Возрождение советских автобрендов может дать преимущество российскому автопрому

ЭкспертАвто

«Волга». «Волга»? Мать родная!..

Возрождение советских автобрендов может дать серьезное конкурентное преимущество российскому автопрому перед безликими китайскими машинами. А может, наоборот, выставить его на посмешище

Александр Астапов

Превращая Chrysler Sebring в Volga Siber, поменяли и «лицо», и филейную часть вместе с оптикой. Не помогло

Это началось не вчера. Еще в 2021 году ГАЗ анонсировал возрождение марок «Волга» (тогда для особых версий коммерческого транспорта) и «Победа» — для некоего будущего «инновационного продукта». Менее чем год спустя, в мае 2022-го, московское правительство объявило не только о переходе в его собственность бывших площадей Автозавода имени Ленинского Комсомола, но и о переименовании предприятия в «Москвич» и скором возрождении марки. Через несколько месяцев, правда, общественность не смогла удержаться от скептических ухмылок: под новым старым именем начали собирать китайские JAC. Как результат, продажи новых «Москвичей» сильно далеки от ожидаемых, несмотря на оперативное строительство дилерской сети и активность представителей завода в публичном поле.

А в этом году новость за новостью. Автомобили марки «Волга» (теперь заявлено, что все же легковые, — но больше никаких подробностей) будут собираться на площадях в Нижнем Новгороде, покинутых «Фольксвагеном». Московское правительство поняло, что смешить людей даже не бэйдж-инжинирингом (то, что американские острословы так прозвали, все же означало не только наклеивание шильдиков Cadillac и Pontiac на европейский Opel, но и рестайлинг, и иное оснащение, и настройки шасси), а скорее люмпен-маркетингом, не к лицу — и начало разработку собственной машины. По словам недавнего гендиректора завода, а с недавних пор председателя совета директоров «Москвича» Дмитрия Пронина, рассматриваются варианты как покупки сторонней платформы, так и создания электромобиля с чистого листа. И правда: сразу несколько источников подтверждают, что работа ведется в стенах «Мостранспроекта», подчиняющегося Дептрансу.

А вот «Жигулей» не будет: тратить деньги на бренд, ныне больше ассоциирующийся с пивом, в Тольятти отказались и по-прежнему сосредоточены на устойчивом и известном (хоть и начавшем размываться сборкой «китайцев» на манер «Москвича») бренде «Лада». Точнее, Lada: переводить на кириллицу вывески у дилеров и шильды на машинах автовазовцы не намерены. Но суббренд Niva будут развивать, и не только малыми и большими модернизациями ветеранов, но и новой моделью. Концепция которой пока на рассмотрении — зато технический задел по будущей «Ниве-3» имеется немалый.

Есть что повторить

Решения логичные, и как раз для импортозамещения в буквальном смысле: западные бренды покинули наш рынок, а пришедшие на их место китайские марки назвать брендами язык не повернется. Даже не потому, что большинству производителей из Поднебесной без году неделя по меркам автопрома. Дело в том, что у китайцев отсутствует как класс культура вещи, а подавно культура автомобиля как чего-то большего, нежели самобеглая коляска. Отсюда и хаотичность в «брендостроительстве», и микроскопические бюджеты на продвижение.

А значит, у воды да не напиться! Тем более учитывая нацеленность наших производителей на возрастную аудиторию; как показывает практика, после 30 лет происходит переход потребительского сознания от трендо- к брендозависимости. Иными словами, социализация «через вещи», в молодом возрасте происходящая путем доказательства окружающим, что ты «в теме», а значит, свой, со временем уступает таковой через систему ценностей бренда, внедряемую в массовое сознание маркетологами. А потому даже слабый бренд лучше, чем неизвестная бляха на капоте.

Нетрудно также предположить, что «Волга» будет как минимум во вторую очередь чиновной и корпоративной машиной (а нацеленность «Москвича» на госслужбу известна доподлинно). Сам по себе рынок не такой большой — суммарно с полсотни тысяч машин, включая и «разгонные», и персональные, — но стабильный и в силу политических причин имеющий запрос на патриотичность как минимум в названии.

Вряд ли дело дойдет до оригинальной платформы — не по Хуану сомбреро. Набрать команду разработчиков в России пока еще есть из кого, но мизерный по современным меркам тираж грядущих «реинкарнаций» (сотня тысяч в год на бренд от силы) делает не просто неоправданным, а экономически неадекватным такой вариант. Другое дело скооперироваться с другими разработчиками (тем же «Атомом»), дополнив их компетенции своими. Да хоть бы и с китайцами, их платформы — неплохая основа при условии обширных работ по доводке и управляемости, и надежности (это у нас еще не разучились делать). И дизайнеры в стране не перевелись, даже накопили изрядный задел по переосмыслению облика советских машин минувших времен.

Вот только не все то золото, что плохо лежит. «Волгу» на ГАЗе уже пытались возродить в «сытые нулевые». Купили лицензию на крайслеровскую платформу, а заодно и сборочную линию — благо отдавали незадорого. Перелицевали машину (бамперы, оптика). В дальнейшем намеревались довести локализацию машины, названной Volga Siber, до 50 процентов и делать до 65 тыс. штук в год не только с четырехцилиндровым мотором объемом 2,4, но и с «шестеркой» в 2,7 литра.

Увы, проект постиг оглушительный провал. За 2008–2010 годы было выпущено 8933 «Сайбера», и почти все проданы госструктурам и в корпоративные парки. «Частник» же машиной не заинтересовался. «Волговоды» не признали в Siber «Волгу» — уж больно сложная и дорогая, при этом маленькая и нехаризматичная. Записные патриоты не готовы были выложить за машину цену иномарки: как многажды показывала практика, у таких граждан есть четкое убеждение, что за покупку «нашемарки» им обязаны как минимум дисконтом. Космополиты же не видели резона покупать «Крайслер на минималках», да еще и давно приевшийся.

Это не «Победа». Это Wey Dream, 4,8-метровый «подключаемый гибрид» производства Great Wall. Но исключать его промсборку и новое имя было бы опрометчиво. Фото: Great Wall Motors

Быть достойным своего имени

Были ли неудачи подобного рода на Западе? В случае с «ност альгическими» моделями сколько угодно, в случае с брендами или суббрендами — разве что у Nissan, реинкарнировавшего марку Datsun в качестве лоукост-бренда, да у Mercedes в нулевые провалилась попытка влезть в люкс с маркой Maybach. Остальные случаи сплошь «в плюсе». Mini, Hummer, фиатовские суббренды 500 и Abarth, фордовский Bronco… А Renault, окрыленный успешным возрождением спорткаров марки Alpine, увлекся настолько, что решил возродить «ностальгические» модели 4 и 5 в качестве отдельных суббрендов. И наоборот: китайцы так и не смогли «перезапустить» ни MG, ни Borgward.

А все потому, что китайцы (да, в общем, и нижегородцы) пренебрегли правилами таких реинкарнаций, которые не только обоснованы маркетологами, но и многократно проверены практикой. Во-первых, воссоздавать надо не только форму, но и дошедший до наших времен образ. Никому нет дела, что изначальный Mini задумывался как народный автомобиль, но многие в курсе, что машина во все времена имела налет буржуазности и одновременно богемности (спасибо «Битлам», причем всем четверым) и рулилась не хуже гоночной, при этом всегда стоила дороже «одноклассников». И что Renault 5 во времена своей конвейерной жизни, а подавно после нее был во всех смыслах молодежной машиной — европейцы помнят хорошо. Но не всегда так однозначно. Как быть, например, с образом «Волги», которая для одних символ роскоши времен детства, а для других — грубая и несуразная, зато простая и неприхотливая «баржа»?

Второе: машина обязана претендовать на «премиальность». И только претендовать — статус представителя премиум-сегмента иначе как многолетним кандидатством не заработать. А потому — стиль в каждой мелочи. Покупатели возрождавшегося в конце 1990-х VW Beetle готовы были простить машине и завышенную цену, и «дубовую» подвеску, но не унылый салон и отсутствие фирменных аксессуаров. А за прошедшие четверть века стандарты премиума по этой части выросли неимоверно. Неспроста Renault начала возрождение суббренда Renault 5 с выпуска кассетного плеера в стиле 1980-х, а каталог аксессуаров Fiat 500 потолще мерседесовского будет.

И наконец, третье и четвертое. Ретростилистика в таких «возрожденных» брендах и суббрендах эксплуатирует не ностальгию по «старым добрым временам», а усталость от современного дизайнмейнстрима и, как следствие, потребность аудитории в простых и лаконичных формах и решениях. А возвращение из прошлого имени (нет, так: Имени) всего лишь способ сэкономить на продвижении, опершись на отнюдь не забытые усилия маркетологов и рекламных служб по выводу на рынок «тех еще», оригинальных, моделей. Включая классику кинематографа, кадры успешных выступлений в автоспорте и золотой фонд шедевров рекламы.

Ведомо ли это нашим топ-менеджерам? Несомненно. Пойдет ли впрок это знание — сомнительно. Есть немало оснований полагать, что не только «Москвич» останется с характерным прищуром, но китайской будет и «Волга». После чего останется лишь дождаться промсборки Wey Dream, гламурной карикатуры на «американцев» 1930-х, с лого «Победа», прописанным иероглифами.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лучше дефолт, чем жить по средствам Лучше дефолт, чем жить по средствам

США оказались на пороге технического дефолта, но это не страшно

Эксперт
Мария Кровавая: как дочь Екатерины Арагонской боролась за престол и правила Англией Мария Кровавая: как дочь Екатерины Арагонской боролась за престол и правила Англией

Марии Кровавой приходилось долгие годы бороться за трон и за свою жизнь

Forbes
Летящие над водой Летящие над водой

Одна из самых интересных технологий, переживающая настоящий ренессанс – фойлы

ТехИнсайдер
Ругань, слезы и прессинг «старших»: что делают женщины в российских тюрьмах Ругань, слезы и прессинг «старших»: что делают женщины в российских тюрьмах

Женщины в российских тюрьмах: условия содержания, материнство и «политические»

Forbes
Бешеные деньги Бешеные деньги

Правила жизни в эпоху низких ставок

Forbes
У микобактерии лепры нашли новый антиген в клеточной стенке У микобактерии лепры нашли новый антиген в клеточной стенке

Ученые обнаружили в клеточной стенке микобактерии лепры фенольный гликолипид-II

N+1
Государство закручивает гайки Государство закручивает гайки

Как защитить граждан и критически важную информационную инфраструктуру?

Эксперт
Дом, который построил Герц Дом, который построил Герц

Архитектор Дэвид Герц готов перенести вас в удивительные дали

Robb Report
Как отключить подписку ВК Музыка: подробная инструкция Как отключить подписку ВК Музыка: подробная инструкция

Рассказываем, как отключить подписку ВК Музыка на компьютере или смартфоне

CHIP
Идеальный партнер: миф или реальность — размышления психоаналитиков Идеальный партнер: миф или реальность — размышления психоаналитиков

Отправляясь на поиски идеала, кого мы хотим встретить? И нужен ли этот идеал?

Psychologies
Какая еда может поднять нам настроение и снизить уровень тревожности и депрессии Какая еда может поднять нам настроение и снизить уровень тревожности и депрессии

Пища способна помогать нам бороться и с депрессией, и со стрессом

ТехИнсайдер
Остеодермы гигантских ленивцев указали на заселение Южной Америки 27-23 тысячи лет назад Остеодермы гигантских ленивцев указали на заселение Южной Америки 27-23 тысячи лет назад

Ученые изучили остатки ископаемых гигантских ленивцев Glossotherium phoenesis

N+1
Защита от хакеров: как устроена антифрод система и можно ли ее обмануть Защита от хакеров: как устроена антифрод система и можно ли ее обмануть

Как устроены и кого защищают антифрод-системы?

ТехИнсайдер
Как найти «свои» духи: советы парфюмера по поиску аромата, который станет твоей визитной карточкой Как найти «свои» духи: советы парфюмера по поиску аромата, который станет твоей визитной карточкой

Как же выбрать свой парфюм и не ошибиться?

VOICE
Тибетские выдры пристрастились к выпускаемой буддистами рыбе Тибетские выдры пристрастились к выпускаемой буддистами рыбе

Тибетские выдры явно предпочитают охотиться на чужеродные виды рыб

N+1
Золото, нефть, брокеры и криминал: 9 фильмов о жажде денег Золото, нефть, брокеры и криминал: 9 фильмов о жажде денег

Фильмы о стремлении к большим деньгам

Inc.
Новозеландцы описали древнейшего малого пингвина Новозеландцы описали древнейшего малого пингвина

Древнейший малый пингвин жил более трех миллионов лет назад

N+1
«В другом мире»: профессорские заметки об искусстве, отношениях и сексизме «В другом мире»: профессорские заметки об искусстве, отношениях и сексизме

Как связаны любовь и профессиональная самореализация

Forbes
Ландшафты утренней звезды Ландшафты утренней звезды

Как же на самом деле выглядит Венера?

Наука и жизнь
Шкала пригодности: 3 способа понять, правильный ли человек рядом с вами Шкала пригодности: 3 способа понять, правильный ли человек рядом с вами

Поиск единственного и неповторимого может занять много времени. Что же делать?

Psychologies
Свиньи помогли сородичам выбраться из заточения Свиньи помогли сородичам выбраться из заточения

Почему свиньи помогают друг другу?

N+1
Архаров, архаровцы и цена на сено Архаров, архаровцы и цена на сено

Николай Архаров — один из главных строителей полицейского ведомства России

Дилетант
Футбольный сезон окончен. Как Хантер Томпсон изменил американскую журналистику Футбольный сезон окончен. Как Хантер Томпсон изменил американскую журналистику

Гонзо-журналистика: как писал Хантер Томпсон

СНОБ
Как психологи определяют стоимость консультаций: 3 вопроса экспертам Как психологи определяют стоимость консультаций: 3 вопроса экспертам

«А почему цена за сессию именно такая?» Разбираемся в стоимости психотерапии

Psychologies
От линейной к циклической: альтернативная модель развития экономики | Linear to Circular: an Alternative Model of Economic Development От линейной к циклической: альтернативная модель развития экономики | Linear to Circular: an Alternative Model of Economic Development

Циклическая экономика может стать альтернативой устаревшей экономической модели

Позитивные изменения
С дымком С дымком

Как выбрать идеальный кусок мяса и что с ним дальше делать, чтобы вышло вкусно

Лиза
Кандидат в вакцины Кандидат в вакцины

Российские ученые получили вакцинный штамм, эффективно защищающий свиней от АЧС

Агроинвестор
Эффект дорогой женщины: как одеваться, будто ты миллионерша, и не тратить много Эффект дорогой женщины: как одеваться, будто ты миллионерша, и не тратить много

Стилист собрала 8 правил для эффекта "дорогой" женщины

VOICE
10 странных книг, написанных в необычной форме 10 странных книг, написанных в необычной форме

Иногда писатели сознательно ломают форму произведений, чтобы было интереснее

Maxim
«Делирий», глава из бестселлера британского нейробиолога Анила Сета «Быть собой: Новая теория сознания» «Делирий», глава из бестселлера британского нейробиолога Анила Сета «Быть собой: Новая теория сознания»

Профессор нейробиологии Анил Сет приоткрывает окно внутрь нашего сознания

Правила жизни
Открыть в приложении