Дьявол в деталях
Языком моды Михаил Булгаков владел не менее виртуозно, чем литературным: одежда и аксессуары помогали ему выражать своих персонажей и абстрагироваться от реальности. MT и государственный Музей Михаила Булгакова запускают совместный проект, посвященный стилю писателя, и проводят выставку “Фрак или черный пиджак”.
В честь дня рождения Михаила Булгакова мы расскажем, что следует знать перед визитом в “нехорошую квартиру” о стиле одного из самых главных писателей XX века, и в данном случае под словом “стиль” мы подразумеваем не литературные особенности его произведений, а гардероб автора, который сам по себе — произведение искусства.
“Человек плохо одетый — пропал”, — переехав в Москву, Михаил Булгаков быстро ухватил суть жизни в столице, причем “пропасть” можно было не только в социальном, но и материальном плане: тонкие пальто, в которых молодой писатель с женой Татьяной Лаппой бегали по городу, не спасали от суровых морозов.
Как и любой, кто пережил Первую мировую и Гражданскую войны, испытал суровый быт земского врача и непредсказуемые реалии нового строящегося государства, Булгаков воспринимал добротно сшитую одежду как маркер “нормальности”. Выглядеть прилично — значит, как говорит автор голосом своего альтер эго Максудова в “Записках покойника” (“Театральном романе”), “держаться вежливо, но с достоинством и, боже сохрани, без намека на угодливость”.