Куда делись миллиарды Сергея Полонского, да и были ли они?

ForbesБизнес

Из тюрьмы в бочку

Куда делись миллиарды Сергея Полонского, да и были ли они?

Текст: Мария Абакумова

Сергей Полонский — автор книги «Взламывая стереотипы. Освобожденный» и еще нескольких

Бывший девелопер башни «Федерация», самого высокого небоскреба в Москве, Сергей Полонский пережидает карантин в пентхаусе на вершине комплекса «Золотые ключи», который называет своим «штабом». С высоты открывается вид на деловой район «Москва-Сити» с той самой башней, которую начинал строить Полонский, а заканчивали другие предприниматели много лет спустя. Полонский постоянно занят: он ведет Telegram-канал, проводит по Zoom совещания с новыми единомышленниками, изобретает очередные проекты на миллиарды долларов, а когда устает, выходит на террасу и «охлаждается» в огромной бочке с водой.

Он, пожалуй, самый известный из российских девелоперов. И известен он не только экстравагантным поведением, но еще и тем, как он смело называет мошенниками своих бывших партнеров и сотрудников. Выйдя из тюрьмы летом 2017 года, Полонский собирается искать по всему свету «выведенные» проекты его компании Mirax Group.

Полонский уверяет, что стоимость активов Mirax Group оценивалась в $4,5 млрд. Проектов было много, и за судьбой каждого стоит детективная история. Сейчас мало кто относится к этим оценкам серьезно, ведь компания не смогла расплатиться с держателями облигаций почти на $450 млн, до сих пор есть обманутые дольщики, а у самого Полонского, по его уверению, нет в собственности ни машины, ни квартиры.

Между тем на площадках, некогда принадлежавших Mirax Group, строятся объекты в сотни тысяч квадратных метров и стоимостью десятки миллиардов рублей. Например, бюджет проекта «Мякинино парк» от группы ПИК составляет, по официальной отчетности компании, 22,5 млрд рублей (примерно $310 млн), застройщик планирует возвести и реализовать там более 250 000 кв. м недвижимости. Подобных проектов у Mirax было несколько.

Полонский уверяет, что активы были выведены из компании, пока он отбывал тюремное заключение в Камбодже и России. Оппоненты называют его самого мошенником, который сейчас «не сидит в тюрьме только случайно». Forbes разобрался, как Полонский лишился компании и кто на этом заработал, а кто потерял.

Кандидат в президенты

В июле 2017 года бизнесмена освободили из-под стражи в зале суда: перед этим он провел два года в СИЗО «Матросская Тишина», его обвиняли в мошенничестве со средствами дольщиков «Кутузовской мили» и «Рублевской ривьеры». Суд признал его виновным в неисполнении договорных обязательств и приговорил к пяти годам колонии, но освободил от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности. Когда Полонский вышел из заключения, бизнеса у него уже не было, ему пришлось занимать деньги у друзей. «Мы были друзьями с Дмитрием Борисовичем Босовым, общались, катались вместе на сноубордах. После моего выхода из СИЗО он помогал мне, одалживал деньги даже просто на жизнь», — рассказал бизнесмен в интервью Forbes. По его словам, он собирался сразу улететь из страны (до ареста Полонский много времени проводил в Камбодже и Израиле), но передумал и решил остаться и баллотироваться в президенты на выборах 2018 года. Однако ЦИК отказалась зарегистрировать его кандидатуру.

