Не отнять, а стимулировать: зачем экономисты предложили повышать налоги в кризис
В отзыве на проект Федерального бюджета Высшая школа экономики предложила увеличить ставку НДФЛ для наиболее состоятельных граждан, а также поднять ставку налога на прибыль. В чем смысл этих инициатив и почему они могут благотворно сказаться на экономике на этапе ее выхода из кризиса, рассказывает профессор ВШЭ Наталья Акиндинова
В своем отзыве на проект федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022-2023 гг. Высшая школа экономики (ВШЭ) предложила поднять подоходный налог до 20 и 24% соответственно для доходов физических лиц свыше 12 млн рублей и 24 млн рублей в год, а также вернуться к ставке налога на прибыль на уровне 24% или 30% (при установлении инвестиционного вычета). Эти инициативы подверглись критике со стороны некоторых экономистов. Однако, по нашему мнению, подобные меры необходимы для корректировки проблем, накопившихся в российской экономике.
Существует несколько хронических структурных перекосов, представляющих большую угрозу как для экономического роста в России, так и для социальной стабильности. Один из них — чрезмерный разрыв в доходах и уровне жизни между богатыми и бедными. Исследования ВШЭ отмечают растущее неравенство в доступе к качественному образованию и здравоохранению и тем самым ограничение возможностей для самореализации у широких групп населения. В то же время, например, по данным Credit Suisse, число долларовых миллионеров в России увеличивается, и их состояния неуклонно растут даже в период кризиса.
В текущий проект бюджета уже заложено смещение налоговой нагрузки с фонда оплаты труда (за счет снижения ставки социальных отчислений для МСП с 30% до 15%) на доходы рентного характера и введение элементов прогрессивного обложения доходов (свыше 5 млн рублей). Такая корректировка представляется оправданной, но недостаточной.
Следует отметить, что экономисты ВШЭ уже давно изучают потенциал прогрессивной шкалы подоходного налога и высказывали подобные предложения и ранее, в том числе в процессе работы над изменениями в налоговом законодательстве, который вступят в силу с 2021 года. Мы считаем, что это верное направление развития налоговой системы, хотя конкретные параметры реформы НДФЛ отличаются от тех, которые мы предлагали (в нашем проекте прогрессивная шкала касалась в основном высокодоходных групп, а не среднего класса).