«Черные гуси» и «Баллада о мальчике по имени Ножниц» Марианны Лаптевой

EsquireКультура

Мрачные сказки

Евгений Бабушкин

Говорят, взрослая литература должна быть про оторванную ногу, а детская – про сахарную вату. Но можно совмещать. В Муми-долине живут обсессивный невротик Хемуль и Филифьонка с паническими атаками. В Сказках Марселя Эме фермеры пашут на дочках, превратившихся в скот. Герои Гайдара беззащитны, как дети, – потому что у них не было детства.

Марианне Лаптевой 33 года, у нее четверо. Ее герои – дети на краю катастрофы. «Черные гуси» похожи на гайдаровскую «Голубую чашку» – в них столько же тихой любви и скрытой угрозы. Это рассказ-побег, и причина побега спрятана в нем так же, как дети прячут секретики. «Баллада о мальчике по имени Ножниц» – готическая история о маленьком маньяке, больше остросюжетная поэзия в духе Сваровского, чем проза. Но оба эти очень разных текста можно прочитать ласковым голосом, чтобы спалось без кошмаров. Потому что такой и должна быть детская литература.

Черные гуси

Мы вышли из вагона, у нас был телескоп в тубусе и рюкзак. Поезд, весь раскрашенный и старый, загремел по рельсам. Мы шли по мокрой утренней траве, я тащила телескоп Соли, а Соля несла котенка. Она подобрала его в какой-то деревне. Тараторила, что спасла. Соля, толстая, шла медленно и немного косолапила. Ее кудряшки висели над ушами, как китайская лапша.

Я не знала, на какой станции мы вышли, искала дорожные знаки, а Соля ныла, что хочет есть.

– Арбуз!

– Потерпи.

– Хочу арбуз!

– Придем в город – поешь.

– Я сейчас хочу!

– Сейчас нету.

– А ты найди!

– Соля!

– Найди! Найди! Найди!

Воет.

– Что ты как маленькая.

– Сама ты маленькая, а я большая.

– Большая, вот и не ной.

Дорога огибала гору и уходила вверх. Гора, обтянутая железной сеткой, тени не давала. С нее сыпались камешки. Мы шли по обочине вдоль обрыва. Внизу холмы, поросшие лесом, торчали как брокколи. На лугах коровы лежали в траве и в цветах и млели.

Соля запела:

– Жили-были две королевы,
Две королевы.
Домик красивый, домик белый,
В домике жили котик и собачка,
В домике жили стульчики и тарелочки
И гуси жили, красивые гуси…

Я ногу натерла!

Соля отстала и плелась позади. Пришлось вернуться за ней.

– Выброси ты кота этого! Может, он вшивый. Чем кормить его будешь?

– Не выброшу! Я тебя выброшу!

Котенок совсем развалился, хвост повис. Наверное, дурел от жары.

– Пить хочешь?

– Я котенку дам.

Черный тубус нагрелся, жег ногу. Дорога стала узкой и изгибалась, как раздавленная змея. Ни людей, ни машин. Мы были одни.

К полудню мы совсем скисли. Одежда поприлипала, губы высохли. Соля выпила всю воду назло мне. Села на корточки, уткнулась носом в котенка и чтото ему гудела.

– Идем, Соль! Ну идем же! А-ну вставай! Нам только до города, а там…

Голова у меня горела, в глазах было мутно, от пота во рту кисло. Воздух вокруг дрожал и стягивался, будто дышишь в горячее одеяло. Не помню уже, как упала, но вдруг оказалось надо мной небо. И только одно зыбкое облачко – мазок белой краски. Потом почудился мне звук мотора, а может, катера. Гул, похожий на волны. И чье-то лицо кирпичное с большим носом. И кто-то вылил на меня воду и тащил куда-то, и вот сидим мы с Солей в огромной кабине фуры, Соля жует пирог.

– Как зовут твоего котенка?

– Котенок.

– А имя?

– Это имя. Котенок. А вас как зовут?

– Нико.

– Вы нас до города довезете?

– А то!

За рулем сидел мужик в майке и потертом комбинезоне. У него был большой блестящий лоб, уходящий в залысину, и нос с жирной родинкой. Белая щетина на подбородке и толстых щеках торчала злодейски. Он курил и все время плевал в окошко. Ничего хорошего, в общем.

