Как развиваются аэропортовая сеть и региональные авиаперевозки

ФедералПрессБизнес

Гражданская авиация России: задачи, технологии, тенденции

Александр Веселов

В области авиации коллективным Западом с 2022 года были предприняты беспрецедентные и откровенно враждебные шаги не только против авиаотрасли России как таковой, но и в целях деструктивного воздействия на экономику и общество нашей страны в целом. Впрочем, многие проблемы обозначили себя гораздо раньше. О том, что именно планировал Запад в отношении российской авиации, когда мы будем летать на отечественных самолетах, как развиваются аэропортовая сеть, региональные авиаперевозки и беспилотная авиация, рассказал генеральный директор Центра стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ) Антон Корень.

Российская авиация пережила два года в условиях ограничений по поставкам парка самолетов, изменений в международной географии полетов. Какова была цель санкций и каково сейчас положение дел?

Беспрецедентные условия блокирования поставки основных средств производства — самолетов, вертолетов, комплектующих гражданская авиация нашей страны пережила в стрессовом состоянии, но уже к началу прошлого года удалось стабилизировать цепочки поставок необходимых запчастей, решить задачи по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов.

Запад рассчитывал сначала на легкий блицкриг, на то, что ему удастся лишить нашу страну самолетов, что они будут возвращены лизингодателям и тем самым будет нарушена связность территорий России. Этого не произошло, большинство самолетов осталось в России. Потом, когда стало ясно, что цель не достигнута, рассчитывали, что, перекрыв поставки техники и всех видов комплектующих, запчастей, удастся остановить полеты. Однако противник столкнулся с высоким уровнем инженерных и технологических возможностей нашей страны, с высоким уровнем подготовки кадров, с наличием дружественных стран, поддержавших Россию поставками необходимых комплектующих. Уже в прошлом году наша гражданская авиация перешла к росту. По итогам года было перевезено более 105,4 млн пассажиров, что на 10,7% больше предыдущего года. В этом году рост продолжается.

В целом уже в прошлом году отрасль перешла от стабилизации к развитию.

Рост положительно влияет на финансовое состояние большинства, хотя и не всех, авиаперевозчиков. С учетом дефицита парка авиакомпании, позволяя себе прибыльные тарифы, обеспечивают высокую устойчивость практически в условиях плановой экономики: гарантированы высокая загрузка, высокий налет.

Понимая, что ввоз зарубежных самолетов пока не прогнозируется и в долгосрочной перспективе для нашей страны в зарубежных самолетах нет стратегической пользы, а провозные емкости небезграничны, вся отрасль рассчитывает на ускорение работы отечественного авиапрома.

Программа развития авиаотрасли предполагала импортозамещение авиапарка на 80% до 2030 года. Насколько осуществимы эти планы?

Данная программа после принятия в 2022 году уже дважды пересматривалась. Пересмотр учитывает в том числе сдвиг вправо планов производства отечественных импортозамещенных самолетов МС-21, SJ-100, Ту-214 и недавно принятые решения по национальным целям. Наш президент в национальных целях Российской Федерации до 2030 года установил, что авиационная подвижность страны должна вырасти на 50% по сравнению с 2023 годом при доле отечественных самолетов в парке российских авиаперевозчиков не менее 50%.

Понимаем, что это как магистральные, так и региональные типы самолетов. Прежде всего на количество повлияет наиболее ожидаемый региональный самолет ЛМС-901 «Байкал». Важно, что идут разработки самолетов в сегментах в диапазоне 44 – 68 кресел: ТВРС-44 «Ладога», Ил-114-300. Эти типы крайне востребованы уже сейчас с учетом критического состояния парка самолетов Ан-24 и Ан-26. Своевременные решения по самолетам предыдущих поколений позволят продлевать ресурс некоторое время. Учитывая ограниченные возможности ремонтных заводов, больших инвестиций в них не ожидается. Поэтому именно по новым разработкам и выводу их в серию, в массовое производство, определенно необходимо ускорение авиапрома.

Российская гражданская авиация, равно как и авиационная промышленность, показали себя как четко управляемые сверху целевыми ориентирами отрасли, несмотря на рыночные условия работы. Поставленные цели по количеству отечественных самолетов и авиационной подвижности могут быть достигнуты, так же как и уже достигнутая цель снижения доли перевозок через Москву в суммарных объемах перевозок, поставленная ранее президентом, как и целевые ориентиры по пассажиропотоку на 2022, 2023 годы. Повторю: сейчас вся гражданская авиация зависит от авиационной промышленности — от скорости разработок и вывода в серию самолетов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему мигранты хамят, насилуют и убивают: объяснили психологи Почему мигранты хамят, насилуют и убивают: объяснили психологи

В последние годы в России участились нарушения закона со стороны мигрантов

ФедералПресс
Успешные правила Успешные правила

Андрей Малахов и психолог Нигина Абаева – о побочке соцсетей и чувстве стыда

Psychologies
«Кроссовки Алексеева» как зеркало русских маркетплейсов «Кроссовки Алексеева» как зеркало русских маркетплейсов

Закон о платформенной экономике: рынок ждёт правил для онлайн-торговли

Монокль
Мать русского футуризма. Как жил и писал поэт-авиатор Василий Каменский Мать русского футуризма. Как жил и писал поэт-авиатор Василий Каменский

Как поэт Василий Каменский стал одним из первых русских авиаторов

СНОБ
Гибель «Титаника»: русское эхо трагедии Гибель «Титаника»: русское эхо трагедии

Как гибель «Титаника» отразилась на русских прессе и обществе?

