«Росатом» становится ключевым игроком в отечественной электромобильности

ЭкспертБизнес

Батареи — огонь!

«Росатом» становится ключевым игроком в отечественной электромобильности. Начало строительства завода аккумуляторов — важнейший, но далеко не единственный шаг концерна в создании «батареечной» экосистемы

Александр Астапов

Так на макете выглядит проект будущего аккумуляторного завода «Росатома». Фото: предоставлено компанией «Рэнера»

Компания «Рэнера», входящая в Топливную компанию «Росатома» ТВЭЛ, начала строить завод по производству литий-ионных аккумуляторов в Калининградской области на площадке Балтийской АЭС, сооружение которой было остановлено несколько лет назад. Производительность завода полного цикла — 1,8 млн ячеек в год общей емкостью 4 ГВт·ч в год. Это позволит оснастить тяговыми батареями до 50 тыс. транспортных средств — от ситикаров до электробусов. Порядка 10–15% выпускаемой продукции будет использовано для оснащения стационарных накопителей энергии. Начало производства намечено на 2024 год, выход на проектную мощность — на 2025-й.

Инвестиции в размере 26 млрд рублей, из которых 17 млрд — кредитные, а еще пять — субсидии правительства Калининградской области, создадут 900 рабочих мест на самом заводе и еще 600 на вспомогательных производствах. Событие давно ожидавшееся с момента приобретения «Росатомом» 49% в корейской компании Enertech International Inc, небольшого, но перспективного производителя литий-ионных элементов, у петербургского предпринимателя Бориса Зингаревича.

Сделка была завершена в марте 2021 года. Ее условием, в числе прочего, было строительство завода по производству аккумуляторных ячеек в России. На тот момент заявлялось, что пуск первой очереди состоится в 2025 году, а к 2030-му мощность производства составит не менее 2 ГВт·ч. Дальше — больше. В сентябре прошлого года, когда «Рэнера» и Калининградская область подписали соглашение о строительстве завода, его планируемая мощность выросла уже до «не менее 3 ГВт·ч в год». Сейчас же, как было сказано выше, предполагается выпускать до 4 ГВт·ч ячеек в год. Enertech International Inc. при этом выступает в качестве технологического партнера. Это, как представляется, может обернуться проблемами в случае, если правительство Кореи захочет запретить использование корейских технологий в российском производстве. Российская сторона эту угрозу не комментирует.

«Плоская» ячейка, предназначенная для производства в Калининграде, — оптимальное решение для «народных» электромобилей, а также электробусов. Фото: предоставлено компанией «Рэнера»

На момент заключения сделки новость не была из разряда сенсационных: «Росатом», будучи успешной коммерческой структурой, диверсифицирует свою деятельность в самых разных направлениях, от углеволокна до 3D-принтеров. Почему бы в его периметре и не появиться и «российской гигафабрике», тем более что «Рэнера» уже давно занимается производством систем накопления энергии на базе литий-ионных аккумуляторов, правда, используя при этом импортные ячейки сторонних производителей. Собираются батареи на росатомовском Московском заводе полиметаллов. До конца года экспериментальное производство планируется расширить до 150 МВт·ч в год, с прицелом в первую очередь на электротранспорт. Так, они уже устанавливаются на коммерческом транспорте — в частности, на троллейбусах «удлиненного хода» постройки «Белкоммунмаша», эксплуатируемых в Петербурге, а также на последнем поколении электро-«Газелей». А уже в следующем году ими будет оснащена опытнопромышленная партия электромобилей производства «Автотора».

Опыты в области электромобильности ведут многие, и доступность современных элементов для батарей для многих же была и остается ключевой проблемой. «Бытовые» ячейки, предназначенные для ноутбуков и прочих кофемолок, наличествуют в широкой продаже и относительно дешевы, но неконкурентоспособны ни по ресурсу, ни по емкости. А приобрести ячейки пусть не последнего, но относительно свежего поколения (в среднем с каждым поколением энергоемкость увеличивается на 15% как минимум при неизменном, а чаще увеличенном ресурсе) — ни стартаперы, ни «настоящие» автопроизводители калибром не вышли. Лучшее на рынке достается топ-компаниям, в первую очередь — вложившимся в совместные с производителями «батареек» исследования, что, собственно, и позволяет им добиваться улучшения характеристик относительно конкурентов.

А тут еще и западная блокада, осложнившая отношения c Panasonic и Samsung и отрезавшая Россию от поставок с польского завода LG. Его элементы, в общем, отнюдь не топовые — но привлекавшие многих разработчиков как транспортной, так и специальной техники соотношением цены и качества. Так что в собственной гигафабрике российские производители техники на электротяге нуждаются крайне остро. При всей реальной нишевости электропривода в РФ, не говоря уже о мечтательном размахе Минпромторга.

А мечты у минпромовцев, напомним, стахановские. Согласно принятой в прошлом году Концепции по развитию производства и использованию электромобильного транспорта, к 2025 году в России должно выпускаться 44 тыс. электромобилей. В 2030 году — 217 тыс. А еще не принятая и проходящая доработку стратегия развития автопрома предполагает в 2025–2030 годах долю продаж электромобилей в 5–12% «легкового» рынка, который, в свою очередь, оценивается в 1,7–1,8 млн легковых автомобилей в целом к 2026 году. То есть никак не меньше 65 тыс. электромобилей в 2026 году.

Пока производство батарей на «Рэнере» не роботизировано и собираются они из корейских ячеек. Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Плоское покатит!

Собственно батареи на заводе в Калининградской области выпускать не будут. Только ячейки, то есть аккумуляторные элементы, которые уже на «электромобильных» заводах будут собирать в батареи и оснащать системой термостатирования, защищающей их от перегрева при интенсивном разряде и, наоборот, сохраняющей тепло зимой. Производство заложено как гибкое, в том числе с прицелом на перспективные технологии — скажем, на основе натрия, или на литий-никель-кобальталюминий, он же NCA. По словам гендиректора «Рэнеры» Александра Камашева, оборудование позволяет переходить и на другие типы батарей, не говоря о типоразмерах, но для достижения максимальной эффективности за счет исключения простоев при переналадке завод сосредоточится на одном типоразмере и одной «химии».

Он будет выпускать литий-марганецникель-кобальтовые (NMC 811) ячейки типоразмера VDA («плоские», 302 × 100 × 12,3 мм). Это, пожалуй, оптимальное решение для «гражданской», относительно маломощной техники, как ввиду несколько лучшей удельной емкости, так и благодаря простоте корпусирования и термостатирования батарей с такими ячейками. Еще одно конкурентное преимущество — большой срок службы: в «Росатоме» обещают три тысячи циклов заряда-разряда до достижения батареей 30-процентной деградации. Правда, такие показатели достижимы только при условии «медленной» зарядки. Отметим, что нормой для современных автомобильных ячеек считается 1500 циклов, для «бытовых» — 900.

Есть и минусы у «плоских» ячеек относительно «круглых», например тех, что используются в батареях Tesla и VW, — более низкая токоотдача и меньший потенциал для принудительного жидкостного охлаждения. Спортивный стиль вождения с резкими стартами с места и ускорениями в процессе движения требует большой силы тока, что приводит к нагреву батареи. А плотно прилегающие друг к другу плоские ячейки затрудняют ее охлаждение.

Но перспективные российские электромобили далеки от спортивности, так что данное решение выходит оптимальным по всем параметрам. К тому же проблема с недостаточной токоотдачей решается ростом напряжения в системе — до 800 вольт и выше, что дает ту же мощность при меньшем токе.

Удельная же емкость, 260 Вт·ч/кг, не рекордная (лидер мирового рынка в этой сфере китайская компания CATL за счет использования новых технологий подобралась к отметке 300), но из доступных «простому», не входящему в топ-концерны вроде Mercedes автопроизводителю, — очень хороший вариант.

А вот о стоимости ячеек Александр Камашев говорит уклончиво: не исключено, что цена будет конкурентоспособной только в сочетании со льготами от Минпромторга автопроизводителям за локализацию. Что, в общем, тоже неплохо. Да и какой смысл говорить о стоимости ячеек через три года сейчас — во время мирового энергетического и сырьевого передела вообще и подорожания лития за последний год в восемь (!) раз в частности?

По мировым меркам российское производство будет скромное: например, Honda совместно с LG строит завод в США в штате Огайо на 40 ГВт·ч в год, а Volkswagen и Northvolt намерены увеличить мощность гигафабрики в шведском Шеллефтео с 40 до 60 ГВт·ч в год. Оговоримся: речь идет именно о производствах ячеек, и только автомобильного назначения: гигафабрики Илона Маска, в том числе расположенная в Берлине, корпусируют и термостатируют батареи из готовых элементов CATL, LG и Panasonic. Но… Во-первых, столь умеренный оптимизм «Росатома» и «Рэнеры», скорее, свидетельствует об отсутствии шапкозакидательства — увы, присущего многим нашим электроэнтузиастам.

Шестизначных продаж электромобилей в России в ближайшие годы не предвидится, а потому предполагаемый «тираж» ячеек вполне реально сбыть.

Среди покупателей — уже заявившие о сотрудничестве с «Рэнерой» калининградский «Автотор» и липецкий «Моторинвест», КамАЗ и другие производители, о переговорах которых с «Рэнерой» известно «Эксперту». В частности, они идут с «Камой», слухи об инвестициях «Росатома» в которую (впрочем, небольших — примерно 60 млн долларов) представители концерна не подтвердили, но и не особо решительно опровергали. А еще пока ничего не известно широкой публике про будущие «Москвичи» на электрической тяге… Так что не исключено, что спрос на аккумуляторы «Рэнеры» изрядно превысит предложение — но это точно не повод огорчаться ни «Росатому», ни заинтересованным в здоровой конкуренции потребителям.

Легкий сезонный транспорт — наилучшее применение для батарей из плоских ячеек, так как им не требуется большая токоотдача и термостатирование. Фото: TASS

От месторождения до могильника

Гендиректор «Рэнеры» Александр Камашев признает: в 2025 году у них будет «мировой уровень», но не опережающее развитие. Для последнего придется осуществить серьезный технологический прорыв, как это уже было, и не раз, с основным направлением деятельности «Росатома». Об исследованиях и разработках новых типов батарей, включая так называемые постлитиевые, росатомовцы «на публику» не говорят, а вот о производственной инфраструктуре рассказывали охотно.

Уже на этом этапе заложены возможности масштабирования: на данной площадке — до 14 ГВт·ч в год, то есть примерно для 150–200 тысяч единиц электротранспорта. С запасом, конечно. Но, с другой стороны, расширение рынка, пусть не столь масштабное, неминуемо, не в последнюю очередь благодаря самому «Росатому», всерьез занятому развитием «батареечной» инфраструктуры.

В частности, вслед за калининградским производством ячеек в городе Дзержинске Нижегородской области заработает предприятие дивизиона «Росатом Гринвэй» по утилизации и вторичной переработке ячеек различного типа. Производительность — до 50 тыс. тонн в год, это примерно три годовых объема производства первой очереди завода «Рэнеры». По данным источников «Эксперта», в контрактах с «электромобильщиками» уже прописывается стоимость выкупа «Рэнерой» отработавших батарей.

