Оптимистическая трагедия
Зачем государство тратит на театры 69 млрд рублей в год.
В феврале 2019 года на встрече с сенаторами премьер Дмитрий Медведев рассказал вдруг, что театров в стране сейчас в несколько раз больше, чем в советский период. О сокращении бюджетного финансирования Медведев не говорил, но заметил, что в России очень много государственных театров, с судьбой которых уже надо определяться. В 2018 году театры получили от государства 69 млрд рублей.
Через полтора месяца, утром 27 марта, министр культуры Владимир Мединский на пресс-конференции, посвященной итогам работы ведомства в 2018 году, объявил об объединении Александринского театра в Санкт-Петербурге и Драматического театра им. Федора Волкова в Ярославле. Министр сообщил, что за год было закрыто три федеральных театра, а в ряде театров была проведена реорганизация, например Театр Покровского был присоединен к Большому театру. Объединение театров, по мнению министра культуры, приводит к консолидации творческих потенциалов, интеграции финансовых и управленческих ресурсов. В России дают спектакли 619 театров, их совокупный доход в 2018 году составил более 99,5 млрд рублей. Сами театры заработали 30,8 млрд рублей, все остальное — государственные субсидии и гранты. Могут ли театры выжить без госфинансирования?
С объединением Волковского театра и Александринки Мединский поторопился. Вечером того же 27 марта губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов, бывший охранник Владимира Путина, написал у себя в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), что он против слияния ярославского и питерского театров. И сообщил, что уже провел в Москве ряд встреч по этому вопросу. «Волковский театр — гордость и бренд Ярославии, и я считаю, что объединения быть не должно», — выступил Миронов. И 28 марта Дмитрий Медведев приостановил действие приказа Минкульта по объединению театров. Через два месяца ярославский губернатор сообщил, что Владимир Путин поддержал предложение присвоить Театру им. Федора Волкова статус особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации, что позволит ему сохранить самостоятельность, увеличит размер финансирования и даст новые возможности развития.
«Объединять два крупных театра в разных городах — глупость несусветная, — считает директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок. — Ни тот ни другой театр не назовешь отстающим. Тогда зачем это укрупнение?! Ради оптимизации управления и сокращения расходов? Сомнительный метод. Возможно, в объединяемых театрах уволят несколько сотрудников, но наверняка появится еще одна бюрократическая надстройка — хотя бы для ведения общей бухгалтерии».
В 2018 году в общих доходах Волковского театра бюджетное финансирование превышало 68,7%, из 233,7 млн рублей самостоятельно театр заработал 67 млн рублей и 2,5 млн рублей ему пожертвовали спонсоры. Самый дорогой билет в театр стоит 1000 рублей, а самый дешевый 100 рублей. Зал заполняется в среднем на 85–88%. «Мы можем увеличить цены, но зритель не придет», — говорит заместитель директора Волковского театра Валерий Русин. Чтобы не потерять зрителей, региональному театру приходится выпускать по 12 премьер в год (у МХТ им. Чехова, к примеру, новых постановок в два раза меньше). «У нас же публика одна и та же, поэтому нужно что-то давать новое», — объясняет Русин.