Наши поезда станут не только быстрыми и надежными, но и харизматичными

ЭкспертHi-Tech

«Точка». Точка? Запятая!

В ближайшие годы наши поезда станут не только быстрыми и надежными, но и харизматичными. Как и положено визитной карточке «железнодорожной» страны

Александр Астапов

О том, что в России дизайн — как явление, бизнес и школа — был и есть, известно не только тем, кто в 1980-е засыпал со свежим номером «Технической эстетики» под подушкой. Силами и «заводских», и «независимых» (были и такие) дизайнеров, и сотрудников ВНИИТЭ (Всесоюзного НИИ технической эстетики) отечественная школа дизайна, хоть и медленно, отвоевывала себе место у любимой партийными деятелями установки «Скопируйте на Западе и упростите под наши условия». И теперь, спустя четверть века после кончины и большинства заводов, и ВНИИТЭ, мало кого удивляет известие, что ведущим дизайнером авто-, мото- или станкостроительной компании стал кто-то с русской фамилией и дипломом российского вуза.

Не редкость и присуждение российским дизайнерам главной премии в отрасли — Red Dot Award. Например, у Ярослава Рассадина (экс-Marussia, ныне «Сберавтотех») их аж две, полученные в 2007-м и 2020-м. Первая за самовар, вторая за термос.

Но «Красная точка» за более крупнокалиберное изделие — это для нас в новинку. Тем более за поезд: железнодорожный транспорт в нашей стране выделялся мощью и длиной, но отнюдь не красотой, а подавно оригинальностью. Тем ценнее Red Dot Award, присужденная компании 2050.ЛАБ за концепт электрички AIRSCP. Заказчиком разработки выступил крупнейший российский производитель железнодорожной техники Трансмашхолдинг, который рассматривает возможность создания двухэтажного электропоезда.

Дизайн-концепт AIRSCP

Народная панорама

AIRSCP — это airscape («вид на небо»). Главная идея поезда заключается в том, чтобы дать пассажирам возможность смотреть не только на впередистоящее кресло и лишь части из них — в окно, а всем — в стороны и вверх, а избранным еще и вперед, сидя у огромного лобового стекла над кабиной машиниста. Как на передних рядах двухэтажных автобусов (например, Neoplan Skyliner). Как в «обзорных» вагонах американских дальних поездов.

Но «американцам», построенным более полувека назад, и не снилась такая площадь остекления. А главное, здесь нет ни «обзорных», ни спальных (купейных) вагонов, только сидячие, в Штатах обычно используемые теми, кому ехать недалеко. Ведь AIRSCP задуман не «дальнобойным», а обычным пригородным и межобластным поездом. Как «Ласточки» (по сути, русифицированные Siemens Desiro), как не менее знакомые москвичам двухэтажные ЭШ2 швейцарской Stadler. Разработки иностранные, резонно, что время отказа от «иномарок» придет в РЖД скорее раньше, чем позже, поэтому концепция от 2050.ЛАБ своевременна.

И дело здесь отнюдь не в ура-патриотизме. И даже не в том, что каждая страна, претендующая на статус «железнодорожной» (США, Франция, Германия, Япония), имеет свой подвижной состав со своим лицом, во многом работающим и на образ страны в целом. По словам Максима Чащина, директора дизайн-студии (а по сути — главного по собственно дизайну в 2050.ЛАБ), поезд задуман таким, чтобы сделать обычную ежедневную поездку из пригорода в город увлекательным путешествием, и это должно стать еще одним аргументом предпочесть дорогу на работу на поезде личному автомобилю.

«Челюсть» AIRSCP — потомок скотоотбойных решеток паровозов

К тому же концепция предусматривает не только «набивание» салона креслами. Здесь могут быть оборудованы детские игровые площадки, зона отдыха, бар — что угодно. А в передней части «балкона» могут быть как кресла бизнес-класса, так и смотровая площадка с барными стульями. Благо высота интерьера на втором этаже — два с половиной метра. А вот что особо подчеркивают Чащин и его коллеги (в том числе Никита Павлов, дизайнер проекта), так это отказ от элитарности и «премиальности» состава. В отличие от других проектов (в том числе реализованных в Европе) «панорамных» поездов AIRSCP придуман именно как массовый транспорт. И как реализуемый «здесь и сейчас» по имеющимся технологиям — именно поэтому состав задуман как управляемый машинистом, хотя, конечно, ничто не мешает в будущем перевести его на беспилотность, дав пассажирам еще две просторные смотровые площадки.

Не исключено, что при реализации идеи дойдет дело и до спальных вагонов. Ведь такая машина — отличный вариант и для дальних туристических маршрутов, как у упомянутых американских поездов, которые ходят через всю страну (например, от Лос-Анджелеса до Сиэтла) и привлекают туристов потрясающими видами со второго этажа. И хотя Штаты куда более «мультипейзажная» страна, чем Россия, у нас тоже есть на что полюбоваться не украдкой через плечо соседа — кто катался по США и РФ на мотоцикле или автомобиле, подтвердит.

Отдельно отмечу «лицо» поезда с S-образной передней частью. Энергичный переход от обратного наклона передней стенки на первом этаже к прямому, причем с большим углом, на втором, посаженные на массивную выпирающую «челюсть» в нижней части корпуса — безусловная удача Максима со товарищи. Уверенность идущего алабая, при этом лишенная малейших угрожающих ноток, — пожалуй, удачнейший образ для машины, рожденной ездить среди снегов и буранов.

Айкидо по-чащински

Но если AIRSCP — работа на перспективу, то маневровый промышленный (предназначенный для работы на внутризаводских и подъездных путях) тепловоз ТЭМ23 — уже почти сегодня. Находящийся в стадии прототипа, он уже готовится к производству на Брянском машиностроительном заводе, входящем в Трансмашхолдинг.

И здесь Чащин с коллегами работали даже не в кандалах (технологические, технические и компоновочные решения в этом классе локомотивов отработаны до звона и полета фантазии не допускают) а в натуральных смирительных рубашках. Дело в том, что незадолго до этого была принята базовая концепция дизайна (так называемая дизайн-ДНК), разработанная для Трансмашхолдинга ателье ItalDesign. Не то чтобы решения итальянцев совсем плохи, но… Компания, от былой славы которой осталась лишь вывеска, промышляющая типовыми решениями для непритязательных клиентов, разработала очередной набор банальностей, характерный скорее для Китая и окрестностей (вроде трамвая для Гуанчжоу, нарисованного ID три года назад), чем для европейской стилистики. Но топам ТМХ понравилось, деньги уплачены, базовый стиль принят… короче, команда «Не рассуждать».

А Чащин с коллегами осмелились-таки подумать — и не трогая рамки, заданные итальянцами (точнее, сделав их в буквальном смысле рамками — шестиугольными вместо «разинутой рыбьей пасти», наиболее приличного эпитета, что я слышал об итальянской работе), умудрились создать собственный дизайн. Не противоречащий по формальным признакам, но оригинальный по сути. Лаконичный, пропорциональный — и, что важнее, одновременно вписывающийся в среду обитания и при этом выделяющийся из нее (что немаловажно как минимум в целях безопасности). Классическое прочтение идеи промдизайна как красоты функции. Столь же грамотно продумали и интерьер кабины: сказались опыт и талант Чащина — пожалуй, лучшего «автоинтерьерного» дизайнера в стране.

…Разбирая (в прикладных и отнюдь не медийных целях) архивы с фотографиями наследия ВНИИТЭ — автомобилями, велосипедами, тракторами и мотороллерами, разработанными в стенах института (включая республиканские филиалы), я обнаружил сходство стиля 2050.ЛАБ с манерой работы Валентина Кобылинского, выдающегося «институтского» дизайнера ушедшей эпохи. До советских людей добрались лишь некоторые его работы (БелАЗ-540/548, ДТ-175, кабина МТЗ), большинство же (среди них актуальные даже по нынешним временам работы) утонуло в аппаратных играх советского «партхозактива». Хотелось бы работам лабовцев и лично Максима Чащина лучшей судьбы. Особенно AIRSCP. Даже не потому, что работа сама по себе выдающаяся. Просто потому, что главное биологическое отличие человека от свиньи (возможно, и сделавшее его человеком) — умение смотреть на небо. Я не только про заходящее наверх остекление второго этажа.

1973 год. Макет 115-тонного самосвала «БелАЗ». Автор: Валентин Кобылинский (ВНИИТЭ)

Фото предоставлено 2050.ЛАБ

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Талибан»* уже не тот? «Талибан»* уже не тот?

Ребрендинг талибов вызывает недоверие

Эксперт
Патриотизм «подлинный» и «показной» Патриотизм «подлинный» и «показной»

Некогда мы гордились тем, что считали себя самой читающей страной

Дилетант
Криптобудущее Криптобудущее

Жизненный цикл цивилизаций и наступающая эпоха свободы

Популярная механика
Мертвые дети, неравенство и травмы Мертвые дети, неравенство и травмы

Настоящий мир вымышленного Питера Пэна

Weekend
Ипотека: как поплывем? Ипотека: как поплывем?

Ипотека по плавающим ставкам не столь опасна для заемщика, как кажется

Эксперт
Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память Новое открытие в нейробиологии: ученые разобрались, как на самом деле работает память

Какой процесс играет ключевую роль в том, как хранятся воспоминания?

Inc.
Отдохнули в реальности Отдохнули в реальности

Биржи на отвлеклись от новых технологий и переключились на традиционный сектор

Эксперт
«Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю» «Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю»

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Две выдающиеся личности

OK!
«Желтые» и «синие» расходятся по разным углам «Желтые» и «синие» расходятся по разным углам

Сделка VK Group и «Яндекса» разделяет сферу влияния российских хайтек-гигантов

Эксперт
Эрдоган зажат между интересами США и Британии Эрдоган зажат между интересами США и Британии

Политический кризис в Турции может серьезно встряхнуть государство и регион

Монокль
Ингибитор тирозинкиназы помог при хронической крапивнице в третьей фазе испытаний Ингибитор тирозинкиназы помог при хронической крапивнице в третьей фазе испытаний

Ученые сообщили об успехе испытаний ремибрутиниба при хронической крапивнице

N+1
Галилея 2000 лет назад Галилея 2000 лет назад

«Земля Галилейская» во времена Иисуса

Знание – сила
«Не бойтесь жить» «Не бойтесь жить»

Балерина Элеонора Севенард — о первых партиях, «Двух Аннах» и жизни в балете

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Учёные, стихотворцы и блохи Учёные, стихотворцы и блохи

Кто такой Князев — автор рукописи «Учёные и блохи» и как она появилось?

Наука и жизнь
«Отречение Карла V» «Отречение Карла V»

Драма отречения императора Карла V в картине Луи Галле, прославившей художника

Дилетант
Не ставим на черное Не ставим на черное

На каких морях можно отдохнуть, не выезжая из России?

Лиза
Редкий вид Редкий вид

Как выкупить жилье после его аренды

Деньги
Вредные привычки и рак Вредные привычки и рак

Какие привычки значительно увеличивают риски развития рака гортани

Здоровье
Как понимать картины в музее: простые советы от искусствоведа Как понимать картины в музее: простые советы от искусствоведа

Как правильно воспринимать произведения искусства?

Psychologies
Микрокосм Махова Микрокосм Махова

Как Александр Махов раскрывал тайны эмблематики — невидимые нити культуры

Знание – сила
Новая термофильная бактерия — новые ферменты для биотехнологий Новая термофильная бактерия — новые ферменты для биотехнологий

Какое значение для биотехнологии имеет выделение новой термофильной бактерии

Наука и жизнь
Маленькая вера Маленькая вера

Кэти Криштоп рассказала, что психология думает о конспирологии

Правила жизни
Ферментируй это! Ферментируй это!

Ферментированные продукты: зачем они нам и как их готовить?

Новый очаг
Рынок захлебнулся маслом Рынок захлебнулся маслом

Кризис перепроизводства в масложировой отрасли говорит о системных просчетах

Монокль
Тихая роскошь Тихая роскошь

Пентхаус на берегу Верхнего озера с «парящим» кабинетом

SALON-Interior
Зачем играть в игры? Зачем играть в игры?

Почему людям нравится играть, и какая от этого польза?

Здоровье
В гармонии с озером В гармонии с озером

Дом недалеко от Уфы строила большая и дружная семья на месте своего старого дома

Идеи Вашего Дома
О тюленях и гепардах О тюленях и гепардах

Мария Лобанова — о возрасте, аппетите и кредо, которое сложно игнорировать

RR Люкс.Личности.Бизнес.
В Германии о Германии без Германии В Германии о Германии без Германии

Главное место в работе Потсдамской конференции занял германский вопрос

Дилетант
Елизавета Юрьева: «Выходила на сцену с кинжалом в сердце» Елизавета Юрьева: «Выходила на сцену с кинжалом в сердце»

Я была одержима своей мечтой и скорее играла в эту историю

Караван историй
Открыть в приложении