«Если мы не победим, этой стране конец»: главное из новых мемуаров Барака Обамы
17 ноября вышла автобиография Барака Обамы «Земля обетованная» (A Promised Land). Третья по счету книга 44-го президента США, но первая, в которой рассказывается о восьми годах в Белом доме (2008-2016). Forbes Life рассказывает главное из самого ожидаемого нон-фикшена года — про Путина, республиканцев, Байдена и будущее
Барак Обама, по собственному признанию, планировал написать книгу за год и страниц на 500. Но вышло иначе: на «Землю обетованную» у него ушло два с половиной года, вместо 500 получилось 768 страниц, и то это не вся биография, а только первый ее том, охватывающий события до мая 2011 года. Объем тома не останавливает читателей в США, которые, судя по успехам предпродаж, готовятся моментально смести с полок все 3,4 млн экземпляров. Ажиотаж вокруг книги Обамы, как сообщает The New York Times, стоит такой, что даже маленькие книжные магазины в провинциальных городках в самых прореспубликанских штатах заказывают по 40 экземпляров. Часть американского тиража издателям из Penguin Random House пришлось печать в Германии и доставлять в Новый Свет морем.
Кроме английского книга выйдет еще на двух десятках языков в разных странах мира, общим тиражом 2,5 млн экземпляров. Публике также будет доступна аудиоверсия, озвученная самим Бараком Обамой.
Гангстер Путин и современная Россия
Обама впервые встретился с Путиным в 2009 году у него на даче. Встреча должна была продлиться всего час, но первые 45 минут говорил один только Путин и осуждал действия Америки по всему миру. Обама смог вставить слово лишь на 45-й минуте. Спор в итоге продлился два часа.
Путин показался Обаме партийным боссом из Чикаго гангстерских времен, только с ядерным оружием и правом вето в ООН. Медведев, бывший тогда президентом, наоборот, показался ему более мягким человеком, олицетворяющим современную Россию. Правда, говорил он «с такой иронической отстраненностью, словно бы хотел, чтобы я знал, что он не верит во все, что говорит».
Рассуждает Обама и о России в целом. По его мнению, несмотря на то что страна располагает ядерным арсеналом, уступающим только американскому, она утратила статус ядерной сверхдержавы, так как у нее нет огромной сети союзников и баз, которые позволили США распространить свою силу по всей планете.
Темные силы Республиканской партии
44-й президент США не пожалел слов и эмоций для Республиканской партии — судя по отрывкам, которые цитируют американские СМИ. «Казалось, что темные силы, до сих пор обитавшие в закоулках современной Республиканской партии, — ксенофобия, антиинтеллектуализм, параноидальные конспирологические теории, неприязнь к черным — выступали вперед», — пишет он, вспоминая Сару Пэйлин, которая в 2008 году шла кандидатом в вице-президенты в команде Маккейна: «Ее яркое восхождение и утверждение кандидатом послужило образцом для будущих политиков». Автор задается вопросом: выбрал бы ее Маккейн, если бы знал, что все так обернется?
В другом месте Обама с возмущением рассказывает, как проходило обсуждение программы TARP (Troubled Asset Relief Program), по которой правительство после кризиса 2008 года скупало токсичные активы американских компаний, чтобы поддержать финансовый сектор. На встрече присутствовали Буш-младший, который досиживал в кресле последние дни, и кандидаты от республиканцев и демократов. Республиканцы, как выяснилось, вообще ничего не знали о деталях программы и не вникали в них: им хотелось поскорее закончить обсуждение и быстро проголосовать. В конце концов Буш, если верить рассказчику, просто сказал, что он уже ничего не понимает в происходящем и встреча окончена. Кто-то позднее спросил у Обамы: «Ну, как все прошло?» Тот ответил: «Для нас — прекрасно. Если мы не победим, этой стране конец».