"Я чувствовала себя животным": как тренер сломал жизнь советской гимнастки
Елена Мухина была одной из самых ярких звезд советской спортивной гимнастики. Всего за несколько лет в спорте она приучила тренеров к тому, что может выступать в любом состоянии, с любыми травмами: никто не знал, какую боль испытывала Елена, порхая над брусьями. Кто-то называет случившееся с ней трагедией, чудовищной случайностью, но на самом деле это был закономерный результат изнуряющих тренировок и постоянных унижений, которые ей приходилось переносить.
В то время как все девочки из класса Елены грезили о фигурном катании, Елена мечтала стать гимнасткой. Она родилась в 1960 году, а когда ей было всего два года, пьяный отец по неосторожности спалил дом, в пожаре погибла мать Елены. Девочку взяла под крыло бабушка Анна Ивановна, а отец завел другую семью и о дочери вспоминал редко.
"Однажды на уроке появилась неизвестная женщина. Представилась: Олежко Антонина Павловна, мастер спорта. И говорит: «Кто хочет заниматься в гимнастической секции, поднимите руку». Я чуть не закричала от радости", — вспоминала Елена.
К сожалению, никто не застрахован от ошибок. Видя таланты Мухиной, Эглит решил, что ей будет лучше в более профессиональной команде. Следующим тренером девушки стал Михаил Клименко, человек совершенно из другого теста, лучший тренер Москвы. До Лены он тренировал только мужчин. Неизвестно, что такого он заметил в девочке. Она была способной, но в целом без выдающихся талантов спортсменкой, в ней не было какой-то особой грации, она не умела делать многие элементы, которые в ЦСКА считались азами. Но Клименко был уверен: в его руках будущая мировая чемпионка. Программы Мухиной были невероятно сложными. То, что делала Лена, не делал никто. Ее даже назвали космической.
В гимнастике начиналась новая эра: статичные элементы сменились полетовыми, динамичными. Нагрузки были невероятно высокими: Лене было страшно, тяжело, но она вставала и снова шла к снарядам. В 15 лет Лена получила первую серьезную травму — отрыв остистых отростков шейных позвонков. Ее шея не двигалась, необходимо было носить ортопедический ошейник и оставаться в покое. Но Клименко не знал меры: он приезжал к девушке в больницу и забирал ее на тренировки, не слушая никаких доводов.