«Вам об этом не рассказывали при покупке». Как автомобили следят за нами
Автопроизводители по умолчанию продолжают получать данные от проданных машин. Что это за информация, как она используется, кому на самом деле принадлежит и для чего государству биржа данных.
Современные автомобили способны собирать и хранить огромный массив данных, причем это не только информация о техническом состоянии и местоположении. Представитель государственной компании «Автонет» (занимается созданием законодательной базы для использования собранных данных), объяснил Autonews.ru, что это за информация и как ее можно использовать.
«Вряд ли вы или ваши знакомые знаете, какие данные собирает и передает ваш автомобиль. Не думаю, что вам рассказали об этом при покупке. Вы не отдаете себе отчет, какие данные у вас изымает автопроизводитель, и как он их использует. Мы хотели бы, чтобы регулирование этого рынка позволило защитить интересы автовладельцев, и человек мог бы осознанно отдавать эти данные в обмен на что-то», — об этом на встрече с журналистами 16 марта заявил соруководитель рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «Автонет», а также глава НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко.
Что такое «Автодата»
Правительство уже несколько лет работает над созданием платформы «Автодата» — на территории России планируют запустить единую навигационно-телематическую систему, которая будет собирать и обрабатывать данные со всех автомобилей с момента их выпуска до утилизации. Кроме того, создали рассчитывают собирать информацию о дорожной инфраструктуре и данные о пассажирах и водителях, чтобы создавать их поведенческие модели.
Система, которая подразумевает полный охват страны сетью 5G, уже получает данные об административных правонарушениях из 52 субъектов. Наиболее активно в проекте участвуют 22 региона, включая Московскую область и Санкт-Петербург. Летом Минпромторг должен внести на рассмотрение разрабатываемый сейчас законопроект, который должен регулировать все правовые нюансы работы искусственного интеллекта платформы «Автодата».
К запуску такого масштабного технологического проекта много вопросов, в первую очередь они касаются безопасности и конфиденциальности собранных данных. В частности, некоторые эксперты отрасли уже обеспокоены возможным чрезмерным допуском государства к личным данным автомобилистов. Автокомпании в свою очередь также переживают о дополнительных затратах, которые в итоге отразятся на стоимости машин. Но представители рабочей группы «Автонет» уверяют, что вопросы безопасности страны и противодействия терроризму гораздо важнее, а также обещает наладить систему обезличивания данных после поступления в базы данных «Автодаты».
«Мы не единственная страна, которая занялась этим вопросом. Большие дискуссии на данную тему идут в Европе. Все пытаются понять, кому же принадлежат эти данные — автокомпании или собственнику автомобиля. Мы считаем, что если вы купили какой-то объект, то все что он создает, принадлежит вам. У автопроизводителей есть желание изымать часть данных безвозмездно, как они делают это сейчас. Один из тезисов нашего законопроекта — как раз регулирование права собственности на эти данные», — объяснил Александр Гурко.