Возрождение советских автобрендов может дать преимущество российскому автопрому

ЭкспертАвто

«Волга». «Волга»? Мать родная!..

Возрождение советских автобрендов может дать серьезное конкурентное преимущество российскому автопрому перед безликими китайскими машинами. А может, наоборот, выставить его на посмешище

Александр Астапов

Превращая Chrysler Sebring в Volga Siber, поменяли и «лицо», и филейную часть вместе с оптикой. Не помогло

Это началось не вчера. Еще в 2021 году ГАЗ анонсировал возрождение марок «Волга» (тогда для особых версий коммерческого транспорта) и «Победа» — для некоего будущего «инновационного продукта». Менее чем год спустя, в мае 2022-го, московское правительство объявило не только о переходе в его собственность бывших площадей Автозавода имени Ленинского Комсомола, но и о переименовании предприятия в «Москвич» и скором возрождении марки. Через несколько месяцев, правда, общественность не смогла удержаться от скептических ухмылок: под новым старым именем начали собирать китайские JAC. Как результат, продажи новых «Москвичей» сильно далеки от ожидаемых, несмотря на оперативное строительство дилерской сети и активность представителей завода в публичном поле.

А в этом году новость за новостью. Автомобили марки «Волга» (теперь заявлено, что все же легковые, — но больше никаких подробностей) будут собираться на площадях в Нижнем Новгороде, покинутых «Фольксвагеном». Московское правительство поняло, что смешить людей даже не бэйдж-инжинирингом (то, что американские острословы так прозвали, все же означало не только наклеивание шильдиков Cadillac и Pontiac на европейский Opel, но и рестайлинг, и иное оснащение, и настройки шасси), а скорее люмпен-маркетингом, не к лицу — и начало разработку собственной машины. По словам недавнего гендиректора завода, а с недавних пор председателя совета директоров «Москвича» Дмитрия Пронина, рассматриваются варианты как покупки сторонней платформы, так и создания электромобиля с чистого листа. И правда: сразу несколько источников подтверждают, что работа ведется в стенах «Мостранспроекта», подчиняющегося Дептрансу.

А вот «Жигулей» не будет: тратить деньги на бренд, ныне больше ассоциирующийся с пивом, в Тольятти отказались и по-прежнему сосредоточены на устойчивом и известном (хоть и начавшем размываться сборкой «китайцев» на манер «Москвича») бренде «Лада». Точнее, Lada: переводить на кириллицу вывески у дилеров и шильды на машинах автовазовцы не намерены. Но суббренд Niva будут развивать, и не только малыми и большими модернизациями ветеранов, но и новой моделью. Концепция которой пока на рассмотрении — зато технический задел по будущей «Ниве-3» имеется немалый.

Есть что повторить

Решения логичные, и как раз для импортозамещения в буквальном смысле: западные бренды покинули наш рынок, а пришедшие на их место китайские марки назвать брендами язык не повернется. Даже не потому, что большинству производителей из Поднебесной без году неделя по меркам автопрома. Дело в том, что у китайцев отсутствует как класс культура вещи, а подавно культура автомобиля как чего-то большего, нежели самобеглая коляска. Отсюда и хаотичность в «брендостроительстве», и микроскопические бюджеты на продвижение.

А значит, у воды да не напиться! Тем более учитывая нацеленность наших производителей на возрастную аудиторию; как показывает практика, после 30 лет происходит переход потребительского сознания от трендо- к брендозависимости. Иными словами, социализация «через вещи», в молодом возрасте происходящая путем доказательства окружающим, что ты «в теме», а значит, свой, со временем уступает таковой через систему ценностей бренда, внедряемую в массовое сознание маркетологами. А потому даже слабый бренд лучше, чем неизвестная бляха на капоте.

Нетрудно также предположить, что «Волга» будет как минимум во вторую очередь чиновной и корпоративной машиной (а нацеленность «Москвича» на госслужбу известна доподлинно). Сам по себе рынок не такой большой — суммарно с полсотни тысяч машин, включая и «разгонные», и персональные, — но стабильный и в силу политических причин имеющий запрос на патриотичность как минимум в названии.

