Борис Акопов в своем дебютном фильме «Бык» возвращается в девяностые

ЭкспертСобытия

Свобода, равенство, бандитизм

Борис Акопов в своем дебютном фильме «Бык» возвращается в девяностые, чтобы рассказать историю одного бандита.

Вячеслав Суриков

Бык» на первый взгляд выглядит как попытка вытащить на киноэкран очередного героя из криминальной среды, на смену которым в последнее десятилетие пришли спортсмены и стартаперы, но, скорее всего, это обманчивое впечатление. Режиссер посвятил фильм родителям, сказав в одном из своих интервью, что его отец — следователь и сценарий фильма основан на услышанных от него историях. Поэтому можно предположить, что режиссер, ведя повествование изнутри криминальной среды, все-таки транслирует точку зрения сотрудников милиции, хотя те и предстают в самом неприглядном виде: им приходится действовать в интересах бандитов, а иногда и выполнять их прямые заказы. Аргумент в защиту милиционеров девяностых, уже начавших мутировать в «оборотней в погонах», таков: они провалились вместе со всей страной в экономическую и идеологическую пропасть и выкарабкивались из нее уже как могли — иногда рука об руку с криминальными авторитетами.

И все же автор пытается пробудить в нас сочувствие к главному герою — он тоже жертва обстоятельств: ему выпало расти без отца в криминогенной среде и пришлось впитать в себя ее яд. При этом он принимает реальность как есть, в том числе политическую. На семейном застолье произносит тост за демократию и свободу. Режиссер вкладывает эти слова в уста бандита — еще одна идеологическая пружинка, давящая на сознание зрителя и меняющая восприятие происходящего на экране. Но главный герой не только потворствует темному желанию — заполучить легкую добычу с помощью мелкого разбоя, он еще и жертвует собой — ради семьи, стремясь обеспечить ей экономическое настоящее. В финале режиссер усиливает этот мотив: уже раненый и обессилевший, лидер криминальной группировки взрывает себя вместе с теми, кто его преследовал, и таким образом самоустраняется из реальности и уничтожает вместе с собой еще несколько источников зла, отравляющих жизнь социума. Ни им, ни ему места в будущем нет. И чем раньше их не станет, тем скорее оно наступит.

И те, кто смог в этом будущем оказаться, все сильнее чувствуют невидимую границу, которую обозначил Борис Ельцин символическим жестом «отречения от престола» — за несколько секунд до перехода через миллениум. Такими кадрами и заканчивается «Бык» Бориса Акопова. С этого момента девяностые превращаются в мифологическую реальность, где «убивали людей, и все бегали абсолютно голые, электричества не было нигде, только драки за джинсы с кока-колою». Чтобы визуализировать эти строки собственного сочинения, двадцатилетняя певица Монеточка в клипе, снятом Михаилом Идовым, перевоплощается в образ Данилы Багрова и оказывается внутри фильма «Брат». Он становится для нее слепком: по нему она восстанавливает память о десятилетии, в котором еще успела родиться. Девяностые для нее игровое пространство: там можно безнаказанно убивать, слушать хорошую музыку, а потом красиво лежать на дощатом настиле в свитере крупной вязки с расплывающимся кровавым пятном на груди. Но это все не по-настоящему.

В саундтреке фильма Борис Акопов спрессовывает вторую половину восьмидесятых. Для него жалостливые песни группы «Ласковый май» и наивное диско «Миража» тоже музыка девяностых. Они олицетворяют чистое и светлое начало, которое противостоит нацистскому панку и бессмысленным хаусу и техно. Главная героиня фильма также из второй половины восьмидесятых. Она персонаж, синтезированный сразу из двух суперхитов перестроечного периода: «Интердевочки» — девушка, мечтающая вырваться из русского ада через брак с иностранцем, и «Маленькой Веры» — провинциальная красавица, питающая непреодолимые чувства к местному хулигану. Совмещая эти пласты, автор выстраивает противоречивые образы и неубедительные сюжетные повороты. Но он тоже, вслед за Монеточкой, создает не психологически достоверную художественную реальность, а пространство игры-шутера, где можно убивать людей и не испытывать при этом угрызений совести, где смерть всего лишь шанс начать все заново и уже наверняка с чистого листа.

