» в Москве начался ремонт и переоборудование под отель. Свой первый отель в российской столице компания открыла в 2012 году, выручка сети по итогам того года составила 3,5 млрд рублей.
В мае 2013 года перед Клячиным открылись новые перспективы, когда владелец группы «Ренова» Виктор Вексельберг отдал в управление сети Azimut Hotels строящийся к Олимпиаде в Сочи гостиничный комплекс из двух отелей на 3600 номеров. Этот контракт удвоил количество номеров Azimut Hotels в России до 7100, после чего сеть обогнала шведско-бельгийскую группу Carlson Rezidor (бренды Radisson, Park Plaza, Park Inn by Radisson и др.) и вышла по номерному фонду на первое место в стране. Через несколько лет Вексельберг вышел из сочинских проектов, самый крупный из отелей, на 2880 номеров, достался компании «Юг-Бизнеспартнер», связанной с краснодарским бизнесменом Романом Баталовым, зятем бывшего министра сельского хозяйства Александра Ткачева. «Юг-Бизнеспартнер» передал на пять лет управление комплексом туроператору «Библио-Глобус» и переименовал объект в «Сочи Парк Отель».