Расстройство от письма
Если школьнику не дается письменный русский и тетради пестрят замечаниями учительницы, не спеши его ругать. Возможно, он страдает дисграфией. Что это и как помочь твоему ученику?
При дисграфии ребенок повторяет определенные ошибки на письме. Эти ошибки связаны с несформированными процессами высшей психической деятельности. Понять мудреные формулировки легче на примерах. Дети, страдающие дисграфией, плохо пишут диктанты, изложения, сочинения. На письме игнорируют заглавные буквы, путают буквы «Р» и «Ь», «П» и «Ц», «З» и «Э». Пропущенные буквы, слоги, «слепленные» воедино слова в предложении, замены букв в словах, например «корофа» вместо «корова», – все это характерные ошибки дисграфиков. Часто ребенок пишет слово так, как произносит: «лыба» вместо «рыба».
Дисграфия — это специфическое нарушение письма, при котором ребенок постоянно повторяет определенные ошибки
Тайное и явное
Овладеть навыком письма способен любой ребенок со средним интеллектом: главное, чтобы он воспринимал устную речь и запомнил, как пишутся буквы. Но важно, чтобы у дошкольника к началу учебы сформировалась устная речь. Но даже в случае прекрасного интеллекта возможен сбой в виде дисграфии. Кстати, специалисты не рассматривают ее как самостоятельное нарушение: дисграфия, как правило, сопутствует разнообразным неврологическим дисфункциям и расстройствам. Также она бывает следствием патологии слухового, двигательного, речевого или зрительного анализаторов. Часто причина дисграфии кроется в пренатальном или натальном периоде. Если беременность была тяжелая, ребенок получил родовую травму, страдал от кислородной недостаточности или после рождения подхватил инфекцию – велика вероятность, что его головной мозг не развит на полную мощность. Как следствие, он и функционирует с ограничениями, что может выражаться в дисграфии.
- Иногда дисграфией страдают дети-билингвы, растущие в двуязычной семье. У них «стертый» фонетический слух.
Помощь придет
Если ребенок повторяет ошибки на письме и возникли подозрения в дисграфии, прежде всего проверь его слух и зрение. Если с этой стороны все в порядке, принимай другие меры.
Во-первых, обратись к логопеду и детскому психологу. Ребенок пройдет ряд тестов на распознавание звуков на слух и текстов с образца. Звучит страшно, но это просто диктанты разной степени сложности и контрольное списывание с учебника. Это позволит составить картину расстройства.
Далее логопед будет заниматься с ребенком улучшением памяти, поможет развить навык концентрации внимания. Много времени в этом процессе уделяется упражнениям на чтение вслух и запись по памяти. Важный элемент таких занятий – речевые игры с магнитными или вырезанными из бумаги буквами. Благодаря им ребенок учится распознавать звуки и их буквенное написание, отличать слоги. Много времени на таких занятиях уделяется пространственной ориентации: дотронуться до правого уха левой рукой, до левого глаза левой рукой, до правой ноги правой рукой и т. п. Это помогает накрепко запомнить праволево. Иногда требуется помощь и психоневролога. Не стоит пренебрегать таким ресурсом. Если у ребенка дисграфия, обязательно покажи его этому специалисту.
- Еще одна причина дисграфии – нарушение когнитивных функций: снижение памяти, плохая ориентация, забывчивость.
Следуй плану
Не стоит бороться с дисграфией самостоятельно! Несмотря на простоту заданий, без правильной диагностики и коррекционного плана ты можешь только усугубить ситуацию. А вот эмоциональная поддержка и выполнение домашних заданий помогут ребенку справиться с проблемами быстрее. Ребенку с дисграфией помочь реально, но это может занять месяцы или годы. Встречаются и взрослые, которые не прошли в детстве необходимой терапии. Вроде ничего опасного. Но качество жизни ниже, ведь такой человек, как минимум, ограничен в выборе профессии. В школе ребенку с дисграфией трудно, она влечет за собой плохую успеваемость по русскому языку, превращая в мучения диктанты и контрольные работы. Часто такой школьник становится объектом насмешек. У него может совсем пропасть интерес к учебе. Чтобы не допустить этого, обязательно помоги ребенку.
- Дисграфия может быть наследственным нарушением, которое наблюдается в нескольких поколениях семьи.
Разберем в деталях
Расстройство письма может быть выражено в разной степени.
В случае с дисграфией логопеды разграничивают собственно дисграфию и аграфию. В первом случае письменная речь хоть и искажается, однако вполне может использоваться как средство общения: слова и фразы написаны неправильно, но мысль, которую хотел донести автор, ясна. Аграфия – это абсолютная неспособность овладеть письменной речью. Зачастую оба расстройства сопровождаются и нарушением чтения – дислалией и алексией.
53% УЧАЩИХСЯ вторых-третьих классов страдают дисграфией
95% ДИСГРАФИКОВ – МАЛЬЧИКИ. В группе риска левши, особенно переученные в правшей. Среди этой категории детей дисграфия встречается чаще всего.
Разный слух
- У человека есть три вида слуха. Физический – он позволяет слышать звуки и отличать рев мотора от пения птицы, скрип двери от писка мыши.
- Музыкальный – он помогает различать и чисто воспроизводить мелодии.
- Речевой – именно он отвечает за понимание оттенков устной речи, отличение одного звукосочетания от другого.
- Ребенок с дисграфией нечетко слышит речь, соответственно, искаженно передает ее на письме.
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl