Интервью с Тимуром Эзугбая — сценаристом сериала «Грозный»

ЭкспертРепортаж

Тимур Эзугбая, сценарист сериала «Грозный»: «Вымысел не должен противоречить истории»

На канале «Россия-1» вышел сериал «Грозный» — еще одна попытка разобраться в личности царя Ивана IV

Вячеслав Суриков

Один из исполнителей роли Ивана Грозного — Александр Яценко

Сценарий для сериала «Грозный» написал Тимур Эзугбая — выпускник мастерской Натальи Рязанцевой. Еще будучи студентом ВГИКа, он вместе с Анной Матисон написал сценарий «Млечный Путь», параллельно работая над сценарием к проекту Тимура Бекмамбетова «Елки 1914». Эти два фильма и стали кинематографическим дебютом Эзугбая. С тех пор его фильмография пополнилась еще рядом проектов, в том числе такими фильмами, как «После тебя» и «Заповедник». Накануне премьеры сериала «Грозный» «Эксперт» поговорил с Тимуром Эзугбая о том, на чем он основывался в интерпретации личности его центрального персонажа.

— Как вы искали ключ к характеру Ивана Грозного и мотивации его поступков?

— Когда я ознакомился со всеми источниками, у меня возникло желание отнестись к нему не как к историческому персонажу, а как к живому, чувствующему человеку и попытаться ответить на вопрос, почему он сам и его правление были именно такими. Как объясняет современная психология, и зачастую бывает в этом права, ключи к характеру человека таятся в его детстве. Он рано остался сиротой, ему приходилось терпеть унижения, порой его держали взаперти или морили голодом, ему не оказывали должного уважения, и он это осознавал. Он видел жестокость с самого раннего детства. Все это оставило тяжелый травматический след.

— Фильм «Грозный» следует общепринятой версии, в соответствии с которой перелом в характере царя произошел после смерти первой жены — Анастасии. Были в разработке еще какие-то вариации этого эпизода в жизни Ивана Грозного?

— С этой трактовкой большая проблема в том, что от нее, может быть, и хочется отказаться, хочется найти оригинальный ход: нет, не из-за этого случился перелом. Но этот перелом очевиден, как только ты начинаешь раскладывать его правление по датам. Ты видишь, насколько все изменилось после смерти жены. Умерла Анастасия, и все советники, которых он слушал на протяжении многих лет и которым безоговорочно доверял, тут же отстраняются. Причем не просто отстраняются, а по обвинениям в колдовстве против царицы. В источниках есть знаменитый эпизод: когда Грозный отрекся от престола и уехал из Москвы, к нему приехали бояре и не узнали его: пред ними предстал сгорбленный, болезненного вида, полностью лишенный жизненной энергии человек. Это было всего через несколько лет после гибели царицы, государь был не так уж стар. Волей-неволей думаешь, что именно горе его так состарило. Мы показываем, что его любовь к Анастасии была и в самом деле из разряда тех, что очень редко встречаются. И как только у Ивана эту любовь отнимают, все резко меняется к худшему. Конечно, до смерти Анастасии он не был добрым и сдержанным. И тогда он был подвержен приступам ярости и скор на расправу. Все это у нас есть.

— Как вы для себя объяснили сочетание набожности и жестокости в характере Ивана Грозного?

— Как мне видится, Иван Грозный с юных лет хотел стать праведником и отчаянно к этой праведности стремился. Но его нрав и те события, которые вокруг него происходили, тянули его во мрак, и он погружался в него все глубже и глубже. Для правителя того времени быть набожным — это нечто само собой разумеющееся. Тогда религия занимала намного большую часть обыденной жизни. Иван был очень образованным человеком, наверное, одним из самых образованных людей в России того времени, очень начитанным, и круг его чтения составляли в основном религиозные тексты. Священное Писание он, судя по всему, знал едва ли не наизусть. В его переписке то и дело встречаются цитаты из Евангелия. Он органично вплетает их в свою речь, цитирует не всегда в точности, что позволяет предположить: он не заглядывал в момент написания писем в книгу. И это не какие-то расхожие фразы, а большие фрагменты текста. Он очень искренне верил в эти постулаты, в то, что у него есть миссия. Он несколько раз пытался уйти в монастырь. И я не думаю, что это была игра наподобие той, которую он затеял, когда отрекся от престола. Я думаю, что это было его искреннее желание.

Еще один исполнитель роли Ивана Грозного — Сергей Маковецкий

— Сколько времени у вас заняло изучение источников и написание сценария?

— На работу с источниками ушло несколько месяцев. В какой-то момент я начал одновременно накидывать какие-то основные сюжетные линии. Как правило, даже когда у тебя в голове уже укладывается общая канва истории, ты все равно продолжаешь искать подробности, детали, приметы времени, какой-то новый взгляд на характер основных персонажей, поэтому я вчитывался в источники до самого конца работы над сериалом. Это есть смысл делать даже ради одной фразы. Работа над первым вариантом сценария заняла два-три месяца, а если взять всю работу суммарно, от первой строчки до начала съемок, со всеми переписываниями и уточнениями, она заняла около года.

— В какой момент продюсеры определились с кастингом и как он повлиял на сценарий?

— Исходя из того что «Грозный» продолжал сериалы «София» и «Годунов», кастинг частично был известен. Я, к примеру, точно знал, что Малюту Скуратова будет играть Виктор Сухоруков. Он создал потрясающий образ своего героя в «Годунове». Естественно, в процессе написания сценария я не мог выбросить его из головы и соотносил то, что я пишу, именно с ним. Большая часть кастинга стала известна уже после того, как был написан второй вариант сценария. Я дорабатывал его вместе с режиссером Алексеем Андриановым и продюсерами Екатериной Жуковой и Марией Ушаковой, и окончательный вариант — плод совместных усилий. Не было задачи, чтобы текст писался под актера, хотелось, чтобы образ возник в голове режиссера, а уже потом актер примерял этот образ на себя, интерпретировал и вносил свое — иногда этот самый образ кардинально изменяя. И в результате, когда кастинг был утвержден, какие-то доработки в сценарии были, но не слишком значительные.

— «Опричнина» — слово, которое в первую очередь ассоциируется с правлением Ивана Грозного. Что это было, с вашей точки зрения?

— Чтобы понять, что такое опричнина, нужно разобраться в том, как работает средневековая политика. При всем том ужасе, с которым ассоциируется это слово, изначально оно означало всего лишь передел земли. Ко времени царствования Ивана Грозного бояре получили такое количество земли, что в распоряжении самого царя ее почти не осталось. Отбирать землю у бояр силой — дело опасное и безнадежное, поэтому он и отрекся от престола до тех пор, пока ему не вернут его землю. Мы долго обсуждали линию, связанную с тем, во что позже превратилась опричнина. По сути, опричники были личной гвардией царя, и мы хотели показать, что происходит, когда личная гвардия получает слишком большую власть. Она начинает сжирать все вокруг себя, а потом и саму себя, что и произошло с опричниной. Как мы знаем, все, кто занимался этими бесконечными казнями: Алексей и Федор Басмановы, Афанасий Вяземский, — все они или закончили свою жизнь в ссылке, или сложили головы на плахе.

— Вы готовы к дискуссии по поводу исторической достоверности образа центрального персонажа сериала «Грозный»?

— Я не знаю ни одного исторического фильма, по поводу которого не было бы таких споров. А что касается Грозного, то к нему в массе своей у людей отношение черно-белое. Либо он садист, безумец и тиран, либо славный государь, которого несправедливо оболгали. Мы попытались занять нейтральную позицию, посмотреть на него отстраненным взглядом, не пытаясь обелить или очернить. Насчет достоверности у меня есть два термина: есть «большая история» с конкретными датами воцарения, свадеб, военных походов, с которой ты как сценарист ничего не можешь поделать, но с учетом давности времени есть еще и «малая история» — то, что происходило за закрытыми дверями. Это то, что не было описано ни в каких летописях, и здесь любое художественное произведение может позволить себе вольность. Никто не сможет ее ни опровергнуть, ни подтвердить, разве что какими-то догадками.

— Каков должен быть баланс в историческом кино между исторической достоверностью и художественной образностью?

— Если ты пытаешься как можно более подробно и тщательно воссоздавать исторические события, ты начинаешь уходить в область документального кино. Но вымысел не должен противоречить истории. Он должен ее дополнять, закрывать ее белые пятна, то, о чем мы уже никогда, к сожалению, не узнаем. Сценарист должен понимать, что он пишет про живых людей, и эти живые люди должны соответствовать тем характерам, которые он им приписывает. Поэтому писать про восьмидесятые-девяностые намного сложнее, потому что у тебя намного больше материала: чьи-то биографии, чьи-то воспоминания, документы, из которых ты как раз узнаешь, что происходило за закрытыми дверями. Если мы говорим о шестнадцатом веке, то таких материалов нет, есть только летописи и письма, и есть очень большое пространство для маневра. Создать образ живого человека — это кропотливая работа: он должен сначала появиться на страницах сценария, а потом на съемочной площадке, и неотъемлемой частью этой работы является вымысел. История идет своим чередом, но у тебя есть личные отношения героя, его личные конфликты. Ты не берешь их из воздуха, ты основываешься на источниках, делая допущение: да так могло быть, это не переворачивает историю с ног на голову.

Для фильма были созданы тысячи предметов гардероба XVI века

Фото: «Россия-1»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Следствие на крови Следствие на крови

Каким пыткам подвергался сын Петра I

Дилетант
Гудбай, Америка: 10 фактов о Христофоре Колумбе, которых вы не знали Гудбай, Америка: 10 фактов о Христофоре Колумбе, которых вы не знали

Все самые интересные факты о Христофоре Колумбе в нашей подборке

Популярная механика
Гидрофойл для миллионов Гидрофойл для миллионов

Гидрофойл – доска на подводных крыльях для серфинга

Популярная механика
Хилари Дафф, актриса Хилари Дафф, актриса

История актрисы Хилари Дафф — это повесть о взлетах и падениях

Худеем правильно
Пандемия фоторобот Пандемия фоторобот

Рано или поздно она случится: вспышка высоко заразной, летальной инфекции

Популярная механика
От 30 до 100: модели, добившиеся успеха в зрелом возрасте От 30 до 100: модели, добившиеся успеха в зрелом возрасте

Пять моделей, которые доказали: начинать никогда не поздно!

Cosmopolitan
Из тюрьмы в бочку Из тюрьмы в бочку

Куда делись миллиарды Сергея Полонского, да и были ли они?

Forbes
В поляризации реликтового излучения нашли следы нарушения четности В поляризации реликтового излучения нашли следы нарушения четности

Что указывает на взаимодействие реликтовых фотонов с темной материей

N+1
«Все делают это»: зачем мы снимаем интимные видео? «Все делают это»: зачем мы снимаем интимные видео?

Какие причины могут побуждать человека снимать себя?

Psychologies
100 лет красоты: как и почему меняются представления о фигуре 100 лет красоты: как и почему меняются представления о фигуре

Как и почему меняются наши представления о том, что красиво? Экскурс в историю

Cosmopolitan
Венский омут Венский омут

Чем Австрия и Германия привлекательны для исламских террористов

Огонёк
Забытый защитник Москвы Забытый защитник Москвы

В 1382 году оборону Москвы возглавил литовский князь, внук Ольгерда

Дилетант
История одной песни: советско-германский плагиат «Марш авиаторов», 1923 История одной песни: советско-германский плагиат «Марш авиаторов», 1923

Вот это детектив: то ли фашисты украли у нас песню, то ли мы у фашистов

Maxim
«Дорогие товарищи»: партработник спускается в ад «Дорогие товарищи»: партработник спускается в ад

Андрей Кончаловский снял фильм о расстреле рабочей демонстрации в Новочеркасске

Эксперт
Правила жизни Гаспара Ноэ Правила жизни Гаспара Ноэ

Правила жизни французского режиссера Гаспара Ноэ

Esquire
«Тревожные люди» Фредрика Бакмана: и жизнь, и слезы, и любовь «Тревожные люди» Фредрика Бакмана: и жизнь, и слезы, и любовь

Рецензия на роман Фредерика Бакмана «Тревожные люди» и отрывок из книги

Psychologies
Ретроградный Меркурий и президентская гонка Ельцина. Отрывок из новой книги Михаила Зыгаря Ретроградный Меркурий и президентская гонка Ельцина. Отрывок из новой книги Михаила Зыгаря

Фрагмент из книги Михаила Зыгаря о президентский выборах в России в 1996 году

СНОБ
Время Селесты Время Селесты

Главное музыкальное открытие года — лондонская певица Селеста

Vogue
«Возраст стилю не помеха»: как я стала модным блогером в 63 года «Возраст стилю не помеха»: как я стала модным блогером в 63 года

Как бывший бухгалтер поменяла профессию и стала модельером и блогером

Psychologies
Сделай свою тревогу управляемой: 20 лайфхаков для подростков Сделай свою тревогу управляемой: 20 лайфхаков для подростков

Отрывок из книги «Спокойно, ты справишься!» о том, как справиться с тревогой

Psychologies
Правила жизни Дэнни Де Вито Правила жизни Дэнни Де Вито

Правила жизни актера Дэнни Де Вито

Esquire
Новые технологии Renault. Вариаторы Новые технологии Renault. Вариаторы

На что способен новый вариатор Renault?

4x4 Club
Ольгерд vs Дмитрий Ольгерд vs Дмитрий

«Собирателем» русских земель могло стать Литовское, а не Московское княжество

Дилетант
Миллионер из трущоб: почему Марадона такой великий и наглый Миллионер из трущоб: почему Марадона такой великий и наглый

Отрывок из книги «Игра народная. Русские писатели о футболе»

Forbes
Наличие смысла жизни и самоконтроль помогают справиться со стрессом из-за пандемии Наличие смысла жизни и самоконтроль помогают справиться со стрессом из-за пандемии

Что помогает людям справиться со стрессом и пережить кризис

Inc.
История ярмарок в России История ярмарок в России

Как менялись развлечения — от забав скоморохов с медведями до концертов Шаляпина

Культура.РФ
«Я сделала своего мужа миллионером» «Я сделала своего мужа миллионером»

Популярный блогер Яна Sims рассказала, как вдохновить своего мужчину

OK!
Субантарктических пингвинов предложили разделить на четыре вида Субантарктических пингвинов предложили разделить на четыре вида

Субантарктические пингвины — не один вид, а четыре

N+1
Тацуо Такахаши. Я влюбился в борщ! Тацуо Такахаши. Я влюбился в борщ!

Тацуо Такахаши – о том, какими будут автомобили в недалёком будущем

4x4 Club
Платные трассы, «Платон» и самокаты. Чем запомнился Минтранс Дитриха Платные трассы, «Платон» и самокаты. Чем запомнился Минтранс Дитриха

Отмена +20 км/ч, ПДД для самокатов и другие нововведения Евгения Дитриха

РБК
Открыть в приложении