Екатерина Солнцева: На какие вопросы цифровизации должна ответить российская промышленность
Цифровизация не имеет ничего общего с механическим насыщением сложившихся отраслей информационными технологиями. Цифровая зрелость — это прежде всего способность к эффективному управлению изменениями. Готовность осознанно совершенствовать сложившиеся операционные модели и производственные практики, мыслить в категориях стратегии и бизнеса. В чем принципиальная разница между цифровой зрелостью и цифровым инфантилизмом, объясняет Екатерина Солнцева — директор по цифровизации Росатома, эксперт конференции «Цифровая индустрия промышленной России»
Включение цифровой трансформации в число пяти долгосрочных приоритетов государства, обозначенных в июльском указе президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», — не просто признание роли, которую высокие технологии играют в нашей жизни. Это еще и повод для очень серьезного разговора. Ведь одна из главных задач, сформулированных главой государства, — достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики.
Некоторые комментаторы после публикации документа не преминули заметить, что цифровая зрелость в указе не конкретизирована. На мой взгляд, это как раз недвусмысленное обращение к отраслевым и экспертным сообществам, предложение подумать, провести внутреннюю работу и ответить самим себе на целый ряд непростых вопросов. Причем ответить по гамбургскому счету, понимая, что абсолютное большинство сегментов национального рынка находится в состоянии глобальной конкуренции.
Для того чтобы решить поставленную задачу, необходимо раскрыть кавычки, наполнив определение цифровой зрелости реальным содержанием. При этом важно помнить, что технологии не существуют сами по себе, а значимые результаты могут быть достигнуты лишь в тесном взаимодействии между специалистами в области цифровой трансформации и бизнесом.
Точка отсчета
Достижение цифровой зрелости невозможно без самодиагностики. Причем постоянной. Понимая это, еще на старте реализации Единой цифровой стратегии Росатома, утвержденной в 2018 году, мы разработали собственный индекс готовности к цифровизации. Оценили цифровую культуру отрасли и теперь регулярно проводим измерения по воспроизводимой методике. И это не формальность, а необходимость. Нам нужны сопоставимые данные, которые позволяют четко зафиксировать стартовый уровень и отслеживать прогресс.
Кроме того, цифровой зрелости невозможно достичь «раз и навсегда». Это постоянное движение. А значит, каждой отрасли требуется не только стратегия цифровой трансформации, но и механизм, позволяющий осуществлять «тонкую настройку». В качестве примера снова приведу Единую цифровую стратегию Росатома. Ее ключевые приоритеты остаются неизменными. Это построение единой цифровой платформы отрасли, создание цифровых продуктов как для себя, так и для внешнего (в том числе мирового) рынка, системное партнерство с государственными и частными структурами, развивающими цифровые технологии и решения. Но на уровне конкретных программ мы постоянно используем инструменты актуализации, чтобы иметь возможность занять прочные позиции в перспективных технологических сегментах — как в уже вышедших на плато продуктивности («цифровое производство», искусственный интеллект, большие данные, решения для бережливого «Умного города»), так и в принципиально новых. Включая квантовые вычисления, которые могут стать триггером для следующего технологического скачка. Параллельно мы выращиваем собственную экспертизу, нарабатываем компетенции, создаем исследовательские лаборатории, привлекаем партнеров к решению общих задач. Иначе все самые новые, дорогие и маржинальные цифровые технологии Россия и дальше будет покупать, а не продавать.