Смотри, тут дешевле!
Минэкономразвития поможет малому и среднему бизнесу занять денег на бирже. Если программа заработает, малые компании смогут занимать по ставкам в полтора раза ниже банковских
Минэкономразвития расширит субсидирование выхода на биржу компаний малого бизнеса — субсидировать предполагается затраты на выпуск облигаций и выплату купонного дохода по ним. Пока между первыми тремя компаниями распределили 5,8 млн рублей, и эти компании уже разместили свои выпуски. Теперь у потенциальных эмитентов будет возможность получить доступ еще к 300 млн рублей субсидий, подав заявку до 1 октября этого года.
Эта мера должна привлечь на биржу небольшие компании, дав им доступ к деньгам, более дешевым, чем в банке, а заодно создать фактически с нуля сектор облигаций МСБ.
Риск в этой схеме видится только один: выпуски облигаций малых и средних компаний не столь большие и ликвидные как, например, выпуски «Газпрома» и Сбербанка, и ими гораздо легче манипулировать, что в США в 1980-е годы в невероятных масштабах продемонстрировал Майкл Милкен (см. «Junk bonds без тормозов»).
Математика поддержки
По оценкам МЭР, стоимость привлечения средств через биржу составляет 6% (от 3 млн рублей) объема размещения для выпусков от 50 млн до 200 млн рублей и 2,5% (от 7,5 млн рублей) при выпуске от 200 до 500 млн рублей. Субсидия будет предоставлена на 2% привлеченных средств, но не более 1,5 млн рублей. Кроме компенсации затрат при размещении МЭР будет компенсировать до 70% затрат на купонный доход — точнее, по задумке МЭР, эмитентам компенсируется 70% годовой ставки купона, если она ниже ключевой ставки Банка России на дату выплаты. В противном случае в расчет берется ставка ЦБ. На деле это выглядит так, что если компания заняла под 15%, то Минэкономики компенсирует эмитенту 5,075% (70% от текущей ставки в 7,25%), а значит, компания фактически получает средства под 9,9% годовых — существенная экономия.
Рассмотрение заявок желающих проводится два раза в год (до 1 июня и до 1 октября). Получить помощь сможет компания, не имеющая просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательствам перед РФ, являющаяся налоговым резидентом РФ (доля российских лиц в капитале тоже должна быть не менее 50%) и не получающая средств из федерального бюджета.
Первыми субсидии получили Новосибирский завод резки металла (НЗРМ), «Талан-Финанс» (девелопер) и «Брайт Финанс» (фитнес-бренд «Брайт Фит»). Совокупно им выдали 1,8 млн рублей субсидий на размещение и 4 млн на субсидирование выплат по купону. Свои облигации упомянутые эмитенты предложили инвесторам в марте и апреле 2019 года. «Брайт-Финанс» привлек 220 млн рублей под 12,5% годовых (недельный объем торгов около 50 тыс. рублей). «Талан-Финанс» — 1 млрд рублей под 15% годовых (недельный объем торгов 4,2 млн рублей). НЗРМ занял 80 млн рублей тоже под 15% годовых (недельный объем торгов 2,6 млн рублей).
Размещаться подобные субсидированные выпуски будут в секторе роста Московской биржи, который и создан для небольших компаний. В секторе роста сейчас обращается 25 ценных бумаг (22 облигации и три акции). В этом году в нем состоялись размещения 11 ценных бумаг, в том числе семи облигаций субъектов МСП на общую сумму 7,4 млрд рублей. «Важная составляющая данного проекта — наличие инструментов поддержки от государства и институтов развития: субсидирование ставки купона по облигациям и затрат на выход компаний на публичный рынок, гарантии и поручительство от Корпорации МСП. Эти меры господдержки важны на этапе становления рынка, когда необходимо создать практику работы компаний с финансовыми инструментами, расширить круг участников и снизить риски инвесторов. По мере становления рынка значение господдержки будет снижаться», — говорит исполнительный директор по рынку инноваций и инвестиций Московской биржи Геннадий Марголит.
Директор финансового ателье GrottBjorn (ЗАО СБЦ, андеррайтер и организатор выпуска облигаций «Брайт Фита») Виктор Лебедев рассказал, что пока преждевременно говорить о положительном или нейтральном эффекте действия программы МЭР, так как она все еще находится в начальной стадии, и даже первые компании, которые получили одобрение, еще не получили денежных выплат. Сейчас рынок с нетерпением ждет отчета об итогах первой волны, а также презентации на тему «что было не так» в процессе согласования субсидий. «Мы как организатор и андеррайтер выпуска биржевых облигаций “Брайт Фита” (в качестве эмитента выступала компания “Брайт Финанс”) — одной из трех компаний, которой согласовали субсидии в рамках первой волны, столкнулись с определенными особенностями в процессе согласования документов с МЭР. Известно также, что и у других эмитентов были “тонкие моменты”. Но большинство из них так или иначе были улажены. И это очень позитивный сигнал: есть установка, чтобы программа заработала, а не была просто хорошим текстом на бумаге», — говорит Виктор Лебедев.
