«Эта книга изменила историю нашей семьи»: как Томас Манн написал «нобелевский» роман
В 1901 году начинающий литератор Томас Манн опубликовал свой первый роман «Будденброки» о нескольких поколениях семьи из Любека. Героев он писал со своих близких и ассоциировал себя с одним из персонажей. Роман сделал его знаменитым и даже в какой-то мере способствовал знакомству с будущей женой. С разрешения издательства «Азбука» Forbes Life публикует отрывок из биографии Манна, которую написал Колм Тойбин.
Колм Тойбин — ирландский писатель, литературный критик и журналист, автор нескольких романов (в том числе, например, «Бруклин», по которому в 2015 году был снят одноименный фильм с Сиршей Ронан), сборников малой прозы и нонфикшен-книг; трехкратный финалист Букеровской премии. «Волшебник» — биография Томаса Манна, написанная в форме романа.
Томас ждал приезда Генриха. Поначалу он решил не спрашивать у матери, не поделился ли с ней его старший брат мнением о вышедшем романе. Однако не удержался и тут же об этом пожалел.
— Я получила он него несколько писем, — ответила мать. — Кажется, он был очень занят, поэтому ни разу не упомянул о твоей книге. Скоро он приедет и сам обо всем расскажет.
Томас думал, что после ужина, когда остальные отправятся спать, Генрих захочет наедине обсудить с ним роман. Позже, когда Генрих с Лулой уединились в гостиной, чтобы посекретничать, его так и подмывало поднять эту тему, но эти двое были так увлечены беседой, что он не решился их прервать. Решив наконец, что на сегодня с него довольно собственного семейства, он отправился к себе на квартиру.
Томас успел смириться с тем, что не дождется от брата похвалы. Однако, воскресным утром заглянув к матери, он обнаружил Генриха в одиночестве — остальные ушли в церковь. Обсудив привычки журнальных редакторов, они замолчали. Генрих начал листать журнал.
— Такое ощущение, что ты не получал моей книги, — сказал Томас.
— Я прочел ее и собираюсь перечитать. Может быть, обсудим уже тогда?
— А почему не сейчас?
— Эта книга изменила историю нашей семьи, — то, как люди будут отныне воспринимать наших отца и мать. Как они воспринимают тебя. И где бы мы ни были, люди будут думать, что они нас знают.