Возвращение на Пандору: как Джеймс Кэмерон повторяет сам себя в «Аватар: Путь воды»
В российской киноиндустрии существует термин «фильм-событие», характеризующий масштабный проект с большим бюджетом и рекламой из каждого утюга. Джеймс Кэмерон и отечественное кино настолько же далеки друг от друга, как Земля от Пандоры, однако именно к его проекту «Аватар» это определение подходит как нельзя лучше. Кинокритик Тамара Ходова рассказывает Forbes Life, почему «Аватар: Путь воды» — важнейшее кинособытие за год, если не за десятилетие в принципе (даже если он не до конца удался)
Кэмерон недостижим не только для российского, но и для любого другого кино. Он пропал с радаров почти на 15 лет, изредка мелькая в новостях об очередном переносе выхода новых «Аватаров». И когда режиссер наконец-то вынырнул из глубин в буквальном и в переносном смысле, стало понятно, как его не хватало. «Аватар: Путь воды» разбудил давно позабытое чувство, когда хочется взять всю семью и друзей и отправится в кино, чтобы посмотреть невероятно зрелищный фильм о синих гуманоидах с далекой планеты. Такого не было со времен «Мстителей» и «Звездных войн». Даже Тому Крузу с его «Топ Ган: Маверик», который (пока) остается самым кассовым фильмом 2022 года, это было не под силу. Для подобной встряски нужен был кто-то масштаба Кэмерона.
Премьера первого «Аватара» прошла в бесконечно далеком 2009 году. Тогда снятая по оригинальному сценарию история о синих инопланетных существах, с применением новых технологий и улучшенной системой захвата движения (motion capture), происходящая полностью в синтетическом 3D-пространстве, вызвала много скепсиса. Однако таков метод работы Кэмерона — всегда плыть против течения и доказывать, что именно это нелогичное с точки зрения индустрии и дорогостоящее решение было единственно правильным. За более чем тридцатилетнюю карьеру режиссера этот метод ни разу его не подводил, и не подвел и в тот раз: Кэмерон побил собственный рекорд, поставленный «Титаником» в 1997 году, став самым кассовым фильмом в истории со сборами в $2,7 млрд.
В итоге зрителей не смутили необычные персонажи, 3D-очки, цветастая Пандора и незатейливый сюжет о белом спасителе. Также в стиле Кэмерона оказалось решение не бросаться снимать сиквел, а задумать целых четыре фильма, для которых нужно было создавать новые технологии и дизайн. Производство проекта затянулось на долгих 14 лет.
С одной стороны, после такого длительного ожидания у многих резонно возникает вопрос — нужно ли миру продолжение не самой сильной (хоть и прибыльной) истории в фильмографии канадского режиссера? С другой, энтузиазм, с которым публика приняла тизер сиквела, показал, что зрителю по-прежнему интересно узнать, что Кэмерон затеял на этот раз. Ставки невероятно высоки, и это само по себе завораживает: бюджет «Пути воды» составил около $350 млн, а всех четырех частей вместе — более $1 млрд. По словам режиссера, чтобы отбить затраты и хоть что-то заработать, фильму нужно стать одним из кассовых в истории. Благо, у Кэмерона уже есть подобный опыт.