Индийский кинорежиссер — о том, что представляет собой индийское кино

ЭкспертСобытия

Сукумар: «В Индии каждый мечтает стать звездой кино»

Индийский кинорежиссер — о том, что представляет собой индийское кино

Вячеслав Суриков

Фото: Олег Сердечников

Индийское кино имеет в России репутацию кино с обилием музыкальных и танцевальных номеров и сильными эмоциями, благодаря которым по меньшей мере три фильма стали абсолютными хитами в СССР: это «Бродяга» (впервые выпущен в советский прокат в 1954-м), «Зита и Гита» (1976) и «Танцор диско» (1984). Но остается загадкой, почему советский кинопрокат так редко обращался к индийскому кинематографу при колоссальном выборе, что тот мог предоставить, и несмотря на его востребованность у советских зрителей. Российский кинопрокат отчасти продолжает заложенную его советским предшественником традицию скептического отношения к индийскому кино. С тех пор как в середине восьмидесятых вышел в прокат «Танцор диско» (а он и почти сорок лет спустя остается для массовой аудитории источником представлений об индийском кино), ни один фильм, снятый индийскими режиссерами, не добился хоть сколько-нибудь заметного успеха в российском прокате.

Тенденцию отвыкания от индийского кино попытался сломать в 2017 году самый на тот момент дорогостоящий индийский кинопроект «Бахубали». Причем этот фильм — продукт не Болливуда, с которым в России принято ассоциировать весь индийский кинематограф, а Толливуда — фильмов, производимых на языке телугу. Сборы его второй части «Бахубали. Рождение легенды» (фильм-открытие 39-го ММКФ) остались в пределах очень скромных шести миллионов рублей. Они лишний раз показали: публика, привыкшая смотреть кино в кинотеатрах, ориентирована на голливудский кинематографический канон и малейшие отклонения от него приводят к тому, что зритель теряет к фильму интерес. Индийское кино стало для него чем-то экзотическим. Оно перестало соответствовать его базовым ожиданиям относительно того, как должна быть рассказана история на большом экране. И даже крупномасштабные проекты режиссера С. С. Раджамули (один из них недавно выпущенный в онлайн-прокат «RRR: Рядом ревет революция»), которые успешнее всего соединяют достижения национальной кинематографа с голливудскими приемами, не в силах их изменить.

Очередная новинка индийского кино в российском прокате — «Пушпа. Восхождение». Он стал самым кассовым индийским фильмом 2021 года и одним из самых кассовых фильмов всех времен, снятых на языке телугу. Главные роли в нем сыграли очень популярный индийский актер Аллу Арджун и индийская модель и актриса Рашмика Манданна. Фильм рассказывает историю карьеры индийского контрабандиста. Ее придумал и снял один из самых высокооплачиваемых режиссеров южноиндийского кинематографа Сукумар. Самые известные его картины — «Арья», «Любовь на сто процентов», «Один» и «Жизнь — театр». Он приехал в Россию на премьеру фильма на фестивале индийского кино. «Эксперт» поговорил с режиссером о том, как устроено индийское кино.

Рашмика Манданна — индийская модель и актриса. ПРедоставлено «Кинобюро»

— Что представляет собой индийская индустрия кино?

— Это очень большая индустрия. Кино — первое и самое главное развлечение для индусов. Они не ходят гулять по паркам, не ходят смотреть шоу, из всех развлечений для них имеет значение только кино. И одновременно это самое доступное по цене развлечение для большинства людей. Каждый год выпускается огромное количество фильмов. И их число растет. На сегодняшний день ежегодно в Индии снимают больше тысячи фильмов.

— Какой из всех остальное видов развлечений хоть в какой-то степени конкурирует с кино? Может быть, телевидение?

— Разве что Netflix и YouTube. Люди смотрят телевидение, но в Индии телевидение никогда не сможет конкурировать с кино.

— Популярны ли в Индии сериалы?

— Индийские зрители смотрят сериалы, но у сериалов нет каких-то преимуществ по сравнению к кино. Можно сказать, что индийские зрители смотрят и сериалы, и кино в равной степени.

— Как индийские актеры становятся звездами?

— В первую очередь тому, кто хочет стать актером индийского кино, нужно научиться танцевать, овладеть боевыми искусствами, а для некоторых актеров еще очень важно научиться петь. Но прежде чем стать звездой индийского кино, ему придется выдержать немало испытаний, потому что конкуренция в этой сфере очень велика. В Индии каждый мечтает стать звездой кино: каждый мальчик и каждая девочка.

— Насколько сложно в Индии стать режиссером?

