Объемный шоутех
Как новые технологии меняют индустрию развлечений.
Май 2019 года, четвертый концерт шоу «Песни» на ТНТ. На сцену под первые аккорды композиции Децла «Слезы» выходят рэперы Тимати и Slame. А вскоре к исполнителям присоединяется и сам Децл. Казалось бы, ничего необычного, если бы не один факт: Кирилл Толмацкий (Децл) умер за три месяца до этого выступления. «Воскресить» исполнителя, вызвав бурю эмоций у зрителей, помогли проекционные технологии, которые создали голографическое изображение молодого Толмацкого, танцующего в такт музыке и читающего речитатив.
Децл был не первым артистом, который возродился благодаря технологиям. На калифорнийском музыкальном фестивале Coachella в 2012 году перед залом предстал легендарный рэпер Тупак Шакур — тоже в виде голограммы. В 2018 году в Париже дала концерт виртуальная Мария Каллас, известная оперная певица, умершая в 1977 году. А японская компания Crypton Future Media создала полностью виртуального артиста — анимированную певицу Хацунэ Мику, которая собирает многотысячные стадионы. По оценкам Станислава Брыкова, продюсера и руководителя креативного агентства Agentura, создание персонажа вроде Хацунэ Мику может стоить от 1 млн до 10 млн рублей, но если результат полюбится публике, затраты окупятся с лихвой. Доход разработчиков японской виртуальной звезды уже исчисляется сотнями миллионов долларов. Стоимость голограмм артистов оценить сложнее, говорит Дмитрий Кириллов, сооснователь и президент компании-разработчика VR- и AR-технологий для бизнеса Modum Lab. Только на софт для такого проекта может уйти несколько миллионов рублей, аренда оборудования — мощных проекторов и специальной пленки для трехмерной проекции — стоит в десятки раз дороже.
Гораздо чаще технологии используют для создания шоу с элементами дополненной и виртуальной реальности. По словам Кириллова, превратить выступление российской эстрадной звезды в высокотехнологичное шоу можно за несколько миллионов рублей, прибыль разработчиков софта при этом составит 15–30%.
Индустрия развлечений — одна из самых благодатных отраслей для внедрения новых технологий, считает Владислав Шершульский, директор по перспективным технологиям Microsoft в России: «Шоу-бизнес — подвижная индустрия, легко идущая на эксперименты. Сегодня, когда производится большой объем медиаконтента, главная задача исполнителя — даже не понравиться, а просто быть замеченным». Это не праздное желание, а вполне рациональный подход к увеличению кассовых сборов, добавляет Дмитрий Васильков, сооснователь интерактивной платформы для проведения мероприятий WhenSpeak. «В шоу-бизнес технологии пришли недавно, но уже пустили корни. Для этой сферы важнее всего коммерческая составляющая, достигнуть которой можно, только постоянно удерживая зрительский интерес. И новые технологии могут в этом помочь», — говорит Васильков. Сколько можно заработать на жажде зрелищ и что ждет индустрию развлечений в ближайшие годы?
Сила в свете
Лидер группировки «Ленинград» Сергей Шнуров на концертах обычно обходится гитарой и майкой-алкоголичкой — зал в восторге от его выступлений и безо всякого дополнительного антуража. Но последний гастрольный тур группы стал исключением: на сцене рядом с исполнителями выросла виртуальная хрущевка с грязными подъездами и веревкой для белья, на которой развеваются семейные трусы в красный горошек. «Мы использовали хрущевку как собирательный образ России, о которой поет Шнур», — поясняет сооснователь студии интерактивных медиа Sila Sveta Александр Ус (это псевдоним, настоящая фамилия Александра — Усыскин). Именно эта компания подготовила концепцию оформления сцены и видеоконтент для тура «Ленинграда». «Мы планировали сделать полноценное театрализованное действо, декорации, в которых все 20 участников группы могли бы органично взаимодействовать. Хрущевка, рядом детская футбольная площадка, автобусная остановка, осветительные приборы замаскированы под электрические столбы», — с упоением описывает Ус. Но идею отвергли сами артисты. «Им это показалось слишком, и от концепта осталась только половина — и на том спасибо», — добавляет предприниматель. Стоимость проекта Ус не раскрывает, ссылаясь на коммерческую тайну. Сергей Шнуров не ответил на запрос Forbes.
Sila Sveta — один из лидеров на рынке технологических решений в шоу-бизнесе. История компании началась с покупки китайского осветительного прибора стоимостью 700 000 рублей — Александр Ус и его партнер Алексей Розов хотели проецировать изображения на рекламные билборды. Услуга не привлекла рекламодателей, и предприниматели попытались продать прибор. Однако покупателей не нашлось. Тогда Ус и Розанов решили доработать его, чтобы зайти на зарождающийся рынок световых шоу. Первый крупный заказ на открытие Останкинской башни принес предпринимателям $50 000, которые, впрочем, быстро ушли на текущие издержки. Чтобы как-то заработать, они арендовали помещение в клубе «Крыша мира», где устраивали световые шоу для посетителей. Перелом произошел в 2010 году, когда к Sila Sveta поступил заказ от правительства Москвы на освещение зданий в честь 65-летия победы в Великой Отечественной войне. С тех пор дела шли в гору: в числе клиентов появились Philip Morris, Центральный детский магазин, ледовое шоу Плющенко, российские звезды эстрады.