100 лет подавлению Кронштадтского мятежа. Как против большевиков впервые выступили те, кто привел их к власти, — матросы
Сто лет назад советские власти подавили мятеж моряков Кронштадта — первое вооруженное восстание против диктатуры большевиков. Против них выступили те, кто в дни октябрьского переворота был их главной опорой: военные и матросы Балтийского флота. В современной России память о событиях в Кронштадте не сильно берегут: в городе уже семнадцать лет как заложен специальный камень, который так и не превратился в памятник. По просьбе Esquire кандидат исторических наук Дмитрий Рублей и доктор исторических наук Ярослав Леонтьев рассказывают историю восстания, вспыхнувшего так лихо и неожиданно для большевиков.
С чего все началось
Зима 1921-го едва не стала последней зимой большевистского правления в России. Это был кризис власти. Страну охватили крестьянские восстания, в которых участвовали десятки, а временами и сотни тысяч человек. Махновщина на Украине, антоновщина в Тамбовской губернии. Западносибирское восстание едва не разорвало территорию на две части, отрезав от страны Сибирь и Дальний Восток. Повстанческие отряды крестьян и присоединившихся к ним бывших буденновских командиров Маслака и Колесова действовали на Дону, в Поволжье.
В воскресенье 13 февраля Москва провожала в последний путь Петра Кропоткина. На траурном митинге на Новодевичьем кладбище, а затем на поминках в клубе анархистов выступали и выпущенные из тюрьмы на время похорон участники махновского движения. Это не понравилось большевикам, особенно чекистам. В тот же день начальник особого отдела Чека Менжинский и его зам Ягода сочинили записку в партию. Они предупредили о росте крестьянских восстаний, которые назвали “мелкобуржуазным движением против пролетариата”; они добавили, что пролетариат не просто слабый, но ветреный — может крестьян поддержать; Красная армия же ослабла из-за борьбы с белыми.
Про рабочих они как в воду глядели. Как раз в день Красной армии, 23 февраля, рабочие Гознака в Хамовниках начали призывать к забастовке. До трех тысяч человек направилась к Хамовническим казармам, надеясь подбить на выступление красноармейцев. Остальные пошли по другим предприятиям, призывая присоединиться к стачке. Среди красноармейцев, особенно тех, у кого уже подошел срок демобилизации, но кого до сих пор не отпустили, росли оппозиционные настроения. Чтобы сбить с солдат спесь, охрана казарм несколько раз выстрелила в воздух: один из рабочих был убит случайной пулей в живот, некоторых ранило. В ночь с 23 на 24 февраля по Московскому военному округу приказали в городе усилить охрану, а в Хамовниках — ввести военное положение.
Вскоре начались массовые волнения на московских фабриках и заводах: в Замоскворечье, Краснопресненском, Сокольническом, Бауманском и других районах столицы. Тогда же рабочие Трубочного завода в Петрограде приняли резолюцию, в которой потребовали увеличить пайки и распределить имеющуюся в наличии зимнюю одежду и обувь — они замерзали. Следующим утром рабочие шли демонстрацией по Васильевскому острову. В Петрограде начались забастовки и митинги с политическими и экономическими требованиями, остановилась работа цеха Путиловского и Обуховского заводов. Большевики заговорили о мятеже. Они ввели военное положение и арестовали около пяти сотен рабочих активистов — вооруженные курсанты военного училища разогнали демонстрацию без крови (стреляли только в воздух).