– Куда мы едем? – спрашиваю.

А он:

– В город. Вам же в город надо? Тебя как зовут?

Я промолчала.

– Лиза! Лиза!

Я шикнула на Солю, а ему говорю:

– Остановите. Мы сами доберемся.

– Ну уж нет, – отвечает, – сказали до города, так до города. Я вас не брошу.

И Соля, глупая:

– Дядя нам помог! Ты упала, он поднял. Давай мы с ним поедем, пожалуйста!

Ну какая же дурочка! Я скривила лицо, а руки ко рту прижала.

– Ой тошнит! Тошнит! Остановите!

От резкого торможения мы чуть не влетели в лобовушку. Я выскочила, не заметив подножку. Соля за мной. Испугалась. Я встала за куст. Молчи, говорю, бежим! И пока мужик курил, мы перебежали дорогу позади фуры и нырнули в кусты. Неслись вниз через камни, спотыкались, царапались в зарослях. Соля несла котенка за шкирку, он висел безвольно, как плюшевый.

Мы сбежали со склона и оказались в лесу. Елки в нем росли густо, всюду висели ветки зелеными занавесками. Было прохладно и так свежо, что я никак не могла надышаться. Идти по сухим иголкам мягко и весело, Соля взбодрилась и стала петь.

– Жили были две королевы,
Две королевы,
Был у них домик, был у них дворик
И качеля.
Был у них стол,
Был у них чайник,
Была кровать.
И шкаф,
И тарелки,
И лошади были,
И гуси были, красивые гуси,
И собака была…

И тут я остановилась и по лбу себя хлопнула.

– Ах ты, елки зеленые!

– Ты чего?

Соля глаза на меня выпучила, а потом поняла.

– А тубус! А вещи! А телескоп мой! Где?

– У дядьки того в машине остались.

И тут она как завоет. А я что. Покусала губы, идем, говорю, ну его, тот телескоп. Тащить еще.

Пошли мы дальше. Соля хлюпает носом, бурчит про меня гадости. Я молчу. И вдруг слышу что-то за елками.

– Соль, смотри, там ручей!

Он начинался где-то высоко на горе и лихо спускался вниз, ударяясь о камни.

Я стащила горячие кеды и встала на мох. Потом запрыгала по камням к озеру. В нем рыбки носились жирными запятыми, на дне сверкали камешки. Я зашла в воду по колено. Соля полезла за мной. Котенка оставила на пеньке. Я плеснула в Солю водой. Она надулась сначала, но потом бросила в меня клочок мха.

Мы вопили на весь лес как дурные, и все кругом сияло, и солнце, уже совсем не злое, мягко сквозило в ветках.

Потом мы полезли вверх вдоль ручья и нашли старую водяную мельницу. Она стояла полуразрушенная, два этажа и стеночка третьего.

– Замок! Замок!

Соля побежала по каменной лестнице, поросшей мхом. Я оглядела здание. Обычная развалюха, лианы зашторили так, что и стен не видно. А доски внутри совсем прогнили.

– Это же замок спящей красавицы!

Рядом валялось разбитое каменное колесо. Соля улеглась на него, глаза закрыла, руки пухлые на груди сложила, как мертвая.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ей причинили роль Ей причинили роль

Как сложились судьбы звезд легендарного порнофильма «Глубокая глотка»

Esquire
Эдвард Лир: «Большая книга чепухи». Новое издание классика бессмыслицы Эдвард Лир: «Большая книга чепухи». Новое издание классика бессмыслицы

Отрывок из книги путевых заметок Эдварда Лира

СНОБ
Криштиану торжествует Криштиану торжествует

Роналду-человек и Роналду-миф. Биография непревзойденного футболиста

Esquire
Живые часы Живые часы

Разгадка тайны биологических часов

Вокруг света
Астральное дело Астральное дело

4 самые фантасмагорические народные теории о Юрии Гагарине

Esquire
Полторы минуты славы Полторы минуты славы

Продюсер звезд российского TikTok рассуждает о будущем молодых инфлюенсеров

Esquire
Златан Ибрагимович Златан Ибрагимович

Правила жизни футболиста Златана Ибрагимовича

Esquire
Как понять, что ваши социальные навыки далеки от совершенства Как понять, что ваши социальные навыки далеки от совершенства

Как понять, что у вас низкий эмоциональный интеллект?