Но сырье будет приходить не только вторичное. «Росатом» участвует в конкурсе на разработку месторождения лития в Боливии, где у него уже есть в работе объекты по основному профилю, в частности в сфере ядерной медицины. В конкурсе, подведение итогов которого, кстати говоря, уже несколько раз уже переносилось, участвуют китайские компании, среди которых уже упомянутая CATL и Uranium One, принадлежащая «Росатому». Так что интрига здесь пока сохраняется. Как, впрочем, и в случае с разработкой Колмозерского месторождения лития в Мурманской области, на долю которого приходится почти 19% российских запасов этого металла и которое считается наиболее перспективным для отработки. Здесь «Росатом» выступает в тандеме с «Норильским никелем». Партнеры заключили соглашение, предполагающее, в числе прочего, реализацию совместных проектов по освоению этого месторождения и дальнейшей глубокой переработке литиевого сырья. Они также планировали на паритетных началах создать совместное предприятие, которое и приняло бы участие в аукционе по покупке лицензии на разработку Колмозерского месторождения. В июле этого года в Москве было зарегистрировано СП «Полярный литий», а в сентябре в Мончегорске создано АО «Арктический литий», состав участников которого не разглашается. Так что подготовка к аукциону идет. Другое дело, что его проведение уже несколько раз откладывалось. В начале октября глава Федерального агентства по недропользованию Евгений Петров сообщил, что провести аукцион планируется в первом квартале 2023 года.

Немаловажная часть будущей инфраструктуры — сеть зарядных станций. Это направление также осваивают в «Росатоме», пока сделав ставку на «быстрые», 150-киловаттные, системы постоянного тока. Впрочем, в концерне осознают неоднозначность такого решения. Во-первых, ввиду дороговизны из-за подводки сетей, стоимости самих заправок и бортовых систем зарядки на самой машине; во-вторых, из-за резкого, в два с половиной — три раза, сокращения срока службы батарей при столь агрессивной их зарядке. Поэтому прорабатываются и другие варианты. В частности, создание сети станций по быстрой замене батарей и, возможно, собственного стандарта таких блоков (о таких системах, созданных как разработчиками автомобилей, так и независимыми компаниями, читайте в статье «Забью заряд я в скутер туго», «Эксперте» № 7 за 2022 год). О проведении поисковых работ в этом направлении рассказал Павел Асгальтов, руководитель проектного офиса «Росатома» по электромобильности. Заметим, уже само по себе наличие такого подразделения в структуре концерна свидетельствует о серьезности его намерений.

Есть в «Росатоме» еще одно направление, которому ячейки нужны не меньше, чем электротранспорту, — стационарные накопители энергии. Их три типа. Первый — модульные накопители емкостью от 300 до 1500 кВт·ч, заряжающиеся от электросети ночью и отдающие энергию днем. Таким образом, сглаживаются суточные пики потребления, что снижает нагрузку на сети днем и, наоборот, сглаживает работу генерирующих мощностей.

А системы поменьше предназначены для использования в сельской местности в качестве резервного («бесперебойного») источника питания. Для совсем же отдаленных малых населенных пунктов, куда тянуть провода слишком дорого, предназначены контейнерные накопители «Росатома», заменяемые на свежезаряженные раз в 10–15 дней, а часто и реже, в зависимости от потребления.

В таких системах, особенно в первых и вторых, ввиду их почти неограниченных габаритов могут использоваться и отработавшие свой ресурс, то есть потерявшие 30% емкости, батареи, снятые с электротранспорта. Да и не только там — даже с 30-процентной деградацией ячейки «Рэнеры» будут вполне конкурентоспособными по сравнению с большинством новехоньких, но «нижней» линейки, элементов «ведущих мировых производителей».

18 систем накопления энергии «Рэнера City» работают в 14 областях страны. Емкость каждой — 40 кВт·ч. Фото: предоставлено компанией «Рэнера»

Госкорпорация «Росатом» — технологический многопрофильный холдинг, объединяющий активы в энергетике, машиностроении, строительстве. Включает в себя более 350 предприятий и организаций, в которых работают 290 тыс. человек.

Компания «Рэнера» (входит в Топливную компанию «Росатома» ТВЭЛ) — отраслевой интегратор «Росатома» в области систем накопления электроэнергии. Компания производит литий-ионные системы хранения энергии для источников аварийного и бесперебойного питания, гибридных систем с участием возобновляемых источников генерации, тяговые батареи для электротранспорта, спецтехники и других направлений. Наличие собственного R&D-центра позволяет наряду с типовыми системами разрабатывать комплексные решения под индивидуальные требования заказчика. Команда сопровождает проект от НИОКР до производства, осуществляет сервисное обслуживание.

Enertech International Inc. — корейская компания полного цикла производства литий-ионных аккумуляторов, основанная в 2001 году. Выпускает литий-ионные ячейки, системы накопления и хранения энергии. С 2018 года серийно производит аккумуляторы для электромобилей. R&Dцентр компании ведет исследования в области производства литий-ионных аккумуляторов, что позволило ей получить более 30 патентов.

По данным СМИ, на момент сделки с «Росатомом» Борис Зингаревич контролировал более 90% Enertech International Inc.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Переосмысление лидерства и возвращение идеологии: что обещает Си Цзиньпин Переосмысление лидерства и возвращение идеологии: что обещает Си Цзиньпин

XX съезд Компартии Китая зафиксировал международную турбулентность

Эксперт
Сотня дней: как отмена решения «Роу против Уэйда» повлияла на американскую политику Сотня дней: как отмена решения «Роу против Уэйда» повлияла на американскую политику

Волна запретов абортов на уровне штатов вынудила клиники в этих штатах закрыться

Forbes
Эволюция человека, квантовая революция и химия по щелчку Эволюция человека, квантовая революция и химия по щелчку

Как люди научились манипулировать самыми тончайшими материальными объектами

Эксперт
14 простых и быстрых способов снять стресс 14 простых и быстрых способов снять стресс

14 способов, которые помогут быстро снять стресс и нервное напряжение

Psychologies
«Солнечные космические лучи — моя любовь…» «Солнечные космические лучи — моя любовь…»

Галина Базилевская об исследованиях физики Солнца и космических лучей

Наука и жизнь
Зараза к заразе не липнет: почему вероятность одновременного заражения сразу двумя вирусами чрезвычайно мала? Зараза к заразе не липнет: почему вероятность одновременного заражения сразу двумя вирусами чрезвычайно мала?

Почему два вируса не могут ужиться в одном организме?

ТехИнсайдер
Деревянный монолит вместо бетонного Деревянный монолит вместо бетонного

АФК «Система» выводит на рынок девелопмента многоэтажные деревянные дома

Эксперт
Китайская Народная Республика Китайская Народная Республика

Чем личный поворот на Восток отличается от публичного и почему еда превыше неба?

Правила жизни
Вопреки насмешкам: как Вера Менчик стала первой чемпионкой мира по шахматам Вопреки насмешкам: как Вера Менчик стала первой чемпионкой мира по шахматам

Вера Менчик — великая шахматистка, регулярно игравшая против мужчин на турнирах

Forbes
«У нас есть слово «бабки», а в китайском языке аналогов не существует» «У нас есть слово «бабки», а в китайском языке аналогов не существует»

Продюсер Сергей Пудовкин — как Витасу удалось стать китайским идолом?

Правила жизни
Человек, который встретил неандертальца. О Нобелевском лауреате Сванте Паабо Человек, который встретил неандертальца. О Нобелевском лауреате Сванте Паабо

Что нового о геномах вымерших гоминидов и эволюции человека узнал Сванте Паабо?

ТехИнсайдер
Третий возраст: как отели встречают пожилых постояльцев Третий возраст: как отели встречают пожилых постояльцев

Курьезные случаи из истории отеля, связанные с размещением особенных гостей

Правила жизни
Как жили поэты и писатели Серебряного века в эмиграции: мемуары Ирины Одоевцевой Как жили поэты и писатели Серебряного века в эмиграции: мемуары Ирины Одоевцевой

Ирина Одоевцева — мемуаристка, воссоздавшая повседневность Серебряного века

Forbes
5 советов на основе научных исследований, которые помогут стать счастливее 5 советов на основе научных исследований, которые помогут стать счастливее

Как повысить субъективный уровень счастья и благополучия?

Inc.
Шостакович на пожаре и еще 4 неожиданные ретрофотографии Шостакович на пожаре и еще 4 неожиданные ретрофотографии

Догадаешься ли ты, что именно происходит на фото, не читая разъяснений?

Maxim
10 современных мифов о браке 10 современных мифов о браке

Помогаем прояснить некоторых из типичных «брачных мифов»

Psychologies
Почему вирусы могут вызвать воспаление кишечника — и при чем тут наши гены Почему вирусы могут вызвать воспаление кишечника — и при чем тут наши гены

Обычная вирусная инфекция может вызвать воспалительное заболевание кишечника

ТехИнсайдер
Начать заново Начать заново

Как две подруги основали в Воронеже студию реставрации старой мебели

Новый очаг
Новые древние: карликовый титанозавр, длинношеий серпентизухопс и гигантская выдра Новые древние: карликовый титанозавр, длинношеий серпентизухопс и гигантская выдра

Бог из тумана, затаившийся зауроподоморф и другие новые доисторические существа

N+1
Секреты соблазнения от турецких актрис — Мерьем Узерли и других Секреты соблазнения от турецких актрис — Мерьем Узерли и других

Турчанки всегда завоевывали сердца мужчин, но как им это удается?

VOICE
Детская урбанистика: как бизнес может создавать комфортную городскую среду Детская урбанистика: как бизнес может создавать комфортную городскую среду

Дети становятся важным ориентиром для развития городских проектов будущего

Forbes
“Мисс русская красавица в изгнании”: как сто лет назад эмигранты из России проводили первые конкурсы красоты “Мисс русская красавица в изгнании”: как сто лет назад эмигранты из России проводили первые конкурсы красоты

Как проводили первые конкурсы красоты среди эмигранток из России начала 20 века

VOICE
«Любовь — это постоянная борьба и баттл» «Любовь — это постоянная борьба и баттл»

В начале 2022 года в жизни Мота начался новый этап

OK!
Разглядеть богатство под землей Разглядеть богатство под землей

Российские недра богаты, но нужно знать, где искать

Наука
Президент фонда «НИКА» — об эмпатии и ответственности перед животными Президент фонда «НИКА» — об эмпатии и ответственности перед животными

Почему сегодня особенно важно не бросать питомцев и чем каждый может помочь

РБК
Воскресная хандра: почему мы грустим в выходные Воскресная хандра: почему мы грустим в выходные

Почему окончание выходных всегда погружает нас в уныние и мрачные мысли

Psychologies
Не так уж просто! 5 нюансов с выбором модных джинсов — опасные случаи, когда они портят образ Не так уж просто! 5 нюансов с выбором модных джинсов — опасные случаи, когда они портят образ

Казалось бы, что может быть проще покупки денима?

VOICE
Лучшие киносцены секса в автомобиле по версии редакции MAXIM Лучшие киносцены секса в автомобиле по версии редакции MAXIM

Если ты посмотришь эти фильмы с девушкой и она не заведется, сдавай ее в ремонт

Maxim
Как заниматься сексом с максимальной пользой Как заниматься сексом с максимальной пользой

Может ли секс быть ресурсом?

Psychologies
Что случилось с дворцами Романовых после революции 1917 года? Фото «До» и «После» Что случилось с дворцами Романовых после революции 1917 года? Фото «До» и «После»

Что стало с дворцами Романовых после прихода большевиков к власти?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении