Актив меж двух океанов
Как строили и распоряжались Панамским каналом

Перед вступлением в должность президент США Дональд Трамп заявил, что власти Панамы взимают «заоблачную плату» за проход американских кораблей через Панамский канал. Если размер сборов не будет снижен, пригрозил Трамп, «мы потребуем, чтобы нам вернули Панамский канал — целиком, быстро и без разговоров». Трамп назвал Панамский канал «жизненно важным национальным активом США». Как Соединенные Штаты связаны с Панамским каналом? Это длинная история. «Деньги» попытались изложить ее в общих чертах.
Мечта конкистадоров
Вскоре после открытия Америки Колумбом испанские завоеватели начали поиски пролива, соединяющего Атлантический океан с Тихим. Знаменитый конкистадор Фернандо Кортес писал испанскому королю: «Если пролив будет найден, я посчитаю это величайшей услугой, которую я когда-либо оказывал. Это сделает короля Испании хозяином такого количества земель, что он сможет называть себя властелином всего мира».
Если бы такой пролив существовал, золото, награбленное конкистадорами в империи инков, гораздо легче было бы доставлять на Атлантическое побережье для отправки в Испанию — только по воде, а не через непроходимые джунгли.
Пролив, как можно догадаться, не был найден. И тогда родилась идея: прорыть канал, который соединил бы два океана. Первым, кому эта идея пришла в голову, был родственник Кортеса Альваро де Сааведра Серон, потративший 12 лет на поиски несуществующего пролива. По мысли Серона, транспортную артерию следовало прорыть примерно там, где четыре века спустя и был построен Панамский канал.
В 1534 году король Испании Карл V приказал губернатору провинции Тьерра-Фирме (в которую входила и территория современной Панамы) исследовать возможность постройки канала.
Филипп II, сменивший Карла V на испанском престоле, в начале своего правления был противником строительства канала в Центральной Америке. Он заявлял, что Господь разъединил два океана и попытка соединить их повлечет за собой кары небесные. Уже была построена дорога, соединяющая два побережья. Король пригрозил казнить того, кто осмелится предложить какой-то другой маршрут.
Впоследствии король изменил точку зрения. В 1580-х годах итальянский инженер Джованни Баттиста Антонелли по приказу Филиппа II обследовал Панамский перешеек (самую узкую часть Центральной Америки) и пришел к выводу, что пригодный для судоходства канал построить невозможно.
Следующую попытку предпринял столетие спустя шотландец Уильям Патерсон. Он основал Компанию шотландской торговли с Африкой и Индиями. В 1698 году 1200 переселенцев приплыли в бухту Дарьен, которая находится к востоку от того места, где будет построен Панамский канал. Были основаны колонии Нью-Эдинбург и Нью-Сэнт-Эндрюс. Уильям Патерсон, обследовавший перешеек, пришел к мысли, что строительство канала между океанами — реальная задача. Но климат, испанцы и индейцы были столь невыносимы, что уже в 1700 году колонии были эвакуированы.
Альтернативный проект
В начале XIX века возникло несколько проектов строительства канала между океанами. Хотя идея Панамского канала не была забыта, большей популярностью пользовались планы строительства канала на территории Никарагуа.
В первой половине XIX века добившиеся независимости американские колонии Испании образовали новые государства. В состав государства, которое историки называют Великой Колумбией, входили территории современных Колумбии, Венесуэлы, Эквадора, Панамы, а также части территорий Бразилии, Гайаны и Перу. Великая Колумбия распалась в 1831 году на Эквадор, Венесуэлу и Новую Гранаду. В состав Федеративной Республики Центральной Америки (первоначально называвшейся Соединенными провинциями Центральной Америки) входили территории современных Коста-Рики, Сальвадора, Гватемалы, Гондураса и Никарагуа. В 1839 году Федеративная Республика распалась на пять частей.
В 1825 году посол Федеративной Республики Центральной Америки в США предложил американскому правительству совместно построить канал между двумя океанами. Одновременно было объявлено о том, что заявки на строительство принимаются от частных компаний. Конкурс выиграл Аарон Пальмер из Нью-Йорка, представлявший траст, которым руководил губернатор штата Нью-Йорк Девитт Клинтон. После подписания контракта с Палмером межгосударственные переговоры были прекращены. Но траст не смог собрать достаточно средств для строительства и отказался от концессии.
В 1829 году голландский генерал Ян Вервеер прибыл в Никарагуа, чтобы получить концессию на строительство канала для своего монарха Виллема I. Был заключен договор, согласно которому Объединенное королевство Нидерландов брало на себя все расходы по строительству канала и также получало преимущественные права на прохождение своих судов через канал и монополию на все прибрежные перевозки. Нидерланды также получали преимущественные права на прохождение своих судов через канал и монополию на все прибрежные перевозки. Все морские державы должны были признать нейтралитет канала. Все страны, поддерживающие мирные отношения с Центральной Америкой, могли пользоваться каналом. Проход через него был бы запрещен только военным судам стран, участвующих в военных конфликтах. Бельгийская революция 1830 года похоронила проект. Нидерланды отказались от концессии.
Шарль Луи Наполеон Бонапарт, будущий император Наполеон III, находясь в заключении в крепости Гам, заинтересовался проектом трансокеанского канала и опубликовал брошюру на эту тему. Еще будучи арестантом, он получил от властей Никарагуа концессию на строительство «Никарагуанского канала Наполеона». Но вскоре забросил эту идею. У него было дело поважнее — стать правителем Франции.
В 1849 году американский дипломат Элайджа Хайз подписал договор с Никарагуа, гарантировавший США права на строительство канала. Но Хайза отозвали на родину, договор даже не был представлен в Конгресс на ратификацию.
В том же году правительство Никарагуа подписало контракт с American Atlantic and Pacific Ship Canal Company, принадлежащей американскому магнату-судовладельцу Корнелиусу Вандербильту, на строительство канала, а также сухопутных и железных дорог, способствующих осуществлению перевозок между побережьями.
Планировалось, что канал будет построен за 12 лет. Этого не произошло. Зато на сухопутно-водном маршруте, который был создан, Вандербильт неплохо зарабатывал. До 2000 человек в месяц платили по $300 за путешествие из Нью-Йорка в Калифорнию через Никарагуа. $600 тыс. середины XIX века примерно соответствуют современным $24,6 млн.
В 1889 году в США была создана Maritime Canal Company. Год спустя она начала строительство канала. За три года были проведены работы по углублению дна в гавани Грейтауна (в настоящее время город называется Сан-Хуан де Никарагуа) и другие подготовительные работы. На это было потрачено $4 млн (примерно соответствует современным $137 млн), после чего проект был закрыт из-за недостатка финансирования, коррупции местных чиновников и политической нестабильности.
Всего в XIX веке было предпринято 15 неудачных попыток постройки Никарагуанского канала.
В XXI веке в Никарагуа вернулись к идее строительства канала. Обсуждался вопрос возможного участия России в этом строительстве. В 2013 году концессию на строительство получила девелоперская компания из Гонконга HK Nicaragua Canal Development Investment (HKND Group). По разным оценкам, постройка канала должна была обойтись в $40– 100 млрд. Во время обвала фондового рынка Китая в 2015–2016 годах глава HKND Ван Цзин потерял 85% своего состояния. В 2018 году HKND Group прекратила деятельность, в 2024 году власти Никарагуа лишили ее концессии. Строительство канала так и не было начато.
И все-таки Панама

В 1838 году французский гражданин Огюстен Соломон, проживавший на карибском острове Гваделупа, получил концессию от правительства Новой Гранады на строительство канала, железной дороги и шоссе через Панамский перешеек.
За финансовой помощью в осуществлении своего проекта Соломон обращался к властям Франции, России и Испании. Французские власти посчитали, что фамилия Соломон недостаточно христианская. В России решили, что Панамский перешеек слишком далеко. В Испании ему тоже отказали. В итоге соглашение о строительстве канала власти Новой Гранады в 1843 году расторгли. Но Соломону позволили привлекать средства для строительства железной дороги. Из-за экономического кризиса в Европе, случившегося в конце 1847 года, и этот проект ему осуществить не удалось.