По его словам, облигационный выпуск до 500 млн рублей обойдется эмитенту в 400–700 тыс. рублей как единовременный платеж плюс еще потребуется порядка 200–300 тыс. рублей в год как «абонентская плата» (на выплаты купона и прочие транзакции). «Но в указанных суммах не учтены комиссии организатора и андеррайтера. Это всегда вопрос переговоров и объема работы», — добавляет руководитель GrottBjorn. Учитывая субсидии от МЭР до 1,5 млн рублей и субсидию на купон, в теории получается, что подготовка выпуска может обойтись практически «даром», а эффективная процентная ставка может получиться немногим больше ключевой.
Как ранее заявлял совладелец «Брайт Финанс» Алексей Романов, деньги от размещения биржевых облигаций пойдут на рефинансирование кредитного портфеля, чтобы оптимизировать среднюю процентную ставку. Кроме того, привлечение средств позволило выйти на федеральный уровень и запустить фитнес-клуб с бассейном в Красноярске. Второй клуб в Красноярске находится в стадии запуска.
Остальные компании, получившие субсидии, никак не прокомментировали цели своих выпусков.
Распробовали биржу
Как отмечает аналитик «Финама» Алексей Коренев, Россия испытывает колоссальные трудности с привлечением инвестиций и ситуацию надо срочно менять. «Бизнес-климат в стране оставляет желать лучшего, особенно в сфере малого и среднего предпринимательства. Безусловно, выход на биржу “частников” мог бы увеличить ликвидность самих биржевых торгов и позволил бы получить дополнительные денежные средства предприятиям малого и среднего бизнеса за счет размещения своих акций и облигаций. Но на пути этого новшества стоит множество существенных препятствий. Во-первых, отнюдь не все малые предприятия спешат листинговаться на бирже, опасаясь поглощения более сильными игроками либо существенного увеличения в правлении компании доли представителей таких игроков. Да и существенная волатильность, присущая компаниям второго и третьего эшелона, может привести к резкому уменьшению капитализации компании со всеми вытекающими последствиями. Во-вторых, риски для инвесторов, связанные с малым и средним бизнесом, в разы выше, чем при работе с ценными бумагами крупных корпораций. Так что спрос на подобные облигации будет, но за счет повышенного уровня риска и доходности там будут соответствующие, — указывает Алексей Коренев. — ОФЗ и облигации корпораций-гигантов размещаются под ставки, выше, чем ключевая ставка ЦБ. Что уж говорить про “мелких частников” (чаще всего они привлекают деньги под 15 процентов годовых)».
И тем не менее малый бизнес все чаще смотрит в сторону биржи. Одна из причин — взрывной рост числа частных инвесторов (два года назад на Мосбирже было около миллиона уникальных брокерских счетов, сейчас 2,7 млн). Естественно, среди инвесторов есть и бизнесмены, и они всё больше проникаются биржевой философией. Хорошим примером может служить история красноярской сети розничных магазинов «Мясничий». ООО «Торговый дом “Мясничий”» входит в многопрофильный холдинг Goldman Group, и тем не менее в 2017 году вышел на биржу, заняв 30 млн рублей на год. Выпуск размещался по закрытой подписке, ставка — 14,5%. Выпуск был успешно погашен, и тогда компания разместила еще два выпуска по 100 млн, а в этом году заняла сразу 300 млн на пять лет — уже на открытом рынке и под 13,5%. Деньги идут на расширение сети и пополнение оборотных средств. Постепенно формируя биржевую историю, малая компания может рассчитывать на более низкие ставки, широкий круг инвесторов, да еще и не надо договариваться с банком о залоге (а в той же торговле заложить особо нечего). Для инвесторов же 12,5–13,5% годовых — просто манна небесная на фоне депозитных ставок в районе 7%.
Биржевые подводные камни
Для инвесторов главная проблема небольших облигационных выпусков — ликвидность. В частности, как отмечает Евгений Шиленков, заместитель генерального директора по активным операциям ИК «Велес Капитал», подобные малые размещения (а для долгового рынка малым считается все, что ниже 500 млн) — это часто нерыночные размещения, которые проходят для конкретного покупателя.
Но и небольшой выпуск, размещенный по открытой подписке, не будет ликвидным: скорее всего, держать такие облигации придется до погашения или хотя бы до оферты.
Еще один очевидный риск — дефолт. Традиционно он нивелируется покупкой в портфель большого числа облигаций самых разных компаний — с расчетом, что большинство выполнит свои обязательства. Впрочем, в неудачные экономические периоды проблемы могут возникать сразу чуть ли не у всех подряд. Поэтому весьма кстати могут оказаться гарантии Корпорации МСП, да и субсидирование ставки: чем ниже ставка для эмитента, тем проще ему обслуживать долг. Не исключено, что скоро мы увидим настоящий бум малых компаний на бирже.
Junk bonds без тормозов
Иностранный опыт говорит нам, что небольшие зарубежные компании тоже долгое время не торопились на биржу, да часто и не могли на нее попасть. В тех же США компании МСБ на рынок не допускались из-за логичных требований к листингу и рейтингу. Высокий рейтинг подразумевает долгую историю и высокую капитализацию, что автоматически выводит сектор МСБ из игры. В начале 1970-х в США рынок корпоративных бондов составляли преимущественно бумаги «инвестиционного класса» — высоконадежные долги «голубых фишек». С этим связана история аферы американского финансиста Майкла Милкена. «Король мусорных облигаций» Майкл Милкен работал в компании Drеxеl Burnham Lambеrt Inc., одной из самых крупных инвестиционных контор того времени (1970–1980-е годы). Как и у нас, тогда источником заемного капитала для МСБ служили банковские кредиты. Редкие выпуски мусорных облигаций принадлежали все тому же крупному бизнесу, но переживавшему сложный период, отчего рейтинг таких бумаг и падал.
На фоне этого Милкен предположил, что нужен альтернативный рынок долга в обход рейтинговых агентств. Он указывал: банки, которые являются совокупностью кредитов, выданных домохозяйствам (хотя те банкротятся при любом кризисе), почти всегда получают высшие рейтинги для своих бумаг, а значит, рейтинг реально ни о чем не говорит. Кроме того, хорошие показатели за прошлые периоды ничего не говорят и о будущем компании.
Милкен убеждал владельцев молодых растущих компаний выпускать облигации, не заморачиваясь рейтингом (который они все равно не могли получить). Это получилось относительно легко, потому что кредит в банке был заметно дороже. Одновременно свои усилия Милкен направил на портфельных управляющих средних и мелких инвестиционных компаний, пенсионных фондов, небольших банков и кормил их историями, что если хорошо диверсифицировать портфель мусорных облигаций, то банкротство одной-двух не сильно отразится на итоговой доходности.
Первая сделка на рынке мусорных облигаций произошла в 1977 году. А затем процесс стал ускоряться. Деньги инвесторов потекли в «высокодоходные облигации» (облигации без рейтинга предлагали ощутимо более высокий процент, чем инвестиционные). Фактически новый рынок притягивал удивительно низким процентом дефолтов таких облигаций и их аномально высокой ликвидностью. Секрет крылся в механизмах регулирования рынка мусорных облигаций. Надо признать: эксперимент был нечистым. Для обеспечения ликвидности Майкл Милкен прибег к помощи финансовых воротил с сомнительной репутацией. Группа доверенных лиц покупала и продавала ценные бумаги друг у друга, создавая эффект «живого» рынка. Причем масштаб манипулирования впечатлял, сделки проводились между тысячами счетов, а департамент Милкена проводил в месяц более 25 тысяч транзакций.
На буме мусорных облигаций ухитрились подняться целые отрасли США (региональные авиалинии, кабельное телевидение и т. д.). Одновременно все эти мероприятия были почвой для Leveraged buy-out, или кредитного выкупа. Суть в том, что компания выкупает контрольный пакет «голубой фишки», у которой возникали финансовые проблемы, на деньги, взятые в кредит под те самые мусорные облигации. После самые ценные активы захваченной компании распродавались, часть шла на погашение долгов, остальное шло в карман Милкену и его подельникам. Размах происходящего был таков, что в ноябре 1986 года в Конгрессе провели три десятка законодательных инициатив, ужесточающих регулирование мусорных облигаций, а сам Милкен по итогу разбирательств получил тюремный срок. Афера закончилась, а разогнанный рынок «высокодоходных» бондов остался и продолжил расти. Сейчас объемы рынка junk bonds в США составляет примерно полтора триллиона долларов.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl