Витамины роста
Как франшиза «Авокадо» за два с половиной года стала сетью из 2600 магазинов.
В этом году в рейтинг «30 самых выгодных франшиз» по версии Forbes сеть продуктовых магазинов «Авокадо» не вошла только из-за возраста. В лонг-лист, по его условиям, были включены франшизы, запуск которых состоялся не позднее 2018 года, а нижегородский проект стартовал в феврале 2019-го. Но результаты его впечатляют: за это время «Авокадо» выросла в сеть из нескольких тысяч магазинов с совокупной выручкой около 50 млрд рублей. За счет чего удалось добиться столь стремительного роста?
Осенью 2018 года нижегородский предприниматель Альберт Гусев вернулся из командировки в Европу со свежей идеей. Владелец одного из крупнейших в России дистрибьюторов продуктов «Сладкая жизнь» с падающей уже пару лет выручкой придумал, как оживить бизнес. Одним из направлений его группы было развитие в Поволжье сети магазинов по франшизе голландской компании Spar, теперь он сам решил продавать недорогую франшизу под брендом «Авокадо». В феврале 2019-го в Нижнем Новгороде был открыт первый магазин новой сети, за год она выросла до 600 магазинов. Пандемия не остановила рост: за 2020 год открылось еще 1450 торговых точек. Сейчас в сети 2600 магазинов. По размеру «Авокадо» уже сильно превосходит главного конкурента, франчайзинговую «Фасоль» (1800 магазинов), которую с 2012 года развивает немецкий ретейлер Metro Cash & Carry. «Сладкая жизнь» Альберта Гусева вложила в проект 300 млн рублей, его самого один из конкурентов назвал в беседе с Forbes «чемпионом по супермаркетам».
Бизнес Гусева начинался с торговли сладостями на городском рынке в Нижнем, а в 1992 году курсант Пензенского высшего военного училища организовал с товарищами оптовую компанию «Сладкая жизнь». Первую крупную сделку Гусев совершил, взяв $600 на тонну печенья, которую продал за месяц. Сегодня ГК «Сладкая жизнь» — крупнейший продуктовый дистрибьютор Приволжского федерального округа с выручкой более 160 млрд рублей в 2020 году. В группе пять направлений: дистрибуция продуктов в магазины («Сладкая жизнь плюс»), поставки в рестораны («Свит Лайф»), оптовая торговля фруктами и овощами («Национальная фруктовая компания»), мясное и колбасное производство («Чернышихинский мясокомбинат») и розничная сеть Spar. Лицензию голландской компании Spar на Поволжский регион Гусев приобрел в начале 2000-х, за первые два года франшизы он открыл семь супермаркетов. «У «Спар Миддл Волга» было сильное желание сотрудничать с всемирно признанным брендом и четкое соответствие нашим принципам и ценностям, — вспоминает о знакомстве с русским бизнесменом представитель голландского офиса Spar. — Предпринимательский дух и деловые амбиции сделали его бизнес идеально подходящим для Spar International».
В итоге нижегородский предприниматель построил сеть почти из 200 магазинов в Нижегородской, Пензенской, Саратовской областях, в Чувашии, Марий Эл, Мордовии и Татарстане и стал самым успешным партнером Spar в России. В 2012-м во многом благодаря «Спар Миддл Волга» Россия впервые вошла в десятку крупнейших рынков Spar International с суммарным оборотом €1,13 млрд. «Важным фактором успеха является способность партнера самостоятельно внедрять лучшие мировые практики голландской компании, — объясняет гендиректор Spar в России Сергей Локтев. — «Спар Миддл Волга» в этом преуспели. Они идут на шаг впереди: планирование маршрутов покупателей, фокус на товары собственных марок и собственное производство, работа с отзывами — и все это инициатива собственника».