Кадры решают
Помогут ли новый федеральный проект и господдержка привлечь больше специалистов в АПК
Новый федеральный проект «Кадры в АПК» призван решить задачи одного из направлений нацпроекта обеспечения продовольственной безопасности и повысить уровень обеспечения отрасли квалифицированными специалистами. Для этого, в частности, большое внимание будет уделяться взаимодействию со школами, средними и высшими профильными учебными заведениями. Участники рынка сами давно и успешно работают в этом направлении, но считают, что для привлечения людей в сельское хозяйство этого недостаточно.
В конце прошлого года правительство завершило формирование единого плана по достижению национальных целей развития до 2030-го и на перспективу до 2036 года. Он будет главным ориентиром в работе по выполнению задач, поставленных президентом Владимиром Путиным в «майском» указе. В частности, с этого года начал действовать новый национальный проект — «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности», который включает пять направлений: селекция и генетика; развитие биотехнологий; разработка ветеринарных препаратов и вакцин; сельхозтехника и оборудование; кадровое обеспечение отрасли.
Ключевая цель федерального проекта «Кадры в АПК» — обеспечить отрасль специалистами не менее чем на 95 %. По оценке Минсельхоза, сейчас в отрасли работает около 6 млн человек, однако даже крупные холдинги с конкурентоспособной оплатой труда сталкиваются с проблемой нехватки кадров, что в итоге влияет на темпы производства. В январе прошлого года министерство прогнозировало, что к 2030 году нехватка кадров в российском АПК может составить 30–50 тыс. человек в зависимости от методики подсчета.
Специалистов по-прежнему не хватает
В 2023 году агроведомство оценивало дефицит кадров в отрасли на уровне в 200 тыс. человек, напоминает старший консультант Kontakt InterSearch Russia практики «Пищевая промышленность и АПК» Давид Вдовиченко, и в 2024-м предпосылок для изменения этого тренда не наблюдалось. При этом некоторые эксперты оценивают нехватку кадров более чем в 500 тыс. человек. По словам Вдовиченко, наиболее остро ощущается нехватка специалистов в растениеводстве: более 85 % предприятий в этом секторе утверждают, что за последние несколько лет ситуация с кадрами ухудшилась. «Среди самых “болезненных” профессий — трактористы, комбайнеры и механизаторы в целом. По данным опросов, 80 % компаний испытывают трудности с наймом этих специалистов, — приводит данные он. — Также большую сложность с точки зрения кадров представляют уборочные и посевные работы. Например, если не самой крупной компании по производству яблок необходимо набрать 1,2 тыс. человек для уборки урожая в срок, никакой уровень цифровизации и автоматизации, а также практически никакой уровень индексации зарплат не способны восполнить такую нехватку людей».
Дефицит кадров в АПК носит всеобъемлющий характер и растет с каждым годом, вторит ему руководитель отдела рекрутмента компании ANCOR Юлия Аксенова. «К сожалению, несмотря на то, что эта проблема привлекает много внимания и активно обсуждается, пока видимых улучшений мы не видим, — признает она. — Наиболее остро ощущается нехватка механиков, механизаторов, операторов, агрономов, ветеринарных врачей, зоотехников. Кроме того, крайне мало специалистов с узким профилем: рыбоводов, тепличных агрономов и агрономов по защите растений, технологов по кормлению».
Руководитель проектов практики «АПК и потребительский сектор» компании Strategy Partners Роман Самойлов считает, что к 2030 году агроотрасли понадобится дополнительно миллион специалистов, если мы хотим выйти на целевые показатели Стратегии развития АПК. «Основными дефицитными специальностями являются агрономы, механизаторы, селекционеры и генетики. И, по прогнозу, если мы хотим достичь показателей Стратегии, до 2030 года нам потребуется привлечь дополнительно 800 тыс. человек, вместе с теми 200 тыс., которые на текущий момент в дефиците, мы выйдем как раз на миллион специалистов», — оценивал он в декабре на конференции «Агрохолдинги России — 2024».
Альтернативным сценарием, по мнению Самойлова, является повышение производительности труда: если оставить количество персонала на существующем уровне, то для того, чтобы выполнить цели Стратегии, потребуется увеличить производительность труда на 18 %. Правда, согласно нацпроекту, производительность труда в секторе «Сельское, лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство» в 2025 году должна вырасти на 1,5 %, а к 2030-му — на 15,8 % нарастающим итогом к уровню 2023-го.
В 2024 году производительность труда в АПК снизилась более чем на 3 % по сравнению с 2023-м, тогда как в 2022 году она увеличилась на 8,7 %, в то время как в целом по отраслям экономики — уменьшилась более чем на 3,5 %, сравнивает Вдовиченко. Прошлогодняя динамика связана с экстремальными погодными условиями, которые существенно повлияли на урожайность в ключевых сельскохозяйственных регионах, поясняет он. По мнению эксперта, для увеличения производительности труда в АПК в перспективе необходимо продолжать модернизацию парка техники, внедрять инновационные технологии и повышать квалификацию кадров. Использование цифровых технологий, таких как цифровые карты, «умная» полевая техника и анализ больших данных, может обеспечить ежегодный рост производительности труда на 5 %, оценивает он.