Вряд ли дело дойдет до оригинальной платформы — не по Хуану сомбреро. Набрать команду разработчиков в России пока еще есть из кого, но мизерный по современным меркам тираж грядущих «реинкарнаций» (сотня тысяч в год на бренд от силы) делает не просто неоправданным, а экономически неадекватным такой вариант. Другое дело скооперироваться с другими разработчиками (тем же «Атомом»), дополнив их компетенции своими. Да хоть бы и с китайцами, их платформы — неплохая основа при условии обширных работ по доводке и управляемости, и надежности (это у нас еще не разучились делать). И дизайнеры в стране не перевелись, даже накопили изрядный задел по переосмыслению облика советских машин минувших времен.

Вот только не все то золото, что плохо лежит. «Волгу» на ГАЗе уже пытались возродить в «сытые нулевые». Купили лицензию на крайслеровскую платформу, а заодно и сборочную линию — благо отдавали незадорого. Перелицевали машину (бамперы, оптика). В дальнейшем намеревались довести локализацию машины, названной Volga Siber, до 50 процентов и делать до 65 тыс. штук в год не только с четырехцилиндровым мотором объемом 2,4, но и с «шестеркой» в 2,7 литра.

Увы, проект постиг оглушительный провал. За 2008–2010 годы было выпущено 8933 «Сайбера», и почти все проданы госструктурам и в корпоративные парки. «Частник» же машиной не заинтересовался. «Волговоды» не признали в Siber «Волгу» — уж больно сложная и дорогая, при этом маленькая и нехаризматичная. Записные патриоты не готовы были выложить за машину цену иномарки: как многажды показывала практика, у таких граждан есть четкое убеждение, что за покупку «нашемарки» им обязаны как минимум дисконтом. Космополиты же не видели резона покупать «Крайслер на минималках», да еще и давно приевшийся.

Это не «Победа». Это Wey Dream, 4,8-метровый «подключаемый гибрид» производства Great Wall. Но исключать его промсборку и новое имя было бы опрометчиво. Фото: Great Wall Motors

Быть достойным своего имени

Были ли неудачи подобного рода на Западе? В случае с «ност альгическими» моделями сколько угодно, в случае с брендами или суббрендами — разве что у Nissan, реинкарнировавшего марку Datsun в качестве лоукост-бренда, да у Mercedes в нулевые провалилась попытка влезть в люкс с маркой Maybach. Остальные случаи сплошь «в плюсе». Mini, Hummer, фиатовские суббренды 500 и Abarth, фордовский Bronco… А Renault, окрыленный успешным возрождением спорткаров марки Alpine, увлекся настолько, что решил возродить «ностальгические» модели 4 и 5 в качестве отдельных суббрендов. И наоборот: китайцы так и не смогли «перезапустить» ни MG, ни Borgward.

А все потому, что китайцы (да, в общем, и нижегородцы) пренебрегли правилами таких реинкарнаций, которые не только обоснованы маркетологами, но и многократно проверены практикой. Во-первых, воссоздавать надо не только форму, но и дошедший до наших времен образ. Никому нет дела, что изначальный Mini задумывался как народный автомобиль, но многие в курсе, что машина во все времена имела налет буржуазности и одновременно богемности (спасибо «Битлам», причем всем четверым) и рулилась не хуже гоночной, при этом всегда стоила дороже «одноклассников». И что Renault 5 во времена своей конвейерной жизни, а подавно после нее был во всех смыслах молодежной машиной — европейцы помнят хорошо. Но не всегда так однозначно. Как быть, например, с образом «Волги», которая для одних символ роскоши времен детства, а для других — грубая и несуразная, зато простая и неприхотливая «баржа»?

