iПрезентация
Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса
Для кого эта книга?
Бестселлер Кармина Галло – крайне информативное и полезное чтение для всех, кому приходится выступать перед людьми. Советы автора будут полезны не только публичным спикерам, которым нужно увлекать десятки и сотни людей, но и любому человеку, которому по долгу службы необходимо общаться с партнерами и коллегами, представлять проекты и презентовать идеи или отчеты. Если в круге ваших рабочих обязанностей есть что-то подобное, книга «iПрезентация» станет для вас незаменимым руководством по улучшению ваших ораторских навыков.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «iПрезентация» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Чтобы презентация была успешной, тщательно продумайте сюжетную линию и главный посыл
Аудиторию захватывает история, которую вы рассказываете, а не слайды, на которых она показана. Так что забудьте о своем компьютере и сначала набросайте сюжет презентации на бумаге. Только когда вы удовлетворены ходом повествования, переходите к слайдам.
Опыт Нэнси Дуарте, автора и графического дизайнера блокбастера Эла Гора о глобальном потеплении «Неудобная правда», говорит о том, что на планирование презентации на бумаге нужно тратить в 2 раза больше времени, чем на создание слайдов.
Начните планировать презентацию с выбора одного ключевого посыла – сообщения, которое вы хотите донести до аудитории, и сделайте его заголовком своей презентации. Оно должно быть таким, как пост в Твиттере: коротким, запоминающимся и привлекающим внимание.
Если вы запускаете новый продукт или услугу, ключевое сообщение должно говорить, в чем польза этого продукта для клиентов. Чтобы это мысль запомнилась, повторите ее несколько раз в течение презентации.
Если презентация проводится для большой аудитории, то вашим зрителям и представителям прессы понадобятся правильные слова, чтобы впоследствии описать то, что они видели. Правильно сформулировав ключевой посыл выступления, вы формируете нарратив – то, как люди будут рассказывать другим о вашем выступлении. Например, когда Стив Джобс проводил презентацию первого iPhone, он дал СМИ готовый к использованию заголовок – конкретный и запоминающийся: «Apple изобрел телефон».
Итак, чтобы сделать свое выступление успешным, тщательно планируйте сюжетную линию и ключевой посыл.
Чтобы у вас получилась отличная презентация, вам нужно постоянно репетировать свое выступление
Практика помогает совершенствоваться – это правило работает для всех сфер, в том числе для публичных выступлений. Постоянная практика может из любого человека сделать «прирожденного» харизматичного оратора. Помните о том, что все выступления, которые проходили «гладко и легко», были заранее продуманы: Стив Джобс репетировал свои презентации по нескольку часов и даже дней, а речи Уинстона Черчилля только казались импровизацией и экспромтом.
Репетируйте свою презентацию до тех пор, пока не сможете обходиться без заметок. В тех случаях, когда заметки необходимы, например, для пошаговой демонстрации, используйте для одного слайда не более трех–четырех коротких пунктов с ключевыми словами. Разместите заметки таким образом, чтобы вы могли незаметно в них заглянуть, но лучше мысленно свяжите ключевые слова с изображением на слайде и используйте само это изображение как заметку.
Чтобы извлечь наибольшую пользу от репетиции презентации, запишите себя на видеокамеру. Затем посмотрите видеозапись, чтобы понять, где вы запинаетесь, нервничаете или где ваш голос звучит слишком тихо. Уделите этим моментам особое внимание. Можете посмотреть видео со своим другом, чтобы услышать важное мнение со стороны.
Не позволяйте неожиданностям испортить вашу презентацию: будьте готовы к неприятностям
Даже у самых опытных докладчиков иногда возникают проблемы: проектор не запускается, компьютер выходит из строя, в презентации пропущен слайд.
Если во время презентации что-то пошло не так, не волнуйтесь. В том случае, когда проблема не сильно заметна, не привлекайте к ней внимания и не извиняйтесь – просто продолжайте. Если же проблему нельзя игнорировать, пошутите над ней и двигайтесь дальше. Аудитория охотно прощает выступающим мелкие недочеты, желая услышать продолжение, но только если вы не впадаете в истерику, если что-то пошло не по плану.
Другим камнем преткновения являются трудные вопросы, которые задают во время презентации. Чтобы подготовиться к ним, используйте «метод корзин», и тогда вас не смогут застать врасплох. Для этого сначала определите общие вопросы, которые вам могут задать. Затем разделите вопросы по темам, положите их в разные «корзины» и подготовьте общий ответ для каждой из них. Ответ должен быть достаточно обширным, чтобы охватить по-разному сформулированные вопросы из конкретной «корзины».
Например, перед тем, как Хиллари Клинтон стала госсекретарем США, она провела пресс-конференцию, на которой ожидала, что журналисты спросят ее о международном фонде ее мужа и возможном конфликте интересов. Подготовленный ею ответ подходил ко многим вопросам на эту тему: «Я очень горжусь тем, что избранный президент номинировал меня на пост госсекретаря, и я очень горжусь тем, чего удалось достичь моему мужу и Фонду Клинтона». Следуйте примеру Хиллари – не позволяйте неожиданностям испортить вашу презентацию, будьте готовы к неприятностям.