В чем сложности с разблокировкой активов россиян в Euroclear
За 10 дней до истечения разрешения на разморозку активов россиян в депозитарии Euroclear порядок разблокировки до сих пор до конца не ясен. Российский ЦБ признал — сейчас нет уверенности в том, что российским инвесторам будет обеспечено право распоряжаться их имуществом. Именно в Euroclear зависла большая часть замороженных в западных депозитариях активов россиян на 6 трлн рублей.
«Неофициальная информация»
На прошлой неделе российские инвесторы, у которых на счетах в иностранных депозитариях заблокированы активы примерно на 6 трлн рублей, наконец дождались хороших новостей. Финансовые ведомства Люксембурга и Бельгии выдали разрешения депозитариям Clearstream и Euroclear на разблокировку активов россиян на счетах российского Национального расчетного депозитария (НРД). Бумаги, а также выплаты по ним (купоны и дивиденды) фактически заблокированы там с марта, однако юридически блокировка была оформлена в июне — после введения европейских санкций против НРД. Разрешения даны на короткий срок — до 7 января: эта дата указана в восьмом пакете санкций ЕС как крайний срок, когда европейские брокеры и депозитарии должны завершить правоотношения с НРД.
Разрешения, выданные Люксембургом и Бельгией, существенно различаются. В случае с Clearstream НРД будет взаимодействовать с западным депозитарием напрямую — в частности, передавать необходимую информацию об инвесторах, у которых зависли бумаги. Ценные бумаги, которые хранятся только в Clearstream, будут освобождены полностью; если местом хранения обозначены два депозитария, количество освобождаемых бумаг будет определено на пропорциональной основе. При этом под блокирующими санкциями ЕС и США в этом случае не должны находиться не только конечный собственник бумаг и депонент НРД, но и эмитент ценных бумаг. Что касается выплат по бумагам, то они будут проведены в том случае, если владелец ценных бумаг не находится под санкциями.
В случае с Euroclear, а именно там заблокирована основная часть российских активов (как отмечал партнер адвокатского бюро NSP Сергей Гландин, активов там примерно в девять раз больше, чем в Clearstream), ситуация сложнее. По бельгийской лицензии для разблокировки бумаг требуется гарант, а размороженные бумаги можно только продать. Вечером 27 декабря НРД опубликовал разъяснения, в которых со ссылкой на «неофициальную информацию» от бельгийского Минфина, полученную юристами российского депозитария, обязательная продажа касается только бумаг российских компаний, а прочие бумаги можно перевести европейскому брокеру или в банк.
При этом НРД отмечает, что термин «российские компании» не раскрывается. То есть непонятно, входят ли в их число зарубежные структуры-эмитенты евробондов российских компаний и компании, которые фактически работают в России, но зарегистрированы за рубежом. Если речь идет о зависшей на счетах валюте (выплаты по ценным бумагам, которые копятся на балансе Euroclear), то, если заблокированы рубли, нужно будет конвертировать их в другую валюту. Но если это другая валюта — что с ней нужно будет делать, по-прежнему непонятно. Взаимодействовать по разблокировке НРД будет не с Euroclear напрямую, а с Минфином Бельгии.
«Первое, что бросается в глаза — это то, что везде упоминается фраза «неофициальная информация». Да, это лучше, чем ничего, но может привести к тому, что сейчас брокеры начнут проделывать гигантскую работу, а по факту окажется, что официальная трактовка правил игры выглядит иначе, и будет формальный отказ от разблокировки. Но пока у нас нет другой информации, и мы вынуждены работать с этой», — говорит руководитель управления развития клиентского сервиса ФГ «Финам» Дмитрий Леснов. По его мнению, то, что НРД будет взаимодействовать по разблокировке не с Euroclear напрямую, а с бельгийским финансовым ведомством, может значительно удлинить всю процедуру.