Psychologies
Каково это – покупать картинки в интернете за миллионы долларов Каково это – покупать картинки в интернете за миллионы долларов

Исповедь Pranksy, NFT-коллекционера, чей точный возраст неизвестен

Esquire
С какой силой Эм-Джей должна держаться за Человека-паука во время полета, чтобы не упасть - кино с точки зрения физики С какой силой Эм-Джей должна держаться за Человека-паука во время полета, чтобы не упасть - кино с точки зрения физики

Реально ли удержаться за Человека-паука в полете?

Популярная механика
Илья Ильф Илья Ильф

Правила жизни писателя Ильи Ильфа

Esquire
«Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна: фильм о Сталине или автопортрет режиссера? «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна: фильм о Сталине или автопортрет режиссера?

О наследии картины «Иван Грозный» Эйзенштейна, о том, как она смотрится сегодня

Esquire
Тимоти Шаламе Тимоти Шаламе

Правила жизни актера Тимоти Шаламе

Esquire
По ОМС и не только: самый подробный гид по ЭКО По ОМС и не только: самый подробный гид по ЭКО

Пары, у которых не получается зачать ребенка, могут воспользоваться ЭКО

Cosmopolitan
Внимание на экран Внимание на экран

Почему человеческое внимание теперь ценится больше человеческой жизни

Esquire
Мужчина зарезал беременную третьим ребенком подругу, за то, что она его бросила Мужчина зарезал беременную третьим ребенком подругу, за то, что она его бросила

К сожалению, домашнее насилие не всегда заметно окружающим

Cosmopolitan
Эдгар Райт Эдгар Райт

Правила жизни кинорежиссера Эдгара Райта

Esquire
Азиатский макияж: шокирующие фото девушек до и после перевоплощения Азиатский макияж: шокирующие фото девушек до и после перевоплощения

Невероятные трансформации азиатских девушек

Cosmopolitan
Песня про счастливого Песня про счастливого

Не более полутора минут – столько уйдет на чтение этого рассказа

Esquire
Что нужно знать о победе российской команды Team Spirit на чемпионате мира по Dota 2 Что нужно знать о победе российской команды Team Spirit на чемпионате мира по Dota 2

Почему победа Team Spirit — знаковое событие в истории российского киберспорта

GQ
Марк Цукерберг Марк Цукерберг

Правила жизни создателя Facebook Марка Цукерберга

Esquire
«Я думала, что так у всех». Девушка случайно обнаружила у себя второе влагалище «Я думала, что так у всех». Девушка случайно обнаружила у себя второе влагалище

Когда возникла потребность в тампонах, Ти поняла, что у неё всё не как у всех

Cosmopolitan
В натуре разборки В натуре разборки

Что происходит с косметической империей бизнесмена Андрея Трубникова?

Esquire
VR-кинотеатры, клубы и планетарии: кто и как продает виртуальную реальность в России VR-кинотеатры, клубы и планетарии: кто и как продает виртуальную реальность в России

Кто и как занимается дистрибуцией виртуальной реальности в России

Inc.
Наталья Водянова Наталья Водянова

Правила жизни Натальи Водяновой

Esquire
«Цифра» против информации: почему мы не умеем использовать интернет «Цифра» против информации: почему мы не умеем использовать интернет

Чем плох словарь, которым мы активно пользуемся при описании интернета?

Forbes
Созвездие Евы Созвездие Евы

Кинокритик Егор Беликов встретился с Евой Грин, чтобы проверить свою теорию

Esquire
Агат для Овна, кварц для Рака: твои камни-талисманы по знаку зодиака Агат для Овна, кварц для Рака: твои камни-талисманы по знаку зодиака

Какой камень лучше подходит твоему знаку зодиака

Cosmopolitan
Ярослав Андреев: Дети – это всегда первооткрыватели Ярослав Андреев: Дети – это всегда первооткрыватели

Он создал агентство WildJam и превратил видеоблогинг в многомиллионный бизнес

Maxim
Закулисье дома гламура и жадности Закулисье дома гламура и жадности

История семейства Гуччи буквально просилась на экран

Караван историй
Открыть в приложении