Рецепт экономического чуда: какие университеты заложат основы для технологического рывка
Современные университеты вынуждены переизобрести себя, чтобы остаться релевантными в эпоху «Индустрии 4.0». Смена образовательной парадигмы может перетасовать международные рейтинги университетов, массово сформировать людей с новым мировоззрением и амбициями и определить экономический успех стран
В 2020 году прогнозируемый объем рынка образования и подготовки кадров составит около $6 трлн, далее ожидается рост до $10 трлн к 2030 году. Такие размеры сопоставимы с глобальным рынком здравоохранения, оцениваемым по прошлому году на уровне порядка $9 трлн. При этом в отличие от сектора Life Sciences в образовании крайне мало успешных многомиллиардных компаний. Однако этот парадокс вскоре разрешится — за последние 10 лет суммарный глобальный объем инвестиций в высокотехнологический сектор Edtech превысил $32 млрд, а ежегодный объем финансирования стартапов вырос за десятилетие в 14 раз.
С точки зрения долгосрочной инвестиционной привлекательности рынка Edtech уместно вспомнить знаменитую цитату Уоррена Баффетта из его интервью Комиссии по расследованию причин финансового кризиса (FCIC): «Самый важный фактор при оценке бизнеса — власть над ценой вашего продукта. Если вы можете повысить цену и не уступить долю рынка, у вас очень хороший бизнес. А если вы перекрещиваетесь, прежде чем повысить цены на 10%, у вас ужасный бизнес». Судя по графику роста цен в США за последние 20 лет, власть над ценами у индустрии поистине феноменальная. Парадоксально, но снижение цен на образовательные услуги не становится ключевой темой предвыборных программ кандидатов в президенты, в отличие от медицинских услуг и недвижимости.
Индексы потребительских цен, США, 2000-2019
Бóльшая часть стартапов первого поколения не трансформирует традиционное образование: одни создают альтернативное поле для обучения узким навыкам с применением геймификации, другие переводят в онлайн-формат привычные очные лекции или взаимодействия между преподавателями и обучающимися, третьи автоматизируют рутинные операции внутри учебных заведений. Ни один из этих стартапов, ни их сумма не способны трансформировать быстрорастущий глобальный рынок высшего образования размером в $1,5 — $2 трлн.
Я полагаю, что вторая волна стартапов займётся более сложным регулируемым сегментом образования, в том числе многолетними программами высшего образования уровня бакалавриата и магистратуры, где возможно построение устойчивых высокорентабельных прорывных бизнес-моделей на основе партнерств с глобально признанными государственными и частными университетами. Игра стоит свеч: рынок пуст и восприимчив к российским Edtech-проектам и к успеху неклассических университетов, которые их внедрят.
Капитализация времени
Сегодняшние абитуриенты, как правило, интересуются тем, сколько времени они потратят на обучение (и возможно ли совмещать учебу с более полезной в их глазах работой), какие навыки получат, какие результаты применения этих навыков смогут указать в резюме и какие новые возможности социальной самореализации им откроются. Другими словами, все бóльшая часть абитуриентов интуитивно или осознанно ставит цель: максимум роста самокапитализации за минимум времени.
Университет, в свою очередь, обещает вывести абитуриента на принципиально новую орбиту его ценности, недосягаемую без университетского образования. Получается, что университеты вступили в прямую конкуренцию со всеми вариантами использования времени в целях роста личной стоимости. Начинается конкуренция ценностей, культур межличностного взаимодействия, бизнес-моделей и главное — масштаба, публичности и социально-экономического эффекта тех проектов, участие в которых предлагается в университетах, корпорациях, НКО и т.д. Студенты рассчитывают наполнить в университете свое резюме конкурентоспособным портфолио реализованных проектов, а не добавить одну строку — наличие диплома.
По большому счету, у современного университета есть два параметра, на которые можно влиять в целях роста стоимости студентов: скорость освоения релевантных навыков и предоставление доступа к наиболее масштабным проектам для применения этих навыков.
Какие навыки универсально релевантны и как их максимально эффективно освоить? Как известно, в эпоху «Индустрии 4.0» важным становится не массовое и дешевое производство в соответствии с отлаженными и масштабированными бизнес-процессами, а стремительная кастомизация, радикальная адаптивность, ускоренная пересборка производимых продуктов и услуг, изготовление решений по запросу. Для успеха студентов в такой парадигме высшее образование переориентируется на обучение, построенное на проектной работе («project-based learning»), а также на навыки технологического лидерства и инновационного предпринимательства.
С точки зрения ускорения обучения, фактор времени стал настолько критичным, что даже «полезная» деятельность, растянутая во времени, разрушает стоимость, а не создает. Поэтому требуется смена парадигмы в образовании — переход от жесткой временной привязки («time-based learning») к обучению, ориентированному на достижение конкретных результатов («proficiency-based learning») в максимально короткие сроки, что хорошо работает с проектным форматом обучения.
Когда программы содержательно переформатированы под демонстрацию навыков, гораздо проще организовать смешанное онлайн/офлайн обучение, потому что неважно, в какой географии вы находились и каков был процесс получения навыка. Например, пользовались ли вы дополненной или виртуальной реальностью, проходили ли практику в НКО, решали ли индустриальный кейс или сидели в классе, главное — результат.