Стресс-тест для розницы
Вызванный пандемией коронавируса ажиотажный спрос на продукты и медикаменты выявил существенные пробелы в товаропроводящих цепочках, которые спешно пытаются устранить как ритейлеры, логисты и производители, так и властные органы, вынужденные пойти на значительные послабления для бизнеса.
Нарастающая пандемия коронавируса во всем мире, массовый карантин в некоторых странах и ограничения на передвижение товаров и людей вызвали ажиотажный спрос на продукты первой необходимости и лекарства в крупных городах Европы, в том числе в российских мегаполисах. Столкнувшись с небывалым прежде ажиотажем, российские ритейлеры в срочном порядке пытаются восполнить и нарастить товарные запасы продовольствия и медпрепаратов, сталкиваясь при этом с дефицитом транспорта и персонала. Кадров остро не хватает также из-за роста продаж товаров по онлайн-заказам (в связи с тем, что ряд компаний перевели сотрудников на удаленную работу). Несмотря на то что в целом дефицита продовольствия и лекарств в стране нет, пандемия выявила проблемы с производством таких товаров, как средства дезинфекции, защитные маски и даже говяжья тушенка. Во избежание нарастания панических настроений правительство пошло на беспрецедентные административные послабления для бизнеса: упростило перемещение торгового транспорта и правила торговли, а главное, согласилось разрешить электронную продажу лекарств, в том числе рецептурных.
«Макаронавирус» укрепит иммунитет ритейла
Начиная с пятницы 14 марта и всю прошлую неделю с полок магазинов Москвы и некоторых других городов, где зафиксировано наибольшее число заболевших коронавирусом, начали исчезать крупы, макароны, рыбные и мясные консервы, средства гигиены и прочие продукты длительного срока хранения, и не только. Одними из первых это ощутили на себе гипермаркеты, где выгоднее всего закупать товары впрок мелким оптом. «Если спрос на гречку и макароны вырос в десять раз, то на средства гигиены — в сто раз! — рассказал директор по закупкам продовольственных товаров Selgros (сеть “Метро Кэш энд Керри Россия”) Сергей Егоров в ходе экстренно собранного компанией BBCG круглого стола для ритейла. — Если, условно, еще вчера к нам в торговую точку приходили две тысячи покупателей, то сегодня уже пять тысяч. При этом явно к нам переместились покупатели от магазинов у дома, поскольку попутно вырос спрос на курятину, яйца и охлажденное мясо, которое, видимо, теперь уже лежит мороженым в домашних холодильниках». В магазинах «Ашан» наблюдается рост спроса в основном на товары длительного хранения. Здесь за неделю с 14 марта продажи мясных консервов и гречневой крупы выросли в два раза, макарон, сахара и рыбных консервов — в полтора. «В основном это касается Москвы, в других городах мы в меньшей степени наблюдаем рост потребительского спроса, — говорит руководитель по стратегическим коммуникациям “Ашана” Мария Уткина. — Заказы продукции наибольшего спроса увеличены, поэтому их дефицита в магазинах сети нет и не ожидается». Рост спроса в других городах центральной части страны (Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Калуга и прочих) наблюдают и в X5 Retail Group. «Но если там рост около десяти—пятнадцать процентов, то в Москве это кратное увеличение спроса, — говорит директор по корпоративным коммуникациям X5 Retail Group Елена Коннова. — Сначала завозим в четыре раза больше товаров бакалейной группы, но потом видим, что спрос на них увеличился уже в шесть раз…» Сетям премиум-класса пришлось на время даже скорректировать модель продаж. «Мы никогда не продавали столько крупы и туалетной бумаги, у нас ставка сделана на широкий ассортимент изысканных продуктов, — говорит президент компании “Азбука вкуса” Денис Сологуб. — Поэтому для пополнения этих позиций пришлось даже временно сократить сборку ассортиментных товаров в корзине для развоза продуктов потребителям». Впрочем, по его словам, к концу недели ажиотаж уже начал спадать. «Если еще вчера продажи выросли на 220 процентов к плану, то сейчас уже около 180 процентов», — продолжает Денис Сологуб.
Доставка товаров по онлайн-заказам оказалась слабым местом почти всех торговых сетей, которые ее практикуют, а также для специализированных сервисных компаний. Это вызвано тем, что, согласно указу мэра Москвы Сергея Собянина о введении режима повышенной готовности в связи с распространением коронавируса, большинство компаний переводят сейчас своих сотрудников на удаленную работу дома, что и стимулирует онлайн-торговлю. «Средний чек вырос почти в два раза, поэтому мы были вынуждены увеличить сумму заказа для онлайн-доставки, чтобы отрегулировать спрос, — говорит директор по маркетингу сервиса “СберМаркет” Елена Иванова. — В Москве ее повысили до пяти тысяч рублей, в других городах, где многие также переходят на удаленную работу, до трех с половиной тысяч». На прошлой неделе все ритейлеры в спешном порядке набирали временный линейный персонал — в основном это кассиры, кладовщики и курьеры. Основная проблема последних в том, что нагрузка на них выросла кратно: приходится в сутки обрабатывать впятеро больше заказов, а масса кошелок явно увеличилась. В сети «Утконос онлайн» продажи соли и риса в штучном эквиваленте выросли более чем на 220% на прошлой неделе относительно позапрошлой, а гречневой крупы — почти на 260%. «Несмотря на повышенный спрос, мы не планируем вводить ограничительные меры по онлайн-продажам продуктов, — говорит менеджер по связям с общественностью “Утконос онлайн” Юлия Володяева. — Мы оперативно перестраиваем логистические процессы, нанимаем дополнительный персонал». «Спрос на доставку продуктов вырос в четыре раза, поэтому сейчас мы вынуждены дополнительно нанимать около трех тысяч курьеров», — говорит управляющий сервисом по доставке продуктов iGooods Григорий Кунис.
Фуры потяжелели, но ускорились
Для снижения градуса потребительского напряжения правительство регулярно заявляет, что дефицита продовольствия в стране быть не может и торговые сети имеют возможность регулярно пополнять запасы. В России по многим аграрным товарам первой необходимости полная самообеспеченность и даже есть избыток производства. Оптовораспределительные центры также работают в штатном режиме. «Оборачиваемость товара в самом деле выросла в среднем в два-три раза по бакалейным товарам, — говорит генеральный директор оптово-распределительного центра “Четыре сезона” (Домодедово) Павел Карнаух. — Но мы уже научились работать в режиме повышенного спроса, который регулярно возникает в праздники или при девальвации рубля, поэтому у нас складских мощностей и персонала вполне хватает». Другое дело, как вовремя довезти продукцию до пустующих магазинов. «Ритейл логистически оказался не готов к такому повышению спроса, поскольку местами спрос был намного больше, чем, например, в праздничные дни, перед которыми склады обычно пополняют заранее в штатном режиме, — говорит председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. — Нагрузка на торговый автотранспорт на прошлой неделе выросла в среднем на четверть или даже на треть». Поэтому объединяющая крупнейших ритейлеров ассоциация «Руспродсоюз» обратилась к правительству Москвы с просьбой временно снять ограничения для задействованных в поставках продовольствия грузовиков. «У нас только в Москве более двух тысяч магазинов формата “у дома”, до которых трудно обеспечить ускоренную доставку товаров, — говорит Елена Коннова. — Если мы не сможем оперативно наполнять полки, ажиотаж будет только нарастать. И напротив, его можно снизить, если человек будет видеть, что товары если и исчезают, то тут же вновь появляются». В связи с этим по распоряжению Сергея Собянина автомобильный транспорт, перевозящий продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости, в течение месяца будет освобожден от весового контроля (ограничение нагрузки на ось существует для сохранности дорог), упрощена процедура выдачи пропусков, увеличено время на въезд фур в столицу. То же по предложению первого вице-премьера правительства РФ Андрея Белоусова будет сделано и в других городах, где наблюдается повышенный спрос на товары первой необходимости.
Консервы в зоне риска
Крупнейшие производители пищевой продукции заверяют, что они готовы к увеличению заказов со стороны ритейла, если даже запасы оптовораспределительных центров снизятся (по данным «Руспродсоюза», их хватит минимум на полгода). Крупнейший производитель риса «АФГ Националь» подтвердил, что готов удовлетворить растущий спрос на крупу. «Если по итогам месяца спрос на рис у нас вырос на 15–20 процентов, то по итогам прошедшей недели — на все сто, — пояснила руководитель пресс-службы “АФГ-Националь” Наталья Целищева. — Чтобы исключить дефицит продукции в торговых сетях и обеспечить стабильность поставок, мы перевели наши производственноскладские комплексы на круглосуточный режим работы». По данным Южного рисового союза, остатки риса-сырца в Краснодарском крае превышают прошлогодние более чем на 50 тыс. тонн. Этого достаточно, чтобы обеспечить повышенный потребительский спрос. Заместитель генерального директора по связям с общественностью аграрного холдинга «Агропромкомплектация» (мясо, молоко и их переработка) Максим Копытин заверил, что пока заявки от ритейла на увеличение поставок не поступали.
Денис Сологуб («Азбука вкуса») говорит, что не все производители могут быстро подтвердить увеличение поставок. «“Черкизово”, например, не всегда подтверждает нам сейчас заказы в нужном объеме, что и понятно: у промышленности тоже свои графики производства, и куры не могут нестись быстрее по щелчку», — говорит он. По данным «Союзмолока», их компании наблюдают рост спроса со стороны торговых сетей на некоторые продукты длительного хранения (сыр, масло, ультрапастеризованное молоко) в среднем на 10–15%. «Но в случае более интенсивного роста спроса в связи с ажиотажем на волне распространения коронавируса предприятия готовы дополнительно загрузить мощности на 20–30 процентов», — заверил исполнительный директор «Союзмолока» Артем Белов. Производители рыбных консервов повышения спроса пока не наблюдают, поскольку запасов их продукции в распределительных центрах федеральных торговых сетей пока достаточно. «Но если ажиотаж продлится еще три-пять дней, то заказы вырастут, — говорит генеральный директор ООО “Дальпромрыба” Александр Панин. — Мы имеем трехмесячный запас продукции и сырья на полгода, поэтому пока не планируем наращивать производство. Полагаю, что потребительская истерия сойдет на нет через месяц, а закупленные впрок консервы останутся, что, в свою очередь, приведет к резкому падению их продаж в мае–июле. Мы в любом случае готовы нарастить производство, поэтому без консервов покупатели точно не останутся». Впрочем, если дела пойдут не лучшим образом, проблемы могут возникнуть и у производителей консервов. «Не секрет, что не менее 60 процентов работников на многих консервных заводах — это граждане из Средней Азии, для которых сейчас въезд из-за карантина закрыт, а у многих из них заканчивается разрешение на работу в России, — говорит председатель совета директоров калининградской ГК “За Родину” Сергей Лютаревич. — Еще один важный момент связан с тем, что за исключением рыбного сырья все остальные средства производства, включая жесть для банок, мы покупаем в валюте, которая подорожала на треть. Поэтому формировать цену на конечную продукцию скоро будет очень непросто, учитывая низкую покупательскую способность населения».
Производители консервов из свинины беспокойства не испытывают, поскольку этого сырья в стране избыток. Но в зоне риска могут оказаться консервы из говядины. «У нас сейчас из-за ажиотажа спрос со стороны торговых сетей вырос на 300 процентов, товарные запасы на исходе, поэтому мы готовы нарастить производство, — говорит коммерческий директор компании “Рузком” Юрий Мазин. — Но в России найти достаточные объемы говядины трудно, его можно только купить за границей. А из-за роста курса валют придется повышать и цену, к чему торговые сети не готовы пока. Так что будем думать, как выкручиваться». Ритейлеры опасаются закупать продукцию по более высокой цене, поскольку уже на прошлой неделе ФАС и прокуратура начали мониторинг цен на продукты первой необходимости в связи с ажиотажным спросом на них.
Аптеки уходят в онлайн
Другой важный ньюсмейкер на рынке ритейла сегодня — аптечная