Как полёт Юрия Гагарин вдохновил человечество и изменил культуру

EsquireКультура

Влияние

Записали: Андрей Бухарин, Артем Дежурко, Алла Алексеевская, Марина Юшкевич, Петр Скопин, Александр Щуренков, Василий Владимирский, Виталий Егоров

Полет Юрия Гагарина в космос и последовавшая за ним лунная гонка вдохновили человечество, недавно едва не сгоревшее в пекле Мировой войны. Если возможно преодолеть стратосферу, невозможного, похоже, и вовсе нет: мир наполнился самыми смелыми идеями, которые нашли отражение везде – от музыки и кино до моды и архитектуры. Примеры того, как менялся мир и представление о нем, – на следующих страницах.

Музыка

Весь ХХ век человечество неистово рвалось в космос. Прорыв случился на рубеже 1950-1960-х с запуском первого советского искусственного спутника Земли и эпохальным полетом Гагарина. Эти грандиозные события, как и вся космическая гонка, не могли пройти бесследно для культуры.

Тем более в такое бурное время, как 1960-е годы с их молодежной, сексуальной, музыкальной и психоделической революциями: от «культурной революции» в Китае и «оттепели» в СССР до Вудстока и Парижского мая 1968-го. Иногда кажется, планета попала тогда в полосу какогото особого космического излучения. Мы провоцировали космос, и он нам отвечал.

Если не считать анекдота про Литтл Ричарда, который, узрев в небесах один из советских спутников, принял его за знамение и отринул богомерзкий рок-н-ролл ради религиозной музыки госпел, мода на космос в поп-музыке по-настоящему дала о себе знать только лет десять спустя – в психоделическом творчестве групп вроде Pink Floyd, Gong и Hawkwind. Последняя из них, кстати, положила начало до сих пор здравствующему субжанру – спейсроку. Название здесь говорит само за себя.

Но более важные в этом смысле вещи оказались связаны с первыми, еще аналоговыми синтезаторами, с которыми и ассоциировался у слушателя неслыханный прежде «космический» звук. Над «космическим» звучанием в 1970-х работали одновременно разные люди в разных странах. В Германии это были Tangerine Dream, Клаус Шульце и другие электронные музыканты. Во Франции – Жан-Мишель Жарр с его сенсационным альбомом Oxygene и грек Вангелис, будущий автор саундтрека к «Бегущему по лезвию». В Англии – Брайан Ино, придумавший музыку жанра эмбиент, лежа на больничной койке, к которой был прикован после аварии на мотоцикле. В СССР – известный кинокомпозитор Эдуард Артемьев, о котором стоит рассказать подробнее.

Тогда молодой композитор увлекся изучением возможностей уникального оптического синтезатора АНС, названного его изобретателем, инженером Евгением Мурзиным, в честь А. Н. Скрябина. На этом громоздком чудо-аппарате Артемьевым и были записаны саундтреки к «Солярису» и «Сталкеру» Андрея Тарковского.

Появились танцевальные вариации подобной «космической» музыки, которые довольно точно окрестили как спейс-диско. Наиболее яркие его образцы подарили миру европейские коллективы, от франко-итальянских Space и Rockets до советско-латвийского ансамбля Zodiac, чьей пластинкой Disco Alliance заслушивалась вся Страна Советов.

Интересно, что в США примерно в то же время темы космического эскапизма в музыке развивали афроамериканские визионеры: фанк-гуру Джордж Клинтон со своими группами Funkadelic и Parliament и гениальный джазовый безумец Sun Ra, который всерьез утверждал, что телепортировался на Сатурн и обратно.

Но самый известный «инопланетянин» в мировой поп-культуре – это, конечно, Дэвид Боуи. Именно космическая инспирация сделала его тем, кого мы знаем. Его первый хит Space Oddity о майоре Томе, астронавте, отказывающемся возвращаться на Землю, был написан по следам вышедшей на экраны годом ранее «Космической Одиссеи 2001» Стэнли Кубрика, а издан буквально за десять дней до высадки американцев на Луне в июле 1969 года.

Да и мировая слава пришла к Боуи тоже из космоса, когда он впервые предстал перед публикой в андрогинном образе Зигги Стардаста, марсианского рок-мессии, призванного спасти гибнущую Землю. Инопланетный образ Дэвида Боуи был окончательно закреплен в массовом сознании фильмом «Человек, который упал на Землю», где он играл, в сущности, самого себя – звездного гостя, безнадежно застрявшего на нашей планете.

Сам Боуи не раз возвращался к космической тематике, и в частности, к образу майора Тома, к примеру, в суперхите Ashes to Ashes, или в предсмертном оккультном видео эпосе Blackstar.

История Человека из космоса замкнула еще один магический круг в тот момент, когда одна из наиболее известных песен Боуи Life on Mars заиграла в космическом кораб ле, запущенном 6 февраля 2018 года компанией Илона Маска к Марсу. Марина Цветаева назвала бы это «круговой порукой планет».

В 1990-е годы космическое знамя подняли представители поколения рейва, которые со своими практиками коллективного экстаза нашли точки соприкосновения с психоделией и нью-эйдж-философией прекраснодушных хипповых 1960-х. Можно вспомнить множество танцевальных или эмбиентных композиций, так или иначе пронизанных космическими пульсациями, а также создававших их техно-продюсеров – от The Orb и Orbital до питерских «Новых композиторов» с их эйсидгимном Sputnik of Life, выпущенным в Англии в самый разгар рейв-бума.

И правда, нам ли было отставать в этой теме, особенно если вспомнить славные традиции русского космизма, взять хотя бы Циолковского и Вернадского, Королева и Гагарина. Логично же, что первый масштабный рейв в Москве назывался «Гагаринпати» и прошел на ВДНХ именно в павильоне «Космос».

Напоследок хочу посоветовать вам одну полуконспиративную московскую рок-группу «ВИА Гагарин», чье творчество по-прежнему питается энергией того титанического космического рывка 1960-х, который в нашей стране уже почти сошел на нет. Их недавний мини-альбом «Русский космос. P.S.» завершает песня с прекрасными строчками: «Ангелы и космонавты / Где-то на краешке неба / Делят пространство и время / Никто не готов отступать».

Дизайн

Первые отправленные в космос аппараты были предельно простых форм: цилиндр, шар, яйцо. К концу 1960-х с космосом начинают ассоциироваться именно такие формы.

В 1950-е с появлением первых сверхзвуковых самолетов транспорт будущего начали представлять похожим на них: с прозрачными каплями кабин и воздухозаборниками. Так выглядят, например, концепт-кары Алекса Тремулиса для Ford и советские речные суда на подводных крыльях начала 1960-х – «Метеор» и «Чайка».

С конца 1950-х дизайнеры часто проектировали мебель, опирающуюся на единственную центральную ножку с широким основанием – их использовали, когда надо было изобразить интерьер будущего. Например, Раймонд Лови поставил «Тюльпаны» Ээро Сааринена в макете космической станции, спроектированной для NASA. Похожими стульями оснащен мостик «Энтерпрайза», корабля из сериала «Стартрек».

Другое увлечение эпохи – встроенная мебель. Она тоже весьма подходит для космической станции: места там мало. При этом, конечно, углов быть не должно: в тесноте о них недолго и пораниться. В конце 1960-х появляется мебель со скругленными углами и поверхностями, словно предназначенная для съемок в очередном научно-фантастическом сериале.

Мода

Несмотря на то что первым в космосе оказался мужчина, первооткрывателями в модной вселенной в начале 1960-х стали женщины.

В Лондоне Мэри Куант радикально укорачивает юбки, а в Париже Андре Курреж показывает свою знаковую весеннюю коллекцию под названием Space Age. Курреж будто снимает с одежды верхние слои – лишнюю ткань и декоративные элементы, он работает с искусственными материалами и кислотными оттенками, а главными силуэтами выбирает круг, квадрат и трапецию и будто вовсе не стремится адаптировать их под естественные линии тела. Его «космосу» вторит Пьер Карден, представивший в 1968 году легендарную коллекцию Cosmocorps и ставший родоначальником стиля унисекс. Как в реальной жизни и в космосе астронавты обоих полов носили одинаковые скафандры, так и в телевизионных шоу и на киноэкране космонавты вымышленные пользовались одинаковыми трико, комбинезонами, туниками и легинсами. Карден говорил, что больше всего ему нравится одежда, которую он придумывает для еще не существующей жизни – для мира завтрашнего дня. Он перестал разделять моду на мужскую и женскую, предложив каждому принять свой микрокосм и примерить круглые шляпы-шлемы, плоские пластиковые очки – щиты для глаз, прорезиненные трико и комбинезоны с грубыми молниями. Подобная философия была созвучна всем почитателям космических теорий, включая античные – о Гермафродите и футуристические – об обществах будущего, где гендер перестанет играть решающую роль. Вместе с Куррежем и Карденом земную поверхность покидают Пако Рабан и его воительницы в платьях–кольчугах. В том же 1968 году режиссер Роже Вадим доверяет испанцу Рабану гардероб Джейн Фонды в фильме «Барбарелла» – ее героиня отправляется в межгалактическую экспедицию в микроплатьях и ультракоротких комбинезонах на молнии, покоряет галактики в ботфортах из латекса и побеждает инопланетных злодеев с помощью доброты, любви и пластикового боди. Все это время, несмотря на попытки Кардена укрепить стиль унисекс, мода остается привилегий женщин, мужчины же продолжают выходить на улицы в костюмах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Юрский период Юрский период

Актер Юрий Колокольников рассказал, как приближается к 40-летнему юбилею

Esquire
Поющие бывшие и Мэрилин Монро: сериалы, которые  точно поднимут тебе настроение Поющие бывшие и Мэрилин Монро: сериалы, которые  точно поднимут тебе настроение

Если ты любишь «Ла-ла Лэнд», то тебе наверняка понравятся музыкальные сериалы

Cosmopolitan
Я – Янковский Я – Янковский

Ивану Янковскому уже пророчат место главного артиста страны

Esquire
8 способов незаметно внушить девушке, что она хочет заняться с тобой сексом 8 способов незаметно внушить девушке, что она хочет заняться с тобой сексом

Если это не поможет — ничто не поможет!

Maxim
Мрачные сказки Мрачные сказки

«Черные гуси» и «Баллада о мальчике по имени Ножниц» Марианны Лаптевой

Esquire
Билет в один конец: какие технологии позволят обеспечить выживание колонистов на Марсе Билет в один конец: какие технологии позволят обеспечить выживание колонистов на Марсе

Илон Маск мечтает умереть на Марсе, и он по-своему прав

Популярная механика
Гагарин. Космос — последняя мечта человечества Гагарин. Космос — последняя мечта человечества

К годовщине полета Юрия Гагарина: каким он был и о чем мечтал. Часть 1

Esquire
Триллер времен распада СССР: что связывает мафиозные банды Нью-Йорка и водку «Кремлевская» Триллер времен распада СССР: что связывает мафиозные банды Нью-Йорка и водку «Кремлевская»

Главы из книги «Новейшая история России в 14 бутылках водки»

Forbes
Урбанистика Урбанистика

По мере роста городов, мегаполисы будущего представлялись пугающим местом

Esquire
О зверятах и не только: новая книга сказок познакомит детей с окружающим миром О зверятах и не только: новая книга сказок познакомит детей с окружающим миром

Глава из книги «Психология окружающего мира. Дуня и кот Кисель на конюшне»

Psychologies
Осип Мандельштам Осип Мандельштам

Правила жизни Осипа Мандельштама

Esquire
B-мезон предпочел распадаться на электроны вместо мюонов B-мезон предпочел распадаться на электроны вместо мюонов

Нарушен принцип универсальности ароматов лептонов

N+1
Криштиану торжествует Криштиану торжествует

Роналду-человек и Роналду-миф. Биография непревзойденного футболиста

Esquire
Долгожданная «Лига справедливости» Зака Снайдера: 4 супергеройских часа периода упадка Долгожданная «Лига справедливости» Зака Снайдера: 4 супергеройских часа периода упадка

Нужен ли супергероике такой хронометраж и можно ли привнести что-то новое в жанр

Esquire
Златан Ибрагимович Златан Ибрагимович

Правила жизни футболиста Златана Ибрагимовича

Esquire
Неожиданный дуэт Неожиданный дуэт

Интервью Мари Краймбрери с Константином Хабенским

OK!
Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
Микродозы психоделиков и плацебо одинаково повлияли на психическое и когнитивное состояние людей Микродозы психоделиков и плацебо одинаково повлияли на психическое и когнитивное состояние людей

Субъективное улучшение - это эффект плацебо, а не результат действия препарата

N+1
Связь с будущим Связь с будущим

Как проложить путь в будущее через околоземное пространство

Esquire
«Наши сотрудники могли бы работать в самых лучших компаниях мира, но каждый день выбирают „Профи“». Егор Руди о выходе на международные рынки, технологических вызовах и внутренней культуре компании «Наши сотрудники могли бы работать в самых лучших компаниях мира, но каждый день выбирают „Профи“». Егор Руди о выходе на международные рынки, технологических вызовах и внутренней культуре компании

Какие вызовы стоят перед маркетплейсами услуг

Inc.
Люк Бессон Люк Бессон

Правила жизни Люка Бессона

Esquire
Опасно для здоровья: 3 серьезные причины перестать ходить в туалет с телефоном Опасно для здоровья: 3 серьезные причины перестать ходить в туалет с телефоном

Врачи уверены, что лучше отказаться от привычки ходить в туалет с телефоном

Cosmopolitan
Гагарин. Космос — последняя мечта человечества Гагарин. Космос — последняя мечта человечества

К годовщине полета Юрия Гагарина: каким он был и о чем мечтал. Часть 2

Esquire
Раз – и готово! Раз – и готово!

Можно выглядеть стильно, используя минимум косметики

Лиза
Астральное дело Астральное дело

4 самые фантасмагорические народные теории о Юрии Гагарине

Esquire
Понятка, или Как выглядит идеология гопников у власти Понятка, или Как выглядит идеология гопников у власти

Гопничество — религия российской власти, понятка — идеологическая модель

СНОБ
Константин Циолковский Константин Циолковский

Правила жизни Константина Циолковского

Esquire
В каких продуктах содержится белок? В каких продуктах содержится белок?

Если «здоровый образ жизни» и «сбалансированное питание» для тебя не пустой звук

Maxim
Сергей Королев Сергей Королев

Правила жизни Сергея Королева

Esquire
Новая книга Гузель Яхиной — это действительно плагиат? Комментарий юриста Новая книга Гузель Яхиной — это действительно плагиат? Комментарий юриста

Юрист Лев Семкин рассказал, нарушает ли книга Гузели Яхиной авторское право

СНОБ
Открыть в приложении