История пятая — глобальная
Человек отличается от дождевого червя тем, что цели и смыслы его существования невнятны.
У дождевого червя есть понятная роль в биогеоценозе. Вместе с зелеными растениями он заставляет этот мир тянуть свою лямку и дальше, он находится с природой в естественном согласии и гибнет в клюве у сойки с сознанием исполненного долга и тем, что можно было бы назвать улыбкой, если бы у червя было чем улыбаться.
В качестве уникальных родовых свойств рода человеческого можно выделить разве что повышенное самомнение и вечное недовольство. Но при их помощи едва ли можно выделить хоть кубометр чистого кислорода. Человек относится к одним из самых живучих видов на планете, но при этом его мировоззрение трагично. Хотя его же собственная история настаивает на решительно обратном подходе.
Люди уничтожили тысячи видов живых существ на планете, практически не встречая сопротивления. А в случае встречных атак человечество всегда выживало. Более того, выходило из смертельной схватки с прибылью.
Средневековая чума выкосила от трети до трех четвертей населения Европы, но главным итогом ее стал Ренессанс, многократно возросшие возможности личного успеха благодаря уменьшению конкуренции, рост среднего класса и его доходов.
Разумеется, со временем это привело к росту ценности отдельно взятой человеческой жизни, увеличению самомнения и недовольства, но это естественный эволюционный продукт: у червей или рыб тоже со временем развиваются какая-то важная исключительно для них самих мышца или воздушный пузырь.
Эпидемия испанки в XX веке косвенным образом привела к череде социалистических революций, перераспределению мировых центров силы и в конечном счете к материализации идеи государства всеобщего благосостояния, современной медицины и к следующему уровню самомнений и недовольств.