Макаронная революция: как «Макфа» отошла «Росимуществу» и какие еще бизнесы оказались в руках государства
С апреля 2023 года федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимуществу) перешло более десятка крупных производственных холдингов, которые до этого находились в частной собственности. В их числе оказался и один из крупнейших производителей макаронных изделий АО «Макфа» — группа компаний с более чем 26 предприятиями по всей России. Inc. разобрался, какие компании рискуют попасть под удар и какой эффект это окажет на экономику.
В марте 2024 года стало известно о намерениях Генпрокуратуры обратить в доход государства акции агропромышленного холдинга «Макфа». История развития группы компаний тесно связана с личностью бывшего главы и губернатора Челябинска Михаила Юревича, который в 1993 году после приватизации стал директором «Хлебокомбината №1» — именно на его основе позже был создан холдинг.
Другим важным фигурантом в этом деле является партнер Юревича — генеральный директор и обладатель 9,29% акций «Макфы», бывший депутат Государственной думы Вадим Белоусов. По версии следствия, он и экс-губернатор многократно нарушили антикоррупционное законодательство, занимаясь бизнесом через третьих лиц во время работы в госорганах.
Решение о национализации «Макфы» приняли 8 мая, и, по словам адвоката стороны защиты Вячеслава Плахотнюка, уже пришло в исполнение. По словам юриста, на лицевые счета «Росимущества» перешли акции всех компаний холдинга, которые фигурировали в иске Генпрокуратуры.
Что произошло
«Коррупционная» история «Макфы» — большая история с множеством нюансов, уходящая корнями в прошлое. Один из ключевых моментов развития конфликта образовался в марте 2017 года, когда Юревича заподозрили в получении взятки. По версии следствия, еще в 2012 году, будучи на посту губернатора Челябинской области, Юревич получил деньги от Виталия Тесленко, который ранее был назначен им на должность министра здравоохранения региона. Политику инкриминировали получение взятки (статья 290 УК РФ) и подстрекательство к клевете (статья 128) — по версии обвинения, экс-губернатор систематически получал средства от Тесленко и общая сумма взяток составила 26 млн руб.
Второе обвинение связано с тем, что Юревич оказывал давление на своего первого заместителя Олега Грачева, который по его указанию распространил на федеральном канале сведения о связи председателя челябинского областного суда Федора Вяткина и преступной группировки «Калининская семья» (это дело было закрыто в декабре 2014 года из-за истечения срока давности).