Бывшему владельцу Mirax было чем заняться и без того. По словам Полонского, Босов пообещал ему помощь в возврате активов и даже потратил на это $500 000. В мае 2020 года Босов погиб, предположительно, застрелившись. Полонский готовит заявление в правоохранительные органы: бизнесмены Роман Троценко и Владимир Голубев, по его мнению, несправедливо завладели активами Mirax Group. «Мы все застали три этапа развития Сергея Полонского как личности и предпринимателя, — сказано в письменных ответах миллиардера, владельца AEON Corporation Романа Троценко на вопросы Forbes. — На первом этапе он выступал как яркий девелопер с необычным видением развития строительных площадок, и на данном этапе AEON помогал ему деньгами, поручительствами и гарантиями. На втором этапе он превратился в безответственного предпринимателя, который считал, что деньги инвесторам и банкирам можно не возвращать. Поскольку мы были одним из его инвесторов и к тому же живем по принципу pacta sunt servanda («договоры должны соблюдаться», перевод с латинского), то в этот момент наши с ним пути разошлись… На третьем, и последнем, этапе Сергей Полонский превратился в профессионального мошенника. Он говорит о потерянных миллиардах для того, чтобы под идею их возврата собрать деньги у новых доверчивых инвесторов. От его деятельности пострадали тысячи человек. Его руками была уничтожена огромная стоимость, пострадали сотни семей, до сих пор ожидающих квартиры. Он не сидит в тюрьме только случайно».

Полонского и двух его товарищей арестовали в Камбодже, обвинив в том, что они насильно удерживали членов экипажа яхты (один из пострадавших оказался сыном директора порта)

Поставил на «Поток»

В сентябре 2012 года, несмотря на трудности в бизнесе в России, Полонский уехал в Камбоджу на собственный остров. 31 декабря 2012 года предприниматель оказался в тюрьме. Власти Камбоджи обвинили его в том, что он насильно удерживал, а потом сбросил за борт камбоджийских матросов из экипажа своей яхты, бизнесмен это опровергает. За решеткой Полонский принял решение расторгнуть согласованную осенью сделку по продаже бывшей Mirax Group, с 2011 года названной «Поток», владельцу банка «Пушкино» Алексею Алякину. Алякин согласился заплатить за бизнес $380 млн, но адвокат Александр Добровинский якобы сообщил Полонскому, что тот занимается выводом активов из компании (Алякин это отрицал). По словам Полонского, Добровинский сказал ему, что нашел на «Поток» другого покупателя — Романа Абрамовича. Представители последнего позже отрицали, что миллиардер имел отношение к покупке «Потока». Версия об Абрамовиче изложена в иске, который юристы Полонского подали против Добровинского в Высокий суд Лондона (суд проиграли). Сам адвокат в интервью Forbes отрицал, что говорил что-то об Абрамовиче.

В действительности за покупателем бизнеса Полонского компанией Volarius стояли структуры миллиардера Романа Троценко. «Компания Volarius Investment Inc, владельцем которой я являлся, купила 75% компании Neswick Trading Limited у компании Dalfore Investments Limited, принадлежащей Полонскому, — объясняет суть сделки Троценко. — Оставшиеся акции Neswick к этому моменту принадлежали компаниям Голубева В. С. и Темникова М. В.». «Я не собирался продавать компанию Троценко, потому что не был уверен в его финансовых ресурсах и способности управлять компанией», — говорит сейчас Полонский.

Свои прежние отношения с Романом Троценко Полонский описывает как приятельские: дружили домами, вместе катались на сноубордах, дружили дети. В 2009 году структуры Троценко приобрели половину проекта «Фили Кровля» (бывший кровельный завод) на Кутузовском проспекте, чтобы реализовать его вместе с Mirax. По словам Полонского, он пригласил Романа Троценко и Владимира Голубева в компанию, чтобы они помогли урегулировать корпоративный спор с застройщиком на объекте «Кутузовская миля», а они вместо этого стали «вредить» бизнесу.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ловушка для банкира Ловушка для банкира

Рынок недвижимости Испании до сих пор не оправился от кризиса 2008 года

Forbes
Ученые предложили сценарий существования жизни в облаках Венеры Ученые предложили сценарий существования жизни в облаках Венеры

Она должна будет падать вниз и подниматься обратно

N+1
Банка больше нет Банка больше нет

Сбербанк сменил имя, разошелся с «Яндексом» и не смог сойтись с Ozon

Forbes
5 необычных применений виртуальной реальности: от свадьбы до встречи с покойными родственниками (видео прилагаются) 5 необычных применений виртуальной реальности: от свадьбы до встречи с покойными родственниками (видео прилагаются)

В 21 веке выражение «снять розовые очки» приобретает новый смысл

Maxim
Трагическое наследство Трагическое наследство

Как Катерина Босов оказалась втянутой в борьбу за активы мужа

Forbes
Джоанна Розенблюм: «Не нужно храбриться, если хочется плакать» Джоанна Розенблюм: «Не нужно храбриться, если хочется плакать»

Что делать, если всё рушится? Советы клинического психолога

Здоровье
Слиятельные люди Слиятельные люди

Кто все еще делает бизнес на умирающем российском рынке M&A

Forbes
Индустрия в авангарде Индустрия в авангарде

Как «белая металлургия» на Урале побеждала черную

N+1
Кабинет для фрилансера Кабинет для фрилансера

Юрист из Харькова зарабатывает на автоматизации работы с внештатниками

Forbes
Как первый в истории туалет со смывом связан с «Игрой престолов» Как первый в истории туалет со смывом связан с «Игрой престолов»

Не зря Тайвин Ланнистер умер именно так как умер

Maxim
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
Может ли христианин выступать против власти Может ли христианин выступать против власти

Может ли благочестивый христианин выступать против власти и ходить на митинги

СНОБ
Оборотистый «капитал» Оборотистый «капитал»

Capital Group заняла первое место в рейтинге девелоперов элитного жилья Forbes

Forbes
Почему компаниям не нужно бояться говорить об ошибках Почему компаниям не нужно бояться говорить об ошибках

Стратегии, которые помогут компании расти благодаря ошибкам

СНОБ
Сладкие миллиарды Сладкие миллиарды

Как сестры построили агрохолдинг «Трио» в Липецке с выручкой 17,1 млрд рублей

Forbes
10 романов Стивена Кинга — от лучшего к худшему 10 романов Стивена Кинга — от лучшего к худшему

Анастасия Завозова расставляет приоритеты в творчестве Короля ужасов

Esquire
Неизбежный крах Неизбежный крах

Почему автопром не переживет массового распространения электромобилей

Forbes
Главный футбольный блогер страны: как Евгений Савин заработал на YouTube $700 000 за год Главный футбольный блогер страны: как Евгений Савин заработал на YouTube $700 000 за год

Евгений Савин: будущее после спорта

Forbes
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Почему мы устаем от Zoom? Почему мы устаем от Zoom?

Zoom-усталость: что думают об этом психологи?

Psychologies
Убедительные люди Убедительные люди

Как малоизвестная компания стала владельцем первоклассных бизнес-центров

Forbes
Дети августа. Почему победа над ГКЧП не научила нас ничему полезному Дети августа. Почему победа над ГКЧП не научила нас ничему полезному

Дни августа 91-го определили, что новая революция в России едва ли возможна

СНОБ
Математическая погрешность Математическая погрешность

Стоит ли всегда округлять 4,97 до 5?

Forbes
Здоровье новорожденного: уход за кожей ребенка Здоровье новорожденного: уход за кожей ребенка

Как правильно ухаживать за кожей ребенка?

9 месяцев
Тайны брянского Лас-Вегаса Тайны брянского Лас-Вегаса

Кто стоит за самым загадочным букмекером на российском рынке

Forbes
Военные разработки DARPA, которые стали гражданскими: Tor, Siri, робособаки Boston Dynamics и интернет Военные разработки DARPA, которые стали гражданскими: Tor, Siri, робособаки Boston Dynamics и интернет

Несколько самых заметных технологий, над которыми работало ведомство DARPA

VC.RU
Сообразим на троих Сообразим на троих

Сергей Студенников в одиночку создал гигантскую сеть «Красное & Белое»

Forbes
Как стать более интересным человеком? 13 действенных способов Как стать более интересным человеком? 13 действенных способов

Верные способы привлечь внимание окружающих

Playboy
Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
«Эпоха распада. Грандиозная история музыки в XX веке» «Эпоха распада. Грандиозная история музыки в XX веке»

Электронная музыка существует уже более столетия

N+1
Открыть в приложении