Кинематографические «девяностые» 

«Луна-парк», режиссер Павел Лунгин, 1992

Снятый на заре девяностых фильм, где впервые появился главный кинематографический герой этого исторического периода — коротко стриженный молодой человек, выковывающий волю к борьбе за место под солнцем в спортивном зале и при любом удобном случае легко выпускающий на свободу спрессовавшуюся в душе агрессию.

«Брат», режиссер Алексей Балабанов, 1997

Герой девяностых возвращается в социум с опытом участия в военных действиях. Чтобы утвердить справедливость силой, ему нет необходимости сначала провести годы в спортивном зале — он берет в руки оружие и расставляет все по своим местам. Нет такого зла, какому нельзя было бы противостоять. Когда правда на твоей стороне, убивать легко, а умирать не страшно.

«Брат 2», режиссер Алексей Балабанов, 2000

Герой девяностых утверждается в национальной идее и начинает чувствовать себя уверенно и в международном пространстве. Америка актуализируется как давний идеологический противник. Методы выяснения отношений с помощью огнестрельного оружия, отработанные на родине, оказываются эффективными и за ее пределами.

«Бригада», режиссер Алексей Сидоров, 2002

Наиболее подробное и сложно устроенное кинематографическое исследование девяностых. В противостоянии четверки бандитов с сотрудником милиции зрительские симпатии целиком и полностью на стороне криминальных элементов. Но их время заканчивается на пороге «нулевых»: погибают все до одного.

«Бумер», режиссер Петр Буслов, 2003

Еще одна четверка бандитов. Это сильные люди, привыкшие жить в экстремальных обстоятельствах. Поединок, который они ведут в финале криминальной карьеры сразу со всеми, — экзистенциальный поединок жизни со смертью, в нем зритель целиком и полностью на стороне жизни, но при этом понимает, что смерть неизбежна.

«Жмурки», режиссер Алексей Балабанов, 2005

Время действия фильма — 1995 год. Автоматы с газированной водой еще стоят на улицах. Образы бандитов уже лишены романтического флера. Это жестокие убийцы. Никакой этической границы между бандитами и милиционерами нет. Кто из них хуже — неизвестно. Десять лет спустя киллеры благополучно интегрируются во власть и бизнес.

«Ненастье», режиссер Сергей Урсуляк, 2018

Ностальгический взгляд на девяностые годы: люди, обладающие военным опытом, вынуждены прибегать к криминальным методам, чтобы отстоять свои права. Их главный соперник — местный олигарх, который беспощадно выдавливает их с контролируемой ими территории. Победа за человеком нового времени и новыми технологиями противостояния.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Злая судьба украинских моторов Злая судьба украинских моторов

Китай получил формальный контроль над «Мотор Сич», но его хозяином так и не стал

Эксперт
9 способов заслужить родительский авторитет 9 способов заслужить родительский авторитет

9 шагов к формированию прочного родительского авторитета

Psychologies
Бессмысленный форсаж Бессмысленный форсаж

«Роскосмос» почти наверняка не сможет выполнить указания президента

Эксперт
Дональд освобожденный Дональд освобожденный

Покушение на Дональда Трампа было обречено повлиять на американскую историю

Монокль
Заложник российской дружбы Заложник российской дружбы

Как чувствует себя Армения через полтора года после «бархатной революции»

Эксперт
Самок лягушек заподозрили в сексуальном каннибализме Самок лягушек заподозрили в сексуальном каннибализме

Зоологи зафиксировали попытку золотистой литории съесть потенциального партнера

N+1
Производство талантов Производство талантов

Не надо копировать Кремниевую долину

РБК
Алкоголь, который нельзя заказывать на курортах Алкоголь, который нельзя заказывать на курортах

На отдыхе в вашем бокале может оказаться много интересного помимо заказанного

Maxim
Вступил в силу новый порядок возврата переведенных мошенникам денег: какие есть риски Вступил в силу новый порядок возврата переведенных мошенникам денег: какие есть риски

Почему финансовые организации теперь должны проверять все переводы клиентов

Forbes
ТОП-3 растительных масел для готовки ТОП-3 растительных масел для готовки

Лучшие полезные растительные масла, которые сделают ваши блюда вкусными

ТехИнсайдер
Маргарита Терехова лишилась роли в Голливуде за то, что ударила чиновника Маргарита Терехова лишилась роли в Голливуде за то, что ударила чиновника

«Она — королева, а разве королевы другими бывают?..»

Караван историй
Один на один с собой: почему топ-менеджерам не хватает общения и как это исправить Один на один с собой: почему топ-менеджерам не хватает общения и как это исправить

65% опрошенных беспокоят вопросы выстраивания стратегии и партнерской работы

Inc.
Идея: худеем! Идея: худеем!

3 полезные диеты для здоровья. Выбери свою!

Лиза
7 привычек, которые раздражают бариста 7 привычек, которые раздражают бариста

Эти привычки могут повлечь за собой конфликт с персоналом любимого заведения

Psychologies
Руины поэзии Руины поэзии

Петр Белый: гражданственный формализм

Weekend
Почему женщины убивают Почему женщины убивают

«Одержимая»: хоррор-драма про ужасы дремучего патриархата

Weekend
Гений места Гений места

Настоящие фанаты городов, которые открывают их и для себя, и для других

Новый очаг
«Лето, лето, сказочное лето! От чудес кружится голова…» Стихи Тимофея Белозерова. Летние театры Российской империи «Лето, лето, сказочное лето! От чудес кружится голова…» Стихи Тимофея Белозерова. Летние театры Российской империи

Легендарные летние дачные театры Российской империи

Караван историй
Платина обошла палладий Платина обошла палладий

Что происходит с ценами благородных металлов

Деньги
Возрождая Третий Рим Возрождая Третий Рим

Основатель архитектурного бюро о будущем сталинского ампира

RR Люкс.Личности.Бизнес.
12 фраз, означающих, что вы эмоционально умнее большинства людей 12 фраз, означающих, что вы эмоционально умнее большинства людей

Фразы, которые отражают интеллектуальные компетенции

Maxim
Ягоды Ягоды

Что приготовить из ягод в самый разгар летнего сезона?

Здоровье
Оттенки неба Оттенки неба

Существует ли преломление воздуха? Откуда ночью синева и даже желтые оттенки?

Знание – сила
Сначала подумай! Сначала подумай!

Фразы, которые не хочет слышать ни один мужчина, придя домой

Лиза
Математика седьмой координаты для роботов* Математика седьмой координаты для роботов*

Перспективы и проблемы развития роботостроения в России

Монокль
На солнечной стороне На солнечной стороне

Летний бакет-лист, чтобы не обгореть и не по(фото)стареть

Собака.ru
Из колеи ARM в созвездие «Эльбруса»* Из колеи ARM в созвездие «Эльбруса»*

Каковы перспективы экосистемы вокруг процессора «Эльбрус»

Монокль
Балтика на волне Балтика на волне

Судоверфи Балтийской акватории помогут преодолеть дефицит грузового флота

Монокль
Генная терапия: встречайте лекарства будущего Генная терапия: встречайте лекарства будущего

Насколько мы близки к победе над «плохой генетикой»?

Монокль
Реальное право на искусственное сознание Реальное право на искусственное сознание

Почему цифровая среда так плохо поддается правовой регуляции

Монокль
Открыть в приложении