Второе: машина обязана претендовать на «премиальность». И только претендовать — статус представителя премиум-сегмента иначе как многолетним кандидатством не заработать. А потому — стиль в каждой мелочи. Покупатели возрождавшегося в конце 1990-х VW Beetle готовы были простить машине и завышенную цену, и «дубовую» подвеску, но не унылый салон и отсутствие фирменных аксессуаров. А за прошедшие четверть века стандарты премиума по этой части выросли неимоверно. Неспроста Renault начала возрождение суббренда Renault 5 с выпуска кассетного плеера в стиле 1980-х, а каталог аксессуаров Fiat 500 потолще мерседесовского будет.

И наконец, третье и четвертое. Ретростилистика в таких «возрожденных» брендах и суббрендах эксплуатирует не ностальгию по «старым добрым временам», а усталость от современного дизайнмейнстрима и, как следствие, потребность аудитории в простых и лаконичных формах и решениях. А возвращение из прошлого имени (нет, так: Имени) всего лишь способ сэкономить на продвижении, опершись на отнюдь не забытые усилия маркетологов и рекламных служб по выводу на рынок «тех еще», оригинальных, моделей. Включая классику кинематографа, кадры успешных выступлений в автоспорте и золотой фонд шедевров рекламы.

Ведомо ли это нашим топ-менеджерам? Несомненно. Пойдет ли впрок это знание — сомнительно. Есть немало оснований полагать, что не только «Москвич» останется с характерным прищуром, но китайской будет и «Волга». После чего останется лишь дождаться промсборки Wey Dream, гламурной карикатуры на «американцев» 1930-х, с лого «Победа», прописанным иероглифами.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бизнес распробовал свежую голубику Бизнес распробовал свежую голубику

В России развиваются промышленные посадки голубики. Это сверхдоходное дело

Эксперт
Игры разума, в которые играют люди: 7 самых распространенных видов манипуляций Игры разума, в которые играют люди: 7 самых распространенных видов манипуляций

Что нужно знать о манипуляциях?

Psychologies
Дорога в «парадиз» Дорога в «парадиз»

В августе 1700 года Пётр начал, без объявления, войну со Швецией

Дилетант
И вечное лето И вечное лето

Как заготовить фрукты, ягоды и овощи на зиму, сохранив максимум витаминов?

Лиза
Гора серебряная Гора серебряная

Как добывают благородные металлы

Популярная механика
Игра в детективов: сколько в России зарабатывают на интересе к убийствам и маньякам Игра в детективов: сколько в России зарабатывают на интересе к убийствам и маньякам

Как авторы подкастов о маньяках зарабатывают миллионы?

Forbes
Суздальская вертикаль власти Суздальская вертикаль власти

Раскопки вокруг города, который Юрий Долгорукий объявил столицей до Москвы

Наука
Поможем Африке — поможем себе Поможем Африке — поможем себе

Африка остается в сильнейшей зависимости от старых и новых колонизаторов

Эксперт
Самки косаток в постменопаузе защитили взрослых сыновей от драк Самки косаток в постменопаузе защитили взрослых сыновей от драк

Пожилые самки косаток приходят на помощь к взрослым сыновьям

N+1
Место в мире Место в мире

Чтобы найти свою планету в огромной Вселенной, нужно знать точный адрес

ТехИнсайдер
Родом из СССР: 27 советских привычек, от которых мы до сих пор не можем избавиться Родом из СССР: 27 советских привычек, от которых мы до сих пор не можем избавиться

Пакет с пакетами или банка из-под кофе с шурупами — своего рода культурный код

Psychologies
Василий Ливанов: «Если бы отец увидел этого русского, он был бы счастлив», — сказала дочь Конан Дойля, посмотрев моего Шерлока Холмса Василий Ливанов: «Если бы отец увидел этого русского, он был бы счастлив», — сказала дочь Конан Дойля, посмотрев моего Шерлока Холмса