Дилетант
Технологии для людей: кто и как создает бионические протезы в России Технологии для людей: кто и как создает бионические протезы в России

Как выглядит рынок бионических протезов в России

Inc.
Макаронная революция: как «Макфа» отошла «Росимуществу» и какие еще бизнесы оказались в руках государства Макаронная революция: как «Макфа» отошла «Росимуществу» и какие еще бизнесы оказались в руках государства

Росимуществу перешло более десятка крупных производственных холдингов

Inc.
Оксана Даровская: «Москва. Квартирная симфония». Коммунальный быт столицы Оксана Даровская: «Москва. Квартирная симфония». Коммунальный быт столицы

О быте и нравах, царящих в московской коммуналке в конца 1980-х

СНОБ
Принесенные ветром Принесенные ветром

Как Александр Волков перенес американскую волшебную страну на советскую почву

Weekend
Дэдпул, Росомаха и другие мутанты: 13 фильмов о Людях Икс от худшего к лучшему Дэдпул, Росомаха и другие мутанты: 13 фильмов о Людях Икс от худшего к лучшему

Вспоминаем фильмы о Людях Икс и выбираем лучший из них

Правила жизни
Москва по-собянински: азиатский город с архитектурными доминантами и фасадами Москва по-собянински: азиатский город с архитектурными доминантами и фасадами

Какую Москву хочет построить Сергей Собянин?

Монокль
Чем лабрадор отличается от голден ретривера Чем лабрадор отличается от голден ретривера

Существует ли какая-то существенная разница между лабрадором и голден ретривером

ТехИнсайдер
Что такое Ватсу: обзор популярной телесно-ориентированной практики Что такое Ватсу: обзор популярной телесно-ориентированной практики

Практика Ватсу: как она проходит и влияет на состояние человека

Psychologies
Незабытое поколение Незабытое поколение

В чем смысл и выгода в поддержке старого софта и устройств

РБК
Рисунок, меняющий жизни: что такое нейрографика и как она помогает исполнять мечты Рисунок, меняющий жизни: что такое нейрографика и как она помогает исполнять мечты

Рисуй и рефлексируй! Таков негласный девиз любителей нейрографики

Psychologies
«По закону они просто вещи»: кто и как в России спасает животных во время катастроф «По закону они просто вещи»: кто и как в России спасает животных во время катастроф

Как фонды и волонтеры вызволяют питомцев, оставленных в зоне затопления

Forbes
Сыроедение: за и против Сыроедение: за и против

Почему сыроедение вызывает вопросы у диетологов?

Лиза
Пикап Dongfeng DF6. Navara для российского рынка Пикап Dongfeng DF6. Navara для российского рынка

Китайский пикап Dongfeng DF6 будит самые приятные воспоминания

4x4 Club
Ученые назвали суперфуд для укрепления костей: ни за что не догадаетесь Ученые назвали суперфуд для укрепления костей: ни за что не догадаетесь

Как чернослив влияет на здоровье костей?

ТехИнсайдер
Ах, Самара-городок Ах, Самара-городок

Визитные карточки Самары, которые изменят твои представления о ней

Лиза
7 всеобщих заблуждений о психологических травмах 7 всеобщих заблуждений о психологических травмах

Некоторые мифы, которые окружают травму: что это такое и что может ее нанести

Psychologies
Самые известные пираты в истории Самые известные пираты в истории

Пираты, лихой судьбе которых позавидует сам капитан Джек Воробей!

Maxim
«Я буду всегда с тобой»: что такое сталкинг и как от него защититься в России? «Я буду всегда с тобой»: что такое сталкинг и как от него защититься в России?

Сталкинг: почему люди преследуют других людей?

Правила жизни
Лизнуть яйцо за миллион: почему жители Урала готовы рискнуть здоровьем ради денег Лизнуть яйцо за миллион: почему жители Урала готовы рискнуть здоровьем ради денег

Почему люди считают деньги приоритетнее своего здоровья?

Psychologies
Агрессоры в саду Агрессоры в саду

В статье речь пойдёт не о диких сорняках, а об обитателях сада, посаженных нами

Наука и жизнь
20 способов держать мозг в тонусе 20 способов держать мозг в тонусе

Полезные привычки для улучшения когнитивных способностей

Psychologies
Правильный гардероб: эксперт моды Тим Ильясов — об итальянском стиле, идеальных пиджаках и нелюбви к трендам из тиктока Правильный гардероб: эксперт моды Тим Ильясов — об итальянском стиле, идеальных пиджаках и нелюбви к трендам из тиктока

Исследователь моды Тим Ильясов — о мечтах юности и давних кумирах

Правила жизни
«Покуда я тебя не убью»: реальная история медсестры, которая три года жила с маньяком «Покуда я тебя не убью»: реальная история медсестры, которая три года жила с маньяком

«Покуда я тебя не убью» — британский мини-сериал в жанре тру-крайм

Forbes
Дьявол в деталях Дьявол в деталях

Языком моды Михаил Булгаков владел не менее виртуозно, чем литературным

Men Today
«Почему мне не рассказали это в 13 лет?»: чему важно научить девочек сегодня «Почему мне не рассказали это в 13 лет?»: чему важно научить девочек сегодня

Какие знания нужны девочкам сегодня?

Forbes
Открыть в приложении