Аксенова обращает внимание, что, с одной стороны, сельское хозяйство активно цифровизируется и автоматизируется, повышается производительность труда в крупных компаниях. С другой — во многих небольших хозяйствах производительность труда невысокая. Это обусловлено ограниченным бюджетом, которого не всегда хватает на необходимую сельскохозяйственную технику, качественные семена, удобрения и средства защиты растений, поэтому автоматизация и «цифра» в их случае отходят на второй план, комментирует она. Также, по ее словам, росту производительности препятствует нехватка квалифицированных специалистов.
Наличие кадров — системная проблема
По данным исследования, представленного в ходе VI Всероссийского форума INTEKPROM MEAT 2024, у 94 % участников рынка АПК есть нехватка специалистов, причем в различных сферах агросектора недостает от 30 % до 50 % сотрудников. Это серьезная системная проблема, которая отрицательно влияет как на прибыль предприятий, так и на экономику страны в целом, подтверждает пресс-служба группы «Черкизово». Сама компания тоже остро ощущает дефицит кадров. «На производствах есть нехватка квалифицированных специалистов: электриков, слесарей, механизаторов, зоотехников, специалистов по контрольно-измерительным приборам, ветеринарных врачей, инженеров, обвальщиков и жиловщиков. Также одной из наиболее востребованных является профессия агронома», — перечисляет пресс-служба агрохолдинга.
Дефицит кадров всегда присутствует — начиная от специалистов высшего звена, заканчивая сотрудниками, которых условно называют неквалифицированной рабочей силой, но которые играют важную роль в процессе подготовки продукции к реализации, рассказывает заместитель гендиректора компании «Малино» Татьяна Губина. «Мы производим картофель и овощи — очень трудоемкие в плане выращивания и предпродажной подготовки культуры, и сейчас перераспределяем продуктовый портфель так, чтобы минимизировать количество ручного труда при посадке, уборке, предпродажной подготовке», — говорит она.
«Дамате» расширяет действующие мощности, запускает новые проекты, и набор персонала в компании идет постоянно. «Наиболее востребованы на предприятиях группы в первую очередь сотрудники инженерно-технических специальностей и рабочих профессий, также мы рады трудоустроить специалистов направлений ветеринарии, ветеринарно-санитарной экспертизы, зоотехнии, управления качеством, агрономии, агроинженерии и автоматизации технологических процессов и производств», — сообщает пресс-служба компании. Для привлечения специалистов группа обеспечивает конкурентный уровень заработной платы, создает комфортные и безопасные условия труда, внедряет собственные социальные программы, помогает новым сотрудникам с релокацией, оказывает поддержку молодым специалистам. «В компании разработаны и успешно реализуются различные программы подготовки кадров и повышения квалификации на базе собственного корпоративного университета», — добавляет пресс-служба «Дамате».
Сельскохозяйственная отрасль в целом работает в условиях постоянного дефицита кадров, соглашается руководитель управления по работе с персоналом агрохолдинга «ЭкоНива» (входит в ГК «ЭкоНива») Борис Морев. По его словам, в последнее время остро не хватает сотрудников рабочих специальностей (механизаторов, слесарей, сварщиков) и классических специалистов (агрономов, инженеров, зоотехников). «При этом в нашей стране низкий уровень безработицы, свободных кадров почти нет», — подчеркивает он.
Правда, председатель наблюдательного совета агрофирмы «Прогресс» (Краснодарский край) Александр Неженец утверждает, что на его предприятии не только нет дефицита специалистов, но и имеется резерв кадров. «Мы знаем, откуда пригласить людей тех специальностей, которые нам нужны: они либо не работают, либо хотели бы поменять место работы с повышением заработной платы», — делится он.
Для решения кадровых проблем необходим комплексный подход, уверены в «Черкизово». Привлечению и удержанию талантливых сотрудников способствует регулярная работа по популяризации бренда работодателя и поддержанию репутации компании на рынке труда, а также продвижение положительного образа отрасли в целом. «Наша компания использует весь спектр каналов и инструментов для привлечения кандидатов (как оффлайн, так и диджитал), внедряет более гибкие подходы к занятости, формирует комфортную рабочую среду и равные условия для всех без разделения по гендерному признаку, ведет активную интеграцию молодых специалистов, — перечисляет пресс-служба компании. — Также “Черкизово” фокусируется на программах, направленных как на повышение квалификации и улучшение профессиональных навыков сотрудников, так и на их переобучение. Кроме того, компания активно занимается внедрением цифровых технологий и автоматизацией процессов в управлении персоналом для повышения эффективности и оперативности работы».