По всей России массово гибнут пчелы от химикатов для обработки полей

ЭкспертОбщество

Рапс вместо меда

По всей России массово гибнут пчелы от химикатов для обработки полей, что может привести к снижению объемов производства меда и росту цен на него. Возникшая проблема вновь обострила дискуссию между ведомствами о контроле за использованием ядохимикатов и качеством продукции, произведенной с их использованием

Вера Кузьмина

«Мертвых пчел с пасеки вывозили мешками», «В России из-за пестицидов гибнут пчелы», «В Тюменской области зафиксирована массовая гибель пчел» — такие заголовки можно увидеть сегодня во многих СМИ. Российские пасеки накрыла волна массовой гибели пчел, и один за другим регионы заявляют о новых ее случаях. Уже пострадали хозяйства в 30 субъектах РФ, среди них Татарстан, Башкирия, Удмуртия, Мордовия, Московская, Брянская, Воронежская, Липецкая, Курская области.

Больше всего пострадали регионы — лидеры по производству меда, в частности Башкирия, где, по данным «АБ-Центра», производят 5500 тонн меда (при общем объеме рынка примерно в 70 тыс. тонн в год), Приморский край (около 5000), Алтай и Татарстан (примерно 4000). По данным Национальной ассоциации пчеловодов и переработчиков пчелопродукции, ущерб от массовой гибели пчел в нескольких регионах России может составить более триллиона рублей. Пострадавшие пчеловоды говорят, что в общей сложности потеряли 50–60% своих пчел и почти весь мед.

Основная причина гибели пчел — химикаты: ими обрабатывали свои поля сельхозпроизводители недалеко от пасек. Те ульи, в которых был мед из нектара, собранного с отравленных полей, полностью уничтожены: ни меда, ни пчел и даже сами ульи непригодны для использования. Оценить общий ущерб сейчас сложно, но эксперты уже назвали его катастрофическим: для многих пчеловодов пасека была единственным источником дохода, на который теперь они рассчитывать не смогут. Кто ответит за последствия и возместят ли пчеловодам ущерб, неясно. Эксперты считают, что проблема намного шире: она выходит за рамки пчеловодства и связана с отсутствием в стране контроля за использованием на полях ядохимикатов.

Пасеки терпят убытки

«Я пришел на пасеку и увидел в ульях гору мертвых пчел. Они умирали в течение трех недель, и я ничего не мог сделать», — говорит Юрий Ломыкин, пчеловод из Курской области. Первые сведения о том, что пчелы стали погибать, поступили в СМИ больше месяца назад. Причина обнаружилась практически сразу, и во всех регионах она одна: рапсовые и масличные поля в период цветения обрабатывали химикатами для борьбы с вредителями. Ими отравились и пчелы. Химикаты использовали во всех регионах разные, например из группы синтетических пиретроидов и неоникотиноидов. Все эти препараты парализующего действия и оказывают особо мощное воздействие на вредителей, а заодно и на пчел. «В нынешнем году будет сильный неурожай меда. Мало того что погибли пчелы, так еще на урожай повлияла холодная погода», — рассказывает Вячеслав Колесников, владелец пасеки «Медом в ухо». Единственное, что смогли сделать некоторые пчеловоды, — откачать немного запечатанного меда, но его хватит только для собственного потребления.

Для многих пчеловодов доход, получаемый с пасек, — основной источник средств к существованию. По словам Куасара Мансурова, пчеловода из Татарстана, прибыль с большой пасеки в 60–70 ульев составляет 200–400 тыс. рублей при обороте 300–500 тыс. Благодаря высокой прибыльности бизнеса на доход от продажи пчеловоды живут весь год.

По словам пчеловодов, опыление сельхозрастений на 90% осуществляется пчелами. Но если в прошлом году и встречались случаи гибели пчел после орошения полей химией, то они были единичными. Что же изменилось сейчас? Раньше использовали химикаты II и III классов опасности: они менее токсичные, оказывают не столь пагубное воздействие на насекомых и не так вредны для пчел. В этом году аграрии стали применять препараты I класса, более токсичные; это связано с переходом на более привлекательную для выращивания агрокультуру — рапс. В последние пару лет экспорт рапса из России активно растет, рентабельность его производства выше, чем других культур. Несмотря на то что у рапса имеются свои плюсы для пчеловодства: с него собирается много пыльцы и она богата белком, — есть у растения и большой минус. Рапс сильно атакуют насекомые, и, вероятно, именно поэтому стали использовать химикаты I класса: инсектициды II и III классов со своей задачей не справлялись. «Для обработки рапса в борьбе с насекомыми используются чудовищно сильные препараты, которые вообще нежелательно использовать, а ими еще и обрабатывают поля семь раз в течение сезона», — говорит Александр Пономарев, главный редактор отраслевого портала «Мир пчеловодства».

Да и сам рапс — культура, которая на многих полях в этом году появилась впервые; сельхозпредприниматели, занятые его выращиванием, еще не знают точно, как за ним правильно ухаживать. «Фермеры ядохимикаты на полях используют с нарушением. У каждого препарата есть рекомендации по применению, которым нужно следовать очень строго. Можно погубить вообще всех опылителей, шмелей, жуков, бабочек. После обработки полей не остается ничего живого», — считает г-н Пономарев.

Препарат способен проникать в растение. В случае с рапсом его используют и для обработки семян — таким образом он попадает и в почву. «Время разложения препаратов этой группы — десять лет. Научные исследования в США показали, что химикат может вызывать онкологию, болезни Альцгеймера и Паркинсона», — говорит Сергей Тастан, председатель Союза пчеловодов Алтайского края. То есть он опасен и для людей, которые будут употреблять в пищу растения, обработанные этими химикатами. После такой обработки полей на земле ничего выращивать нельзя, и единственная возможная мера — вносить в почву биопрепараты на основе торфа и гуминовых кислот, которые ускорят процесс разложения.

В поисках виноватых

Химикаты I класса опасности, например неоникотиноиды, были в прошлом году полностью запрещены Евросоюзом для орошения полей как раз из-за вымирания пчел. У нас такого запрета нет, как и ведомства, которое контролирует использование ядохимикатов. Раньше за это отвечал Россельхознадзор, но в 2011 году с него сняли такую функцию и оставили ее на усмотрение самих фермеров. В итоге химикаты никем не контролируются, и, по сути, фермеры могут использовать в своих хозяйствах что угодно и как угодно. Россельхознадзор, придя к аналогичному выводу, обвинил во всем Минэкономразвития России, которое сняло с ведомства данную функцию. Пресс-секретарь Россельхознадзора Юлия Мелано отметила, что в последние восемь лет в нашей стране не контролируется производство, хранение, реализация и применение пестицидов и агрохимикатов, сообщает «Интерфакс». Сейчас у нас разрешено использовать 900 наименований средств защиты растений, при этом опаснее всего как раз те из них, что распыляют над полями с воздуха.

Отсутствие контроля со стороны государства привело к путанице: с одной стороны, фермеры не учитывают влияния химикатов на «соседей». С другой — они должны предупреждать пчеловодов о травле за три дня до начала процесса, но не все утруждают себя предупреждающими мерами, да и они оказываются неэффективными: три дня для пчеловодов слишком мало, чтобы сменить локацию пасек, кроме того, не все пчеловоды вовремя узнают об обработке полей. «Я потом узнал, что фермеры вешали объявление о предстоящем использовании ядохимикатов у магазина и давали эти сведения в газету, но в магазине я не был и газету не читал, так что узнал обо всем постфактум, когда увидел, что мои пчелы умирают», — говорит г-н Ломыкин.

Сейчас встает вопрос о том, чтобы использование химикатов контролировало государство; возможно, эту функцию снова возьмет на себя Россельхознадзор. Раньше ведомство регулярно проверяло производителей как химикатов, так и продукции, при изготовлении которой использовались пестициды. Ежегодно оно обнаруживало десятки тысяч упаковок контрафактных химикатов и закрывало подпольные цеха по их производству. А пока решается вопрос, стоит ли контролировать использование химикатов в России и кто это будет делать, пчеловоды не пострадавших от химикатов пасек пытаются помочь соседям, отправляя на их пасеки пчеломаток для создания новых семей на месте погибших.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Всплеск посреди бюджетного сжатия Всплеск посреди бюджетного сжатия

Прогноз на 2020 год от президента партнерства «Новый экономический рост»

Эксперт
Погода в доме Погода в доме

Катерина Погодина 18 лет работает в корпорации Johnson & Johnson

Cosmopolitan
Это еще не крах, но очень неприятно Это еще не крах, но очень неприятно

Нестыковки в нацпроектах отодвигают начало ускорения экономического роста

Эксперт
15 мыслей Массимо Боттуры 15 мыслей Массимо Боттуры

Шеф ресторана Osteria Francescana — о своих отношениях с отцом, едой и славой

GQ
Куда везет «Яндекс»? Куда везет «Яндекс»?

На российском рынке такси новое крупное поглощение агрегаторов

Эксперт
Сама не своя Сама не своя

Вот нюанс: на того, кто тащит, можно и взвалить побольше

Добрые советы
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Покупаем мобильный кондиционер: главные особенности и рейтинг 2019 Покупаем мобильный кондиционер: главные особенности и рейтинг 2019

Рассказываем, как выбрать мобильный кондиционер

CHIP
Дикая ягода в цене Дикая ягода в цене

«Альфа-групп» приобрела контрольный пакет ГК «Русбиоальянс»

Эксперт
29 невероятных пейзажей Земли 29 невероятных пейзажей Земли

Земля богата местами, вид которых кажется невозможным

Популярная механика
«Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки» «Угрозы появления всеобъемлющей экосистемы я не вижу, это скорее страшилки»

Герман Греф о строительстве экосистемы, покупках IT-компаний и утечках

Forbes
Что говорят о вас ваши плавки в отпуске Что говорят о вас ваши плавки в отпуске

Выбор плавок может многое о вас сказать

GQ
Цифровизация под давлением Цифровизация под давлением

Удаленная работа не спасет ИТ-индустрию

Эксперт
Какой сексолог нам нужен: врач или психолог? Какой сексолог нам нужен: врач или психолог?

К какому специалисту обратиться? Что самим нужно понимать, обращаясь за помощью?

Psychologies
На нервы действуют На нервы действуют

Новое слово в лексиконе бьюти-экспертов — «нейрокосметика»

Glamour
100 дней: готовимся к первому старту по триатлону 100 дней: готовимся к первому старту по триатлону

Если вы хотите дебютировать в триатлоне в этом сезоне, не останавливайте себя

Psychologies
10 игр для слабых смартфонов: приложения до 25 Мбайт 10 игр для слабых смартфонов: приложения до 25 Мбайт

В наше время испугать геймера большим размером игры - это в пределах нормы

CHIP
7 умных помощников, с которыми дачная жизнь станет приятнее 7 умных помощников, с которыми дачная жизнь станет приятнее

Девайсы, которые облегчают работу на дачном участке

Лиза
Не было печати! Не было печати!

Некоторые женятся, а некоторые — довольны и так

Добрые советы
Пропавшая девушка Пропавшая девушка

В прошлом году актриса Фань Бинбин перестала появляться на публике

Tatler
Аналитики предсказали рублю падение до 79,5 за доллар в следующем году Аналитики предсказали рублю падение до 79,5 за доллар в следующем году

Аналитики АКРА в обновленном макропрогнозе предсказали ослабление рубля

Forbes
Театр мимики и жеста Театр мимики и жеста

Героини «Татлера» все чаще меняют инъекции на гимнастику для лица

Tatler
Учимся правильно спать Учимся правильно спать

«Добрать» положенное количество часов сна еще не значит выспаться

Psychologies
«Читателю нужно, чтобы Пелевин писал каждый день». Генеральный директор «ЛитРес» о рынке электронных книг «Читателю нужно, чтобы Пелевин писал каждый день». Генеральный директор «ЛитРес» о рынке электронных книг

Интервью с генеральным директором «ЛитРес» Сергеем Анурьевым

Forbes
Какой должна быть наркополитика Какой должна быть наркополитика

Мишель Казачкин о декриминализации и снижении вреда

Русский репортер
Сатка: У хозяйки медной горы Сатка: У хозяйки медной горы

Только в Сатке можно почувствовать себя в другом временном измерении

Вокруг света
Кто в Южной Азии хозяин Кто в Южной Азии хозяин

Индия пытается реализоваться в качестве антикитайского проекта

Эксперт
Какие часы носит Сильвестр Сталлоне Какие часы носит Сильвестр Сталлоне

Любимые часы Сильвестра Сталлоне

GQ
«П» – значит победа «П» – значит победа

Полина Гагарина привыкла бороться до последнего

Cosmopolitan
Оказался он живой Оказался он живой

Поговорили о невероятной витальности, жизненной силе западной цивилизации

Seasons of life
Открыть в приложении