Скользкая дорога
Ослабление рубля и пандемия коронавируса нанесут болезненный удар по российскому авторынку, который и так не в лучшей форме. В ближайшие пару месяцев здесь возможен кратковременный всплеск продаж, за которым последует продолжительное падение.
До начала нынешнего кризиса российский авторынок уже готовился к сложным временам: в январе комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) прогнозировал дальнейшее снижение продаж минимум на два процента в год. Однако падение курса рубля может привести к более значимому падению — на 10–15%, до 1,65 млн машин, то есть к показателям кризисного периода 2015-го.
Напомним, что в последние годы продажи новых автомобилей и так вели себя нервно: после обвала рубля в 2014-м и последующего сжатия спроса почти в два раза в 2017 году авторынок вроде бы вновь пошел на разгон: в 2017 и 2018 годах продажи выросли соответственно на 12 и 13%. Однако в 2019-м рынок вновь поехал вниз — на 2,3%, было продано около 1,76 млн автомобилей (см. график 1). По самым пессимистическим прогнозам аналитиков агентства «Автостат», если нефть подешевеет до 30 долларов за баррель, российский авторынок может рухнуть более чем на 30%, до 1,08 млн машин, то есть до самых низких показателей продаж автомобилей в России, зафиксированных в начале 1990-х.
Цены ползут вверх
Опыт предыдущих кризисов справедливо научил покупателей, что вместе с ослаблением рубля неизменно будут расти и цены на машины. Так что ведущие российские автодилеры уже заявляют о «повышенном трафике покупателей» в автосалоны в эти дни. Некоторые производители уже начали переписывать ценники: по оценкам «Автостата», из 52 брендов, присутствующих на российском рынке, цены за первые две недели марта подняли как минимум семь марок.
Например, на 20–50 тыс. рублей выросли цены на весь модельный ряд японской Suzuki, на 17–90 тыс. рублей увеличилась стоимость некоторых машин Volkswagen, подорожали почти все модели Lexus, скакнули цены на 20 из 33 моделей BMW, увеличила стоимость некоторых своих машин Toyota.
Хотя в массовом порядке поднимать цены продавцы, скорее всего, будут не сразу, а в ближайшие месяц-два. За это время импортеры и дилеры спокойно распродадут стоки — накопленные на складах машины, а уже ближе к маю на рынок будут поступать новые партии, уже с новыми ценниками. И тогда для автопроизводителей в России начнется очередная черная полоса. «Нынешнее положение на авторынке можно сравнить с осенью 2014 года, когда всплеск спроса сменился затяжным кризисом, — приводит аналогию Денис Петрунин, генеральный директор ГК “Автоспеццентр”. — Тогда ажиотажный спрос на автомобили на фоне приближающегося роста цен продержался полгода, к февралю 2015-го спрос был удовлетворен. Вслед за этим в 2015–2016 годах рынок начал сжиматься и только в 2017-м смог вернуться к приросту».
По мнению игроков авторынка, сегодняшний всплеск спроса на новые машины будет продолжаться не так долго, как пять лет назад: по сравнению с теми временами у населения стало меньше свободных денег, при этом закредитованность выросла. По сути, рынок только сейчас смог прийти в себя от обвала рубля пятилетней давности, все эти годы розничная стоимость машин продолжала расти: по подсчетам «Автостата», по итогам прошлого года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1,55 млн рублей, на 8,2% больше, чем в 2018 году. А по сравнению с 2014-м цена машин выросла примерно на 80%, то есть примерно на столько же, на сколько изменился курс национальной валюты (см. график 2). Новое ослабление рубля может к середине текущего года поднять средние цены на автомобили как минимум еще на 8–10% (а может, и больше, в зависимости от дальнейшего падения курса).
Понятно, что в меньшей степени рост цен ударит по автомобилям, производство которых в России локализовано. «По нашим оценкам, в скором времени при-бавят в цене модели, которые не выпускаются в России. Это, например, Toyota Land Cruiser 200, Toyota Highlander, Toyota Corolla, Volkswagen Amarok, Volkswagen Passat, Suzuki Sx4, Suzuki Vitara, Škoda Superb, Kia Soul, Kia Picanto, Mitsubishi Pajero Sport, Mazda 3, — предполагает Дмитрий Андреев, генеральный директор агрегатора онлайн-продаж автомобилей Autospot.ru. — В меньшей степени рост розничных цен отразится на традиционных российских производителях, на таких марках, как Lada и УАЗ».
Преимущества локализации
Ситуация с ослаблением рубля вроде бы могла дать преимущество отечественным производителям. Однако все не так просто: импортные автомобили и так уже занимают небольшую нишу в общих продажах. По оценкам комитета автопроизводителей АЕБ, из 1,76 млн проданных в прошлом году машин 1,4 млн, или порядка 80%, имели локальную сборку. В России выгодно производить автомобили массового сегмента; в статусе импорта остаются нишевые, обычно дорогие премиальные модели, которые в любом случае будут востребованы потребителем, для которого подорожание на 10% не станет причиной отказа от покупки. Так что если в результате девальвации рубля доля импорта на российском рынке и снизится, то ненамного.
В то же время не стоит считать, что локализованные в России машины надежно защищены от колебаний валютного курса. Сейчас руководители многих иностранных автокомпаний заявляют, что уровень локализации их продукции составляет 60–70%. Однако такие подсчеты не учитывают так называемый скрытый импорт, когда, скажем, для формально собранного в России важного узла или агрегата (например, двигателя или коробки передач) используются импортные комплектующие. По оценкам консалтингового агентства «АСМ Холдинг», реальная локализация автомобилей в России в среднем составляет 40–50%, в результате чего и эти машины будут дорожать из-за изменения валютного курса. «Возьмем условный иностранный автомобиль, который произвели в России и доля локализации которого составляет пятьдесят процентов. При росте стоимости иностранных комплектующих на двадцать процентов стоимость автомобиля увеличится на десять процентов, а то и больше, так как и для локальных производственных процессов вырастут цены на сырье и комплектующие, — подсчитывает Александр Коротков, генеральный директор агрегатора автосервисов Uremont. — Так что рост цен коснется всех автопроизводителей».
Безусловно, снижение курса рубля будет стимулировать экспорт автомобилей из России, однако и здесь не стоит переоценивать возможности российского автопрома. Поставки машин из России действительно растут хорошими темпами: по данным Федеральной таможенной службы, экспорт легковых автомобилей из России за 2019 год в штучном измерении увеличился почти на 17% и составил 109,4 тыс. единиц на общую сумму 1,6 млрд долларов. Но при этом доля экспорта из России все еще очень мала: это чуть более семи процентов произведенных в стране автомобилей (для сравнения: в Германии доля экспорта в автопроме превышает 40%).
Кроме того, сейчас примерно 70% экспортируемых автомобилей поставляется из России в страны ближнего зарубежья. И пробиться на рынке развитых стран российским автопроизводителям пока не так-то просто. Например, ведущий российский автомобильный экспортер АвтоВАЗ весной прошлого года объявил, что сворачивает поставки автомобилей Lada в страны Евросоюза из-за того, что они не соответствуют ужесточающимся экологическим требованиям ЕС. «Внешние рынки для отечественных брендов ограничены не ценой, а конкурентоспособностью автомобилей по своим техническим и пользовательским характеристикам», — говорит Никита Быков, генеральный директор розничной сети автомобилей с пробегом Automama.
Потенциально в свете изменения курсового соотношения перспективным может выглядеть развитие российского экспорта автокомпонентов. Например, компания Renault в последнее время поставляет сваренные и окрашенные на российских заводах кузова на свои предприятия в Алжире, Nissan отправляет произведенные в РФ бамперы на свой завод в Великобритании, а Volkswagen и Mazda поставляют собранные в России двигатели на свои заводы в Германии и Японии. Впрочем, пока эти поставки опять-таки носят скорее штучный характер и не выглядят как прибыльная бизнес-модель. Они больше осуществляются с целью компенсировать хотя бы часть убытков от иностранных инвестиций в производственные мощности для выпуска автомобилей в РФ, которые пока не оправдывают надежд из-за падения продаж. А скоро убытков из-за дальнейшего сжимания российского авторынка будет еще больше.
Карантин для автопрома
Еще один фактор существенного давления на российский авторынок в ближайшее время — высокая степень непредсказуемости развития всей мировой автомобильной промышленности. По данным международной консалтинговой компании LMC Automotive, мировой рынок легковых автомобилей по итогам февраля упал почти на 20%, до 5,077 млн штук. При этом на крупнейшем авторынке Китая, на который эпидемия обрушилась в конце января, продажи автомобилей практически встали: по итогам февраля падение составило 80,4%.
Впрочем, в то время как в Китае автомобильные предприятия начинают приходить в себя и начинают работу, в Европе процесс остановки конвейеров только начинается: в Италии встали на карантин заводы Ferrari и Lamborghini, замки на производственных цехах временно повесили Renault, Volkswagen, Peugeot-Citroën, Volvo в Германии, во Франции, в Великобритании, Польше, Испании, Швеции. Неизвестно, как еще скажутся эти остановки на российских предприятиях автомобильной промышленности, зависящих от иностранных комплектующих. Вроде бы отечественные предприятия пока без особых потерь переживают перебои с доставкой автокомпонентов от китайских поставщиков, но теперь им угрожают перебои с поставками важных комплектующих от ближайших партнеров из Европы.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl