Будущее железных дорог — в обеспечении «бесшовного» пути до конечной точки

ЭкспертБизнес

Поезд до подъезда

Будущее железных дорог — в обеспечении «бесшовного» пути до конечной точки путешествия

Андрей Максимов

Отечественная традиция высокой архитектуры железнодорожных вокзалов восходит к вокзалам-близнецам в Москве и Санкт-Петербурге, возведенным при строительстве Николаевской железной дороги. На рисунке — дебаркадер Николаевского вокзала в Санкт-Петербурге. Р. А. Желязевич. Крытый перрон вокзала в Санкт-петербурге. 1844. Рисунок А. Х. Кольба

Президент России Владимир Путин объявил, что Россия подошла к возможности реализации проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали между Санкт-Петербургом и Москвой, строительство которой обсуждалось десятилетиями. Как сообщили в Минтрансе, запуск движения по ней может состояться в 2028 году, а время в пути будет составлять 2 часа 15 минут. Проект потребует и масштабных изменений в городской среде двух столиц — возведения вокзальных комплексов, обеспечивающих высокий уровень комфорта, который стал стандартом подобных сооружений.

Вокзалы уже не ограничиваются основной функцией, становясь и транспортными хабами, и торговыми площадками, и даже общественными пространствами. РЖД активно внедряют идеи такого развития как при возведении новых комплексов, так и при реконструкции старых, стремясь интегрировать их с городским транспортом. Эксперты уверены: в обеспечении «бесшовного» движения пассажира — будущее пассажирских терминалов.

О том, как вокзалы прошли путь от станций, обеспечивающих комфортное ожидание поезда для избранных, до мощных мультитранспортных хабов, доступных всем и позволяющих с минимальными потерями во времени добираться до конечной точки любого маршрута, — в материале «Эксперта».

Царские вокзалы

Самый первый в России вокзал был построен в 1837 году для Царскосельской железной дороги, которая связывала Санкт-Петербург и Царское село. Строительство этой небольшой дороги продемонстрировало возможности такого вида транспорта, которому с тех пор государство придает огромное значение. Неудивительно, что первым пассажиром стал император Николай I. Сама дорога перевозила 5001000 человек в день, а путь занимал чуть больше получаса — сопоставимо с современным электричками и в разы быстрее карет и дилижансов. Поначалу вокзал был очень скромным — одноэтажное деревянное здание. Однако с развитием железнодорожной сети он трансформировался из «пригородного» терминала в междугородный. Построенное уже в начале XX века просторное здание вокзала, получившего название Витебский, и сегодня поражает красотой и является популярным местом для фотосессий. В свое время он стал воплощением многих передовых инженерных идей, широко применялись сложные металлоконструкции. Инновации коснулись и устройства вокзала: пассажирский, багажный и почтовый потоки были распределены по трем тоннелям. С ростом роли железнодорожного сообщения и его доступности появились залы ожидания для разных классов пассажиров — от простых до аналога современного бизнес-класса. Самым комфортным, естественно, был императорский павильон, построенный в стороне от основного здания.

Витебский вокзал стал одним из первых публичных зданий, освещение которого осуществлялось с помощью электричества. Электрические приводы были также у лифтов и другого механического оборудования.

Первой междугородной магистралью в Российской империи стала Николаевская железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой. Она строилась по повелению императора Николая I «за счет казны, дабы удержать постоянно в руках правительства и на пользу общую сообщение, столь важное для всей промышленности и деятельной жизни государства». А два вокзала-близнеца в двух столицах положили начало развитию сети терминалов, которые не просто становились отправными и конечными точками путешествий, но и превращались в общественные пространства, стимулировали развитие прилегающих территорий. Неудивительно, что к проектированию привлекли Константина Тона, который к тому времени уже входил в число лучших архитекторов страны благодаря строительству храма Христа Спасителя в Москве, Большого Кремлевского дворца и других ярких объектов. По замыслу Тона, вся магистраль протяженностью 604 версты была единым ансамблем, поэтому и замыкали ее в двух столицах одинаковые вокзалы. Внутри они также были похожи: залы ожидания для разных классов пассажиров, вестибюли, большие императорские апартаменты, а на втором этаже располагались квартиры служащих железной дороги. Даже квартира начальника вокзала (кстати, первым руководителем Московского вокзала был Николай Миклухо-Маклай — отец знаменитого путешественника) располагалась здесь же.

Вокзалы первой железной дороги строились для комфорта главного пассажира — императора. С развитием перевозок, когда железная дорога стала популярной среди разных слоев населения, вокзалы стали расширять и модернизировать, повышая удобство ожидания и посадки на поезда. Появлялись новые буфеты, залы ожидания, кассовые залы. Ведь только в первый год эксплуатации Николаевская дорога перевезла 780 тыс. пассажиров и более 160 тыс. тонн грузов, что почти втрое превысило расчеты.

Но самые значительные перемены ждали их после Октябрьской революции. Ленинградский вокзал модернизировали в 1934 году, когда здесь были расширены билетные кассы, появилось справочное бюро, почта, телеграф, комната для транзитных пассажиров. А в бывших царских покоях разместили комнату матери и ребенка. Вторая большая реконструкция была проведена в 1970-е. К исторической части достроили левое трехэтажное крыло, где разместились гостиница, зал для транзитных пассажиров, медпункт и другие службы. На месте старого дебаркадера был построен главный зал. В течение XX и XXI веков неоднократно достраивался, расширялся и модернизировался и Московский вокзал в Ленинграде — Санкт-Петербурге, который также получил просторный зал ожидания, билетные кассы.

Развитие метро в двух столицах заложило основы концепции единого транспортного пространства, которое вылилось сегодня в систему хабов. А начиналось все с тоннелей, соединявших вокзалы со станциями метрополитена и существенно упрощавших логистику пассажирам.

С повышением значения вокзалов развивалось и пространство вокруг них. Изначально построенные на окраинах, за десятилетия они подтянули к себе центры городов. Вокруг появлялись гостиницы, торговые предприятия и т. д. Сегодня около них образовались центры деловой и культурной активности, а архитектурные ансамбли существенно повлияли на формирование современного облика крупнейших российских городов.

Вокзалы для всех

В советские времена подход к проектированию и строительству вокзалов изменился. Закономерно исчезло деление на классы пассажиров, сами терминалы становились просторнее и комфортнее. А главное, именно в это время стал складываться универсальный подход, предусматривающий интеграцию в одной точке различных транспортных потоков. Такие идеи выдвигались еще в 1930-е годы, но, как и многие замыслы того периода, значительно опережали время. Пример — конкурсный проект реконструкции Курского вокзала в Москве архитектора Игоря Явейна 1930-х годов. Это была первая попытка сомкнуть воедино разные системы транспорта — и городской, и пригородный, и железнодорожные ветки дальнего сообщения. Проект «вокзала-моста» получил условное название «Комплекс семи видов транспорта». Терминал предполагался «многослойным»: на крыше должна была расположиться взлетная полоса для аэротакси, которые доставляли бы транзитных пассажиров в аэропорты, ниже — распределительный зал со входами и выходами в город, под ним — пути для поездов дальнего следования и пригородных электричек, остановки городского наземного транспорта. Наконец, самым нижним «слоем» должно было стать метро. Хотя проект получил высокую оценку, возможностей реализовать его тогда не было.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лучше дефолт, чем жить по средствам Лучше дефолт, чем жить по средствам

США оказались на пороге технического дефолта, но это не страшно

Эксперт
Черный список продуктов, которых стоит избегать перед авиаперелетом Черный список продуктов, которых стоит избегать перед авиаперелетом

Если вы не хотите, чтобы полет превратился в пытку, следуйте этим рекомендациям

ТехИнсайдер
Иван Стилиди. В потоке Иван Стилиди. В потоке

Беседа с хирургом и онкологом Иваном Стилиди

Караван историй
Кизлярский вектор: как закаляют дагестанскую сталь Кизлярский вектор: как закаляют дагестанскую сталь

Kizlyar Supreme сумел стать брендом с мировым именем на рынке ножей

Эксперт
Бойня RAF Бойня RAF

В 1970-х RAF была одной из самых влиятельных террористических организаций

Дилетант
Античный коммунизм Античный коммунизм

Кто всех суровее в Древней Греции?

Дилетант
Роскошь для себя Роскошь для себя

Это не первое интервью с Александрой Ребенок. Но первое в таком формате

OK!
10 способов справиться с тревожностью 10 способов справиться с тревожностью

Как остановить круговорот неприятных мыслей?

Psychologies
Главное действующее лицо по-прежнему студент Главное действующее лицо по-прежнему студент

Как сохранить творческую атмосферу на факультете?

Знание – сила
Правила расхламления. Что стоит выбросить в первую очередь Правила расхламления. Что стоит выбросить в первую очередь

О правилах расхламления, которые по-настоящему работают

Лиза
8 правил, которые помогут сохранить счастливые отношения навсегда 8 правил, которые помогут сохранить счастливые отношения навсегда

Несложные правила, которые поддержат ваши отношения

VOICE
Как вести себя, если у партнера зависимость: 3 шага к исцелению Как вести себя, если у партнера зависимость: 3 шага к исцелению

Лечение от зависимости — тяжелое испытание для семьи, как его пройти?

Psychologies
Локомотив российской экономики Локомотив российской экономики

Инвестиционная программа РЖД добавила 1,03% в среднегодовой прирост ВВП страны

Эксперт
Как связаны принцессы Диснея и самооценка детей: интересное исследование! Как связаны принцессы Диснея и самооценка детей: интересное исследование!

Как дети выбирают любимых принцесс и что это о них говорит?

ТехИнсайдер
Создатель андроида Fedor: «Робот станет ассистентом» Создатель андроида Fedor: «Робот станет ассистентом»

Какие технологические прорывы нас ждут в области робототехники?

ФедералПресс
Шутки ради Шутки ради

Что происходит с юмором сегодня и каким он будет завтра?

Men Today
Что такое режим отпуска в холодильнике и действительно ли он полезен? Что такое режим отпуска в холодильнике и действительно ли он полезен?

Как поступить с холодильником, если вы уезжаете на месяц из дома?

CHIP
Станция «Двадцать лет» Станция «Двадцать лет»

За два десятилетия работы компания РЖД прошла значительный путь

Эксперт
Разгадка загадок Разгадка загадок

Исследование тонкостей отношений с искусственным интеллектом

Правила жизни
«Депп против Херд»: как соцсети стали главным судьей в деле двух голливудских актеров «Депп против Херд»: как соцсети стали главным судьей в деле двух голливудских актеров

Почему публичное разбирательство двух звезд превратилось в культурный феномен

Forbes
Любимец нации Любимец нации

Заметки по случаю дня рождения Остапа Сулеймана Берта-Мария Бендер-бея

Знание – сила
Эффекты стиля мемфис Эффекты стиля мемфис

Выразительное оформление современной квартиры

Идеи Вашего Дома
Сочтите за труд! Сочтите за труд!

Ты регулярно сидишь в офисе до ночи, а платят тебе так же? Пора это исправить

VOICE
Глеб Калюжный и Юрий Стоянов Глеб Калюжный и Юрий Стоянов

Любимый динамический дуэт Стоянов — Калюжный снова в деле

Собака.ru
Искусство самопрезентации: как научиться рассказывать о себе в любой ситуации Искусство самопрезентации: как научиться рассказывать о себе в любой ситуации

Как правильно преподнести себя во время переговоров и на собеседовании

Forbes
Окончательное решение человеческого вопроса Окончательное решение человеческого вопроса

«Дикая планета»: что французская антиутопия 1973 года говорит о современности

Weekend
Как обидеть мужчину: запрещенные приемы Как обидеть мужчину: запрещенные приемы

Как растоптать уверенность мужчины в себе?

Лиза
Десерт антипода Десерт антипода

Для любого австралийца сладким символом его страны будет пирожное ламингтон

Вокруг света
Строительная химия — бизнес с социальной ответственностью Строительная химия — бизнес с социальной ответственностью

«Полипласт Северозапад» входит в состав вертикально интегрированного холдинга

Эксперт
Куда приводит любовь Куда приводит любовь

Алексей Еремчук — как его увлечение электромобилями стало бизнесом

Robb Report
Открыть в приложении