Камбербэтч и я — нормальные Холмсы. Но лучший Шерлок Холмс в истории — русский

Коллекция. Караван историй
Одичавшие норки восстановили уменьшившийся из-за одомашнивания относительный объем мозга Одичавшие норки восстановили уменьшившийся из-за одомашнивания относительный объем мозга

Относительный размер мозга одичавших норок почти вернулся к прежним показателям

N+1
Я все еще держусь. О чем пел сэр Элтон Джон Я все еще держусь. О чем пел сэр Элтон Джон

Разбираем главные песни Элтона Джона

СНОБ
Особенности национального сериалостроения Особенности национального сериалостроения

Самые показательные сериалы разных стран

Weekend
Хвалить публично, дать высказаться и не осуждать: как сделать компанию инклюзивной Хвалить публично, дать высказаться и не осуждать: как сделать компанию инклюзивной

Как инклюзивность влияет на работу компании и помогают ей добиться успеха

Forbes
Укусы насекомых Укусы насекомых

Как снять зуд, отек от укуса и узнать, занесена ли инфекция?

Лиза
С миру по нитке: как топ-спортсменам приходится просить на Олимпиаду деньги у фанатов С миру по нитке: как топ-спортсменам приходится просить на Олимпиаду деньги у фанатов

Вспоминаем истории, когда на Олимпиаду спортсменам собирали всем миром

Forbes
Расследование 18-летнего журналиста привело к отставке президента Стэнфорда Расследование 18-летнего журналиста привело к отставке президента Стэнфорда

Возможно, самый молодой лауреат премии Джорджа Полка в истории журналистики

ТехИнсайдер
10 фото Шинейд О'Коннор, которые говорят все о ее жизни 10 фото Шинейд О'Коннор, которые говорят все о ее жизни

Самые важные факты из жизни Шинейд О'Коннор

Maxim
Заметки отдыхающего: список дел, которые вы должны выполнить сразу же после заселения в отель Заметки отдыхающего: список дел, которые вы должны выполнить сразу же после заселения в отель

Сделайте эти 7 вещей, чтобы ваш отдых прошел максимально комфортно

ТехИнсайдер
Оазис в океане Оазис в океане

В чем причина успеха Benetti Oasis 34M?

Y Magazine
Зуд купальщика, амеба-мозгоед, морские вши: чем можно заразиться на пляже Зуд купальщика, амеба-мозгоед, морские вши: чем можно заразиться на пляже

Какие опасности нас поджидают на пляже и в водоемах?

РБК
В пустыне Негев нашли десятки скелетов женщин! Возможно, это ритуальные жрицы любви В пустыне Негев нашли десятки скелетов женщин! Возможно, это ритуальные жрицы любви

Израильские ученые нашил необычное захоронение возрастом не менее 2500 лет

ТехИнсайдер
Что я делаю не так? Что я делаю не так?

10 неочевидных ошибок, которые мешают готовить дома быстро и вкусно

Лиза
Обратный эффект Обратный эффект

11 продуктов для тех, кто мечтает набрать вес, а не сбросить

Лиза
В мозге есть группа нейронов, которая останавливает любое движение. Даже дыхание В мозге есть группа нейронов, которая останавливает любое движение. Даже дыхание

Ученые нашли группу клеток, активация которых полностью останавливает движение

ТехИнсайдер
«Уинстон Черчилль: его эпоха, его преступления» «Уинстон Черчилль: его эпоха, его преступления»

Фрагмент книги «Уинстон Черчилль: его эпоха, его преступления»

N+1
Что взяли от отца: как выглядят и чем занимаются сыновья рок-идола Мика Джаггера Что взяли от отца: как выглядят и чем занимаются сыновья рок-идола Мика Джаггера

Посмотрите на сыновей Мика Джаггера — похожи на своего знаменитого отца?

VOICE
Нулевая уязвимость: сколько российский бизнес тратит на защиту от киберугроз Нулевая уязвимость: сколько российский бизнес тратит на защиту от киберугроз

Сколько тратят компании, чтобы снизить риски кибератак для бизнеса

Forbes
Открыть в приложении