Кто только не борется за вывоз, сортировку и утилизацию отходов россиян

ForbesБизнес

Большая свалка

Кто только не борется за вывоз, сортировку и утилизацию отходов россиян.

Текст: Сергей Титов

В январе 2019 года Россия буквально утонула в мусоре. «Мусоропроводы забиты до верхних этажей», «горы мусора выше детской горки» — негодовали пользователи соцсетей по всей стране и выкладывали фотографии переполненных помоек. Коллапс стал следствием «мусорной реформы». С нового года большинство регионов передало управление отходами региональным операторам. Новые правила ущемили локальных игроков, нередко аффилированных с криминалом или местными властями. Они и пошли на саботаж, перестав вывозить мусор. В «мусорных войнах» участвует и население, недовольное двукратным ростом тарифа за утилизацию. Пережить кризис неплатежей и справиться с конкурентами по силам только крупным игрокам. Forbes изучил основных претендентов на куш почти в 200 млрд рублей ежегодно.

Корпорация «Мусортех»

«Раз он такой экологически чистый, вот и заберите его к себе на свои угодья!» — возмущается женщина, активно жестикулируя. Она и еще несколько десятков жителей подмосковного Свистягино обступили гендиректора «РТ-Инвест» Андрея Шипелова и увещевают его не строить поблизости мусоросжигательный завод. На дворе август 2018 года, но, несмотря на жару и накаленную обстановку, Шипелов спокоен. И дело не только в двух телохранителях неподалеку. Он давно в деле и привык к нападкам: «Нет никакого страха. С населением общаться приятно, полезно и необходимо».

Население встретило протестами и «мусорную реформу». Из-за нее тариф вырос со среднемесячных 50 рублей на человека до 100–120 рублей. Многие жители частных домов вообще впервые увидели новый платеж, раньше за вывоз отходов платили муниципалитеты. Вдобавок возникла неразбериха с расчетом тарифа. Где-то он взимается пропорционально количеству жильцов, где-то — размеру жилплощади.

До начала реформы «мусорный бизнес» был монополизирован городскими властями. Муниципалитеты устанавливали тарифы, а подведомственные им МУПы или аффилированные компании вывозили мусор и заведовали свалками. Маржа составляла десятки процентов, и нередко это привлекало криминал, который стремился «крышевать» свалки. Днем они принимали отходы по талонам, а ночью за наличные.

Для Шипелова мусор — семейный бизнес. Его тесть, нижегородский депутат Вадим Агафонов занимается отходами с начала 2000-х. Шипелов утверждает, что решение о том, чтобы заняться мусором, принял самостоятельно: «Мы никогда не смешиваем семью и бизнес».

Первый серьезный капитал Шипелов сколотил на торговле нефтепродуктами. В 28 лет стал директором по развитию Российской венчурной компании (РВК), а через два года, в 2009-м, перебрался в Волгоградскую область на должность советника губернатора по экономике. Там он познакомился с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым (у госкорпорации было несколько проблемных активов в регионе) и убедил его создать инвесткомпанию «РТ-Инвест». «Ростех» получил блокпакет, остальное — Шипелов с тестем. Предполагалось, что «РТ-Инвест» будет развивать новые технологии, в том числе в отходах. Идею Шипелов вынашивал еще в РВК, но в госкомпании она «несильно сработала».

Крупный бизнес заинтересовался отходами в начале 2010-х, когда правительство только начало обсуждать «мусорную реформу». Из-за переполненных свалок регионы стали тонуть в мусоре. Запахло социальным взрывом, и губернаторы попросили федеральный центр помочь. Правительство решило «поднять» уровень принятия решений с муниципального на региональный. По новым правилам губернатор и областное правительство должны утверждать тариф и отбирать региональных операторов, которые будут контролировать утилизацию всего мусора и станут единственными получателями платежа по «мусорному» тарифу.

Крупный бизнес привлекла не столько тарифная маржа 5%, сколько «прокачиваемый через себя» оборот, поясняет один из игроков. Кроме того, региональный оператор имеет все шансы монополизировать не только коммунальные отходы, но и более маржинальный строительный и промышленный мусор.

Компания «РТ-Инвест» начала готовиться к реформе заранее. В 2013-м купила казанского мусорного оператора ПЖКХ за 1,2 млрд рублей (80% суммы взяла в кредит). На очереди была нижегородская АГЖО Вадима Агафонова, но сделка сорвалась. Конфликт интересов ни при чем, заверяет Шипелов: «Не дошли до понимания, что один плюс один [ПЖКХ плюс АГЖО] — это больше, чем два».

В 2014 году «РТ-Инвест» заключила с мэрией Москвы 15-летний контракт на 12,6 млрд рублей на вывоз мусора из Северо-Западного округа (компания была единственным участником тендера). На следующий год Шипелов выкупил пакет тестя. Сумма сделки была «скромной», заверяет Шипелов. Она была закрыта до запуска нашумевшего «Платона» («РТ-Инвест» стала оператором системы без конкурса). На подходе был еще один скандальный проект — мусоросжигательные заводы для Подмосковья и Казани.

«Мы ничего не фантазировали, просто взяли успешную модель, как можно сократить количество полигонов практически до нуля», — говорит Шипелов. Идея возникла у него еще в 2011 году как часть комплексной системы по обращению с отходами. Она должна была спасти столичный регион, который превращался в огромную свалку.

В 2017 году «РТ-Инвест» выиграла тендеры Минэнерго на строительство мусоросжигательных заводов (четыре в Подмосковье и один в Казани), став их единственным участником. «Во-первых, санкционность, во-вторых, все понимали, что пионерам этого бизнеса придется столкнуться где-то с общественным мнением, где-то с непониманием регулирования этих процессов», — объясняет Шипелов отсутствие конкурентов.

На следующий год «РТ-Инвест» стала крупнейшим оператором Подмосковья, взяв под управление 60% отходов региона. Три десятилетних контракта на 109 млрд рублей компания получила при отсутствии конкурентов — другие заявки не были допущены к конкурсу.

Помогает ли «Ростех» в диалоге с властями и конкурентами? «Девиз «Ростеха»: партнер в развитии», — улыбается Шипелов. С 2017 года он не контролирует «РТ-Инвест», 39,9% компании за 2 млрд рублей он продал Сергею Скворцову, советнику и бывшему заместителю Чемезова. Шипелов получил 200 млн рублей наличными, остальное было инвестировано в проекты компании «РТ-Инвест». Инвестиции Шипелов оценивает в 186 млрд рублей: 150 млрд на заводы, остальное на строительство комплексов по переработке отходов, сортировке и технику. Госбанки предоставят 70–80% суммы, возврат — за счет тарифов. За энергию от сжигания мусора заплатит промышленность, а за утилизацию — население. По словам Шипелова, ставка на тариф принесет максимум 10–15%. «Если ты хочешь зарабатывать больше, начинай перерабатывать вторичные ресурсы», — говорит он и уверяет, что проекты уже на подходе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хозяйке на заметку Хозяйке на заметку

Наталия Шагарина создала агрегатор акций и скидок и продала его «Яндексу»

Forbes
Стать «властелином мира». Путин потребовал обеспечить «суверенитет» России в области искусственного интеллекта Стать «властелином мира». Путин потребовал обеспечить «суверенитет» России в области искусственного интеллекта

На развитие искусственного интеллекта государство планирует выделить 90 млрд

Forbes
«Восточного» коварство «Восточного» коварство

Как американский бизнесмен Майкл Калви оказался за решеткой

Forbes
Не дышите! 11 любопытных рентгеновских снимков Не дышите! 11 любопытных рентгеновских снимков

Рентгеновское излучение иногда используется ради развлечения и любопытства

Maxim
Российские слоны и тигры Российские слоны и тигры

Что изобрели в СССР, история Чернобыльской катастрофы и как воруют в России

Forbes
Все смотрят сериал «Чернобыль» от HBO: 5 причин, почему и вам тоже стоит Все смотрят сериал «Чернобыль» от HBO: 5 причин, почему и вам тоже стоит

Из этого сериала вы узнаете о стране больше, чем из любого российского

Playboy
Свое «Твое» Свое «Твое»

Отказавшись от франчайзи, торговая марка «Твое» увеличивает продажи в онлайне

Forbes
Поезд следует в тупик: как конфликт властей мешает развитию метро Поезд следует в тупик: как конфликт властей мешает развитию метро

Решение транспортных проблем упирается в административные проблемы

Forbes
Крыло для Boeing Крыло для Boeing

Константин Иванов помогает SpaceX, Tesla и Boeing печатать детали на 3D-принтере

Forbes
Джендри Уотерс (Джо Демпси): «Дискомфорт, что испытывал я во время съемок постельной сцены, передался зрителям» Джендри Уотерс (Джо Демпси): «Дискомфорт, что испытывал я во время съемок постельной сцены, передался зрителям»

Актер рассказал Esquire о съемках последнего эпизода и будущих проектах

Esquire
Кубок огня Кубок огня

Производитель декоративных уличных очагов компании Firecup

Forbes
Владелец UFC и «Мисс Вселенной» подал заявку на IPO Владелец UFC и «Мисс Вселенной» подал заявку на IPO

Компания Endeavor подала заявку на первичное размещение акций

Forbes
Цифровая молодежь Цифровая молодежь

Геворк Вермишян о новом поколении, будущем телекома и «законе Яровой»

Forbes
Пять лет эмбарго. К чему привели продуктовые контрсанкции Пять лет эмбарго. К чему привели продуктовые контрсанкции

Ценники на отечественные товары по-прежнему реагируют на изменение курса рубля

Forbes
«Идеальный момент продавать любой бизнес — на его взлете» «Идеальный момент продавать любой бизнес — на его взлете»

Миллиардер Андрей Андреев — о предстоящем IPO своей группы

Forbes
8 способов улучшить навыки общения 8 способов улучшить навыки общения

Как найти общий язык и с рабочим, и с миллиардером, и с нобелевским лауреатом

Psychologies
В зоне особого внимания В зоне особого внимания

Как Сергей Гордеев управляет крупнейшей строительной компанией России

Forbes
Скорость по-американски: как в США спасают культовый гоночный турнир IndyCar Скорость по-американски: как в США спасают культовый гоночный турнир IndyCar

Автогонки IndyCar на протяжении десятилетий были главным гоночным первенством

Forbes
Клубничный рейд Клубничный рейд

Экс-кандидат в президенты России борется с бывшей женой за совхозные земли

Forbes
Секрет успеха «Игры престолов» — в нарушении всех табу Секрет успеха «Игры престолов» — в нарушении всех табу

Почему в XXI веке человечество подсело на жестокое фэнтези HBO

Forbes
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Обзор экшен-камеры DJI Osmo Action: с неба на трассу Обзор экшен-камеры DJI Osmo Action: с неба на трассу

Кажется, у GoPro появился серьезный конкурент!

CHIP
Дым отечества Дым отечества

Сын Михаила Фридмана не избалован семейным теплом и деньгами

Forbes
8 неожиданных причин хронической усталости 8 неожиданных причин хронической усталости

Причины хронической усталости

Psychologies
Желтый полиэтиленовый пакет Желтый полиэтиленовый пакет

Что Чичваркин вывез из России в Лондон в крепком желтом пакете «Евросети»

Forbes
Родион Газманов: «Она представилась: «Люси», – и смотрит враждебно...» Родион Газманов: «Она представилась: «Люси», – и смотрит враждебно...»

Наследник популярного музыканта о работе на Первом канале и творчестве

StarHit
Крутой воппер Крутой воппер

Дэниел Шварц возрождает Burger King, сеть быстрого питания с 60-летней историей

Forbes
Мамины глаза Мамины глаза

Совместная история Юлии Хлыниной и ее мамы Светланы

OK!
Поколение Y Поколение Y

Первый российский рейтинг «30 до 30»

Forbes
Ситикар будущего: водитель, давай до свидания Ситикар будущего: водитель, давай до свидания

О чем нам говорит представленный на Шанхайском автосалоне концепт Audi AI:ME

Популярная механика
Открыть в приложении