«Если это выглядит как утка, то это утка»: английское право помогло водителям Uber доказать, что они работают на сервис
Два водителя Uber в Лондоне пять лет судились с сервисом и выиграли — суд обязал компанию считать их сотрудниками, а не подрядчиками.
Business Insider рассказало историю Ясина Аслама (Yaseen Aslam) и Джеймса Фаррара (James Farrar) — активистов группы из 25 водителей, которые подали в 2016 году иск против Uber в Великобритании.
Аслам — президент профсоюза водителей и курьеров App Drivers and Couriers Union (ADCU), Фаррар — генеральный директор. Оба были водителями кэбов — лондонских такси. Им нравилась работа, но они чувствовали, что работодатель обращается с ними несправедливо, писало London Reconnections в ноябре 2019 года.
По мнению водителей, их претензии были простыми и разумными — они просили минимальную зарплату и оплачиваемый ежегодный отпуск в соответствие с «Законом о правах в области занятости» 1996 года, «Законом о регламенте рабочего времени» 1998 года или «Национальным законом о минимальной заработной плате» 1998 года.
Они оказались в суде не только потому, что компания не захотела удовлетворить их требования, но и потому, что Uber отказалась признавать их своими работниками.
Массовый набор водителей и низкие цены
Аслам работал на Uber с 2013 по 2017 годы, пока компания не отключила ему доступ к приложению за организацию кампании за права водителей, рассказал он изданию Business Insider.
Я сделал это не только для себя, я сделал это для рабочих и водителей. Я просто водитель, который говорил о несправедливости. Я не против Uber, и я не ставлю своей целью закрытие сервиса. Но закон существует не просто так. Ясин Аслам
Представитель Uber не ответил на запрос Business Insider, в том числе на просьбу прокомментировать отключение Аслама.
По словам водителя, когда он начинал работать в Uber, условия были лучше. Он зарабатывал 50 фунтов в час и получал бонус 10 фунтов за каждую поездку, а тарифы на поездки были выше. Компания ставила водителей на первое место, пишет издание.
Со временем цены стали падать, а выплачивать бонусы компания перестала. После запуска в 2015 году сервиса UberPool, позволяющего разделить расходы на проезд с другим человеком, который едет в том же направлении, водители стали зарабатывать ещё меньше, рассказывает Аслам. В 2016 году водители рассказывали CNN, что UberPool добавил больше работы, но это не гарантировало большую оплату.
По словам Аслама, водители поняли, что Uber «прячется за технологией». Компания массово набирает водителей, сохраняя при этом низкие тарифы, чтобы привлечь клиентов. Uber давно критикуют за её бизнес модель — используя огромные инвестиции, она сильно уронила цены на поездки, переложив расходы на водителей.
Аслам считает, что сервисы, как Uber, должны существовать, но сейчас они «основываются на эксплуатации людей». Он уверен, что клиенты тоже должны быть хотя бы немного ответственными за цены, так как «за рулём тоже кто-то есть и у него есть права».
Uber — посредник между пассажиром и водителем
В суде адвокаты компании утверждали, что не нанимали водителей. Сервис так же, как и другие похожие компании, считает своих водителей самозанятыми подрядчиками, а не штатными сотрудниками. Адвокаты называли Uber общим брендом, под которым решили работать около 30 тысяч независимых перевозчиков.
Юристы Uber признали, что большинство из этих фирм, например, Aslam и Farrar, состоит из одного сотрудника. Однако они всё равно остаются независимыми, заявили адвокаты сервиса, обратив внимание судей на формулировки в контрактах, подписанных водителями.
Мужчины использовали приложение голландского подразделения Uber BV (UBV). Сама компания не была вовлечена в поездку: водители и пассажиры могли сами предложить цену поездки, объясняют юристы сервиса. Однако Uber берёт комиссию с поездки, предлагает цену и маршрут, пишет London Reconnections.