— Например, у меня нет никакого специального образования. Если ты умеешь писать хорошие истории, то сможешь стать режиссером. Навык написания сценария — самое важное в индийском кино. Актер не может реализовать свои способности сам по себе. Ему нужна история, в которой он сыграет того или иного персонажа. А чтобы стать режиссером, ты должен сам написать историю.

— Разве в индийском кино нет разделения на профессии сценариста и режиссера?

— Если ты умеешь писать хорошие сценарии, то нет ничего сложного в том, чтобы научиться еще и снимать кино как режиссер.

— Какие бюджеты сейчас приняты в индийском кино?

— От десяти миллионов рупий на небольшие фильмы (примерно 123 тыс. долларов. — «Эксперт») и до одного, а иногда двух миллиардов рупий — для производства больших.

— Насколько индийским производителям кино интересен российский рынок?

— Что касается моего нового фильма «Пушпа», то нам показалось, что он больше русский, чем индийский. Таким он получился. Между нашими странами и народами есть некая связь. В Индии переводится и издается очень много русской литературы: Толстой, Достоевский, Чехов, Тургенев, Максим Горький. Особенно Чехов и Достоевский. Они очень сильно повлияли на меня лично.

— Эти писатели известны и влиятельны во всей Индии или это ваши индивидуальные предпочтения?

— Моему поколению было свойственного много читать, поэтому за него я могу сказать: да, имена Толстого, Достоевского и Максима Горького и в самом деле очень известны, а их книги очень популярны. Что касается нового поколения, то допускаю, что для них имена этих писателей не так значимы. Могу еще добавить, что книги в Индии очень дешевы и потому доступны многим.

Аллу Арджун — один из самых популярных актеров в Индии. Предоставлено «Кинобюро»

— Почему после колоссального успеха в России фильма «Танцор диско» в 1984 году индийские фильмы исчезают из российского кинопроката на несколько десятилетий? И даже в последние годы появляются в нем очень редко?

— У меня нет объяснения. Возможно, это какая-то особенность российского кинорынка.

— Есть ли у индийских кинематографистов желание выйти за пределы внутреннего рынка и достичь успеха не только в России, но и в Европе и в США?

— Америка — это очень большой для Индии рынок. В общей сложности индийские фильмы делают сборы на уровне 50 миллионов долларов. Мой предыдущий фильм «Жизнь — театр» в прокате в кинотеатрах США и Канады собрал три с половиной миллиона долларов.

— Почему для индийского кино так важны музыкальные и танцевальные номера? Почему без них не обходится ни один индийский фильм?

— Танец — это важная часть индийской культуры. Он позволяет нам выразить все оттенки эмоций в любой ситуации. Мы танцуем всегда. Это обязательная составляющая любого праздника. Что касается пения, то оно неотделимо от танца. Если ты поешь, то не можешь не танцевать. Пение тоже важно для индийской культуры.

— Каким индийское кино будет через несколько лет? В каком направлении оно развивается?

— Индийские фильмы всегда развлекали публику. И такими же будут и через несколько лет. Уверен, что эта концепция позволит индийскому кино еще долго оставаться одним из конкурентноспособных развлечений.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Идеальный бюджетный шторм Идеальный бюджетный шторм

Паника из-за январского дефицита бюджета неуместна

Эксперт
Энди Уорхол — самый дорогой художник: 10 крупнейших аукционных продаж 2022 года Энди Уорхол — самый дорогой художник: 10 крупнейших аукционных продаж 2022 года

10 самых дорогих лотов в категории послевоенного и современного искусства

Forbes
Дошли до Волги Дошли до Волги

Как немецкие бюргеры оказались в Поволжье и что вышло из этой авантюры

Вокруг света
Путеводитель по мифам: подборка научно-популярных книг о мифологии Путеводитель по мифам: подборка научно-популярных книг о мифологии

Как Библия повторяет за шумерами и что имели в виду древние египтяне?

ТехИнсайдер
Врач по доверию Врач по доверию

Viribus unitis, общими усилиями, — так звучит девиз нового врачебного сообщества

Эксперт
Новогоднее обострение: почему нам бывает тоскливо перед праздниками Новогоднее обострение: почему нам бывает тоскливо перед праздниками

Почему среди ярких гирлянд мы впадаем в уныние и чувствуем себя разбитыми?

Psychologies
Орфография лунных названий Орфография лунных названий

Что делать, если в названии объектов Вселенной не одно слово, а несколько?

Наука и жизнь
Так выглядят предатели в твоем гардеробе, которые заставляют чувствовать себя неуверенно Так выглядят предатели в твоем гардеробе, которые заставляют чувствовать себя неуверенно

Даже при видимой опрятности ты можешь казаться неаккуратной

VOICE
Грани прекрасного Грани прекрасного

Как необработанные алмазы стали главным объектом охоты

Robb Report
Едим дома Едим дома

Как выбрать подходящий сервис доставки готовой еды

Лиза
Семь советов: как не поправиться в Новый год? Семь советов: как не поправиться в Новый год?

Как же наслаждаться новогодней едой, не рискуя фигурой?

Здоровье
Рождество с неудачниками и под кипарисами: 10 книг для создания новогодней атмосферы Рождество с неудачниками и под кипарисами: 10 книг для создания новогодней атмосферы

Зимние истории, которые погрузят вас в атмосферу нового года

Forbes
Как приготовить компост в домашних условиях своими руками: пошаговый разбор Как приготовить компост в домашних условиях своими руками: пошаговый разбор

О грядущем садоводческом сезоне стоит подумать уже сейчас и приготовить компост

ТехИнсайдер
Правила жизни Эдуарда Артемьева Правила жизни Эдуарда Артемьева

Жизнь и слова композитора Эдуарда Артемьева

Правила жизни
Гены, дрожжи и… человек Гены, дрожжи и… человек

Интервью с Дмитрием Кнорре об исследовании дрожжей

Наука и жизнь
«Медовые дни»: что ждало женщин из Красной Армии в плену у немцев «Медовые дни»: что ждало женщин из Красной Армии в плену у немцев

«Здоровые немецкие офицеры бьют пленную, бьют женщину»

VOICE
Такие разные Маргариты Такие разные Маргариты

Какой была королева Маргарита у творцов разных эпох?

Дилетант
Нет плохому настроению: 5 способов добавить в жизнь ярких красок Нет плохому настроению: 5 способов добавить в жизнь ярких красок

Как улучшить настроение и получить заряд положительных эмоций — прямо сейчас

Psychologies
Приемная комиссия Приемная комиссия

Что приобрел Tiggo за годы учебы

Автопилот
Потеря, тревога и стресс: как справиться с сильными переживаниями — 5 проверенных техник Потеря, тревога и стресс: как справиться с сильными переживаниями — 5 проверенных техник

Способы, которые помогают снизить уровень тревожности в трудные времена

Psychologies
Криптозима, плесень в бургерах и нелетающие такси: 10 бизнес-провалов 2022 года Криптозима, плесень в бургерах и нелетающие такси: 10 бизнес-провалов 2022 года

Рассказываем про главные и самые громкие бизнес-провалы 2022 года

Forbes
Заграничные штучки Заграничные штучки

Как в разных странах люди готовят свои дома к Новому году?

Лиза
Речь о деталях Речь о деталях

Возможно ли появления российского смартфона в жестоком мире электроники

Правила жизни
Тромбоз Тромбоз

Для формирования тромбов необходимо сочетание трёх факторов

Здоровье
Отрывок из романа Джеймса Хогга, впервые переведенного на русский Отрывок из романа Джеймса Хогга, впервые переведенного на русский

Отрывок из истории Джеймса Хогга о жестоких преступлений XVII–XVIII веков

СНОБ
Актриса Софья Лебедева: «Съемки для Netflix — это четкий отработанный механизм, функционирующий без накладок» Актриса Софья Лебедева: «Съемки для Netflix — это четкий отработанный механизм, функционирующий без накладок»

«Сноб» поговорил с актрисой Софьей Лебедевой об опыте съемок в сериалах

СНОБ
«Серебряный воробей»: книга с рекомендациями от клуба Опры Уинфри «Серебряный воробей»: книга с рекомендациями от клуба Опры Уинфри

Отрывок из книги «Серебряный воробей» американской писательницы Тайари Джонс

Forbes
От Дашковой до Ковалевской: как женщины преподавали и занимались наукой От Дашковой до Ковалевской: как женщины преподавали и занимались наукой

Историк науки Ольга Валькова — как были связаны научная карьера и брак

Forbes
Мы живем в эпоху угасания Новой истории Мы живем в эпоху угасания Новой истории

Историк Борис Мячин: Россия — это самостоятельный суперэтнос

Эксперт
Зачем в 19 веке детям давали кокаин и как шоковая терапия лечила импотенцию: 5 странных медицинских процедур в истории Зачем в 19 веке детям давали кокаин и как шоковая терапия лечила импотенцию: 5 странных медицинских процедур в истории

В 19 веке кокаин принимали от боли, а героин — от кашля

ТехИнсайдер
Открыть в приложении