Пищевая ценность
Президент компании «Мираторг» Виктор Линник рассказал Esquire, как построить многомиллиардный бизнес на мясе и вывести российскую говядину на международный рынок
Когда вы начали свой бизнес?
Мы на рынке продовольствия с 1995 года, начинали с импорта: куриные сосиски из Штатов, мясо из Европы, поставки из Южной Америки, а как производственной компании «Мираторгу» 12 лет.
Как вам вообще пришла в голову идея пойти на этот рынок? Особенно в 2006 году, да еще и в производство, причем мяса?
Мы в 2004-м уже занимали второе-третье место по объему импорта и хорошо представляли, как устроен мясной бизнес. Объездили практически весь мир, встречались с производителями в разных странах, смотрели, как что где работает. Конечно, сравнивали с Россией. В итоге поняли, что единственное, чего нельзя изменить, – это климат, а он у нас не хуже, чем в США, и лучше, чем в Канаде. Все остальное решаемо. И мы начали со свиноводства в Белгороде в 2005 году, много инвестировали и построили вертикально интегрированный холдинг, который сегодня производит все основные виды мяса.
А почему начали со свинины? Это самое востребованное мясо в России?
Самое востребованное – мясо птицы, следом свинина, потом говядина. И определяется это в первую очередь стоимостью, а не вкусовыми предпочтениями. А стоимость напрямую зависит от времени, которое требуется на производство. Курица растет 38 дней, поросенок – 6 месяцев, бычок – 18–20 месяцев.
Мы занялись свининой, потому что с птицей немножко опоздали, там уже было много игроков, а эта ниша была незанятой. И у нас получилось настолько хорошо, что сейчас уже к нам ездят со всего мира учиться свиноводству.
Откуда вы перенимали опыт, когда начинали?
США, Канада, Бразилия, Аргентина, Австралия, Германия, Франция и, конечно, Дания – там 6 миллионов населения и около 17 миллионов свиней.
Говорят, вы погружены во все детали бизнеса?
В России по-другому не получается.
Отошел – и вместо аквариумных рыбок крокодилы?
В сельском хозяйстве с нашим объемом инвестиций, если ты строишь производство, но не контролируешь процессы, будешь банкротом. У нас сейчас более 90 ферм крупного рогатого скота – в Брянской, Тульской, Смоленской, Калужской, Орловской областях, даже в Калининградской. Сельхозбизнес – это ежедневная работа и ответственность, которую нельзя полностью переложить на менеджеров, какими бы профессионалами они ни были. Мы разговариваем и с сотрудниками, и с фермерами, получаем обратную связь: зарплату платят, не платят, чисто в туалете или нет. Это микроменеджмент, но без него ничего не получится.
А сколько стоит племенной бык?
У крупного рогатого скота практически вся генетика идет по отцу, быки стоят дорого – от 8–10 до 30–40 тысяч долларов. Когда мы начинали, совершили практически невозможное: всего за два года из США и Австралии привезли 110 тысяч телок породы абердин-ангус. Никто не верил, что это в принципе возможно, потому что такого никто в мире до нас не делал. Зато теперь в России крупнейшее поголовье абердин-ангусов в одних руках – более 500 тысяч голов, а через три года будет миллион.