Опекаемые и окупаемые блага должны обмениваться результатами творчества

ВедомостиРепортаж

Экономический код культуры

пн. 10.02.2025

Пока человечество выживало, основными экономическими благами, которые были ценны и важны, были блага материальные. Их производство и стоимость сегодня достаточно легко посчитать. Но, по мере того как материальные потребности удовлетворялись, появился совершенно другой запрос – на продукты культурные, которые дают опыт, знания, впечатления. Они и приобрели особую ценность. И за эти продукты стали платить. Поэтому культура стала частью деятельности и предметом изучения экономистов.

Феномен креативных индустрий это подтверждает. Они напоминают обычные, промышленные индустрии – в них реализуется полный цикл производства, «сборки» и продажи продукта. Только их продукт – культурный. Он удовлетворяет нематериальные запросы. А экономика и экономический эффект здесь создаются с помощью прав интеллектуальной собственности, т. е. прав на нематериальные объекты, – они обеспечивают возможность купли-продажи и обмена результатами творчества, т. е. экономической деятельности.

Меняя минус на плюс

Вступивший в силу в феврале закон о креативных индустриях как раз имеет в виду наиболее экономически активную, пассионарную часть культуры. В советской, а позже и в российской традиции культура была и в значительной степени остается сферой опекаемых благ. То есть той сферой, которая не является в заметной степени предметом частных инвестиций, предпринимательской деятельности. Но сфера культуры очень важна для жизни и развития общества. И именно поэтому ее безусловно должно поддерживать, опекать государство. Все механизмы поддержки сферы культуры были построены в логике пожертвования. И все эти государственные, бюджетные и даже редкие частные затраты шли в зачет ВВП со знаком минус, как «непроизводительные» расходы. То есть расходы, не добавляющие вклада в валовой национальный продукт. Это отношение к сфере культуры сохранялось в государстве до 2019 г. Однако из-за пандемии COVID-19, когда материальное производство и потребление приостановились, а нематериальное, напротив, увеличилось, стало очевидно, что культура напрямую проявляется, прорывается в экономику.

Это понимание, несмотря на стресс от пандемии, не пришло одномоментно. На то, чтобы признать, что культура может генерировать ВВП, т. е. вносить вклад со знаком плюс, потребовалось четыре года. Когда начали работать над концепцией развития креативных индустрий, в 2020–2021 гг., их именовали творческими (т. е. в логике русского словоупотребления относящимися к сфере культуры) индустриями. Только в скобочках добавляли «креативные». В 2023 г. в указе президента России слова поменялись местами – на первое место переместили «креативные», а в скобочках стали указывать «творческие». В законе пошли еще дальше. Слово «творческие» в преамбуле закона сохранили, но далее в тексте оставили только «креативные». Так за счет игры слов экономика окончательно захватила и присвоила себе достижения сферы культуры.

Собственно, закон дает возможность поменять модель расчета ВВП – заменить в расчетах Росстата сумму затрат на культуру и культурные продукты со знака минус на знак плюс. Признать, что культура престала быть исключительно сектором опекаемых благ и обрела вторую часть – генерирующую, инвестиционную, предпринимательскую. Эта перемена знака сама по себе важный момент для государства. В этой смене понимание, где виден следующий горизонт экономической активности. Дальше, конечно, дьявол в деталях и нужно научиться правильно считать.

Поэтому так много споров, разночтений и полемики вокруг той самой доли креативных индустрий в ВВП. Оценка правительства, сделанная еще в 2021 г. не без нашего участия, – 6%. Собственно, 6% – это та часть культуры, которая не нуждается в опеке государства, а за счет эксплуатации интеллектуальной собственности делает результаты творчества предметом экономической деятельности – купли, продажи, создания добавленной стоимости. Закон об этом прямо пишет. Просто мы сразу бросаемся читать про меры поддержки, а здесь надо обратиться к определениям: креативный продукт – это либо сама интеллектуальная собственность, либо товар, добавленная стоимость которого обусловлена в основном объектами интеллектуальной собственности. И не так важно, что это за объекты, – художественное это произведение, техническое решение, дизайн или товарный знак, бренд или что-то из запасников музеев.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Здоровый образ мысли Здоровый образ мысли

Какие мысли помогают нам быть в тонусе?

Лиза
Умный помощник Умный помощник

Как в спорте применяют технологии искусственного интеллекта?

Ведомости
Путешествия во времени и пространстве Путешествия во времени и пространстве

Немного о городе Гранада и полном роскоши дворце Альгамбра

Знание – сила
Искусство маскировки Искусство маскировки

Многие симптомы разных болезней маскируются под особенности характера

Лиза
Игра цвета Игра цвета

Гармоничный диалог жизни и искусства в проекте квартиры для молодого бизнесмена

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Не только шипы и колючки: 7 механизмов, с помощью которых растения защищаются от внешних угроз Не только шипы и колючки: 7 механизмов, с помощью которых растения защищаются от внешних угроз

Какие механизмы защиты мать-природа предусмотрела у представителей флоры

ТехИнсайдер
Винный смол ток: да — чувствам, нет — снобизму Винный смол ток: да — чувствам, нет — снобизму

Какие существуют беспроигрышные темы для беседы за бокалом?

РБК
Вообразим на троих Вообразим на троих

Автомобили в творчестве Кукрыниксов

Автопилот
Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь

Какая еще планета, кроме Марса, способна поддерживать жизнь?

Inc.
Трудности перевода Трудности перевода

Как строить диалог с парикмахером, чтобы не плакать, вернувшись домой из салона

Лиза
Марк Принс «Латинист». Фрагмент из романа Марк Принс «Латинист». Фрагмент из романа

Отрывок из переосмысления мифа о Дафне и Аполлоне от Марка Принса

СНОБ
Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово… Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово…

Руководствуясь только логикой и фактами, ставим порочность евгеники под сомнение

Знание – сила
Мошенники ищут вклады Мошенники ищут вклады

Почему граждане стали чаще жаловаться на хищения денег с депозитов?

Ведомости
7 весенних штрафов ГАИ. На что обратить внимание, чтобы не лишиться прав 7 весенних штрафов ГАИ. На что обратить внимание, чтобы не лишиться прав

Ряд специфичных дорожных штрафов, характерных для весны

РБК
Орхидея отрастила «палец» для самоопыления Орхидея отрастила «палец» для самоопыления

Как орхидея адаптировалась к нехватке опылителей в темном подлеске

N+1
История Pony Express, недолговечной, но запоминающейся службы доставки Дикого Запада История Pony Express, недолговечной, но запоминающейся службы доставки Дикого Запада

В 1860-х на американском Диком Западе существовал свой сервис доставки писем

ТехИнсайдер
Шеф и деньги Шеф и деньги

Современный шеф уже не может позволить себе оставаться только художником

Bones
Синдром опустевшего гнезда, часть 1: дети выросли — что происходит с родителями? Синдром опустевшего гнезда, часть 1: дети выросли — что происходит с родителями?

Ваши дети стали жить самостоятельно, а вы остались наедине с собой?

Psychologies
В четыре руки В четыре руки

С террасы открывается вид на поле и дальний лес, здесь хорошо просто молчать

Afternoon Seasons of life
Скорпионы и лавры: говорящие детали Скорпионы и лавры: говорящие детали

10 портретов-ребусов эпохи Возрождения

Вокруг света
Международные резервы: срочно требуются перемены! Международные резервы: срочно требуются перемены!

Подход к формированию золотовалютных резервов в России безнадежно устарел

Монокль
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Встречают по одежке? Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБК
Питаемся по типу фигуры Питаемся по типу фигуры

Яблоко, груша, банан… Это не натюрморт и не призыв к веганству, а типы фигуры

Лиза
Александр Талыпов: «Риск получения тяжёлой черепно-мозговой травмы значительно выше при падении на затылок и ударе в область виска» Александр Талыпов: «Риск получения тяжёлой черепно-мозговой травмы значительно выше при падении на затылок и ударе в область виска»

Как понять, насколько пострадал упавший человек? Какие бывают травмы головы?

Здоровье
Комплексный обет Комплексный обет

Как помочь любимой справиться с комплексами на пути к наслаждению?

Men Today
6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом 6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом

Разбираемся в причинах «белого разворота» в мире вина

РБК
Юрий Сапрыкин: «Все было на драйве, на кураже, на преодолении собственного невежества и непонимания» Юрий Сапрыкин: «Все было на драйве, на кураже, на преодолении собственного невежества и непонимания»

Юрий Сапрыкин об истории медиа, роли поколения пятидесятилетних и даже будущем

Afternoon Seasons of life
Павел Прилучный. Когда проходит влюбленность, приходит любовь Павел Прилучный. Когда проходит влюбленность, приходит любовь

Когда нет благодарности у обоих, тогда и случаются эти кризисы

Караван историй
Сами с усами Сами с усами

Составляем европротокол: как правильно оформить ДТП без полиции

Лиза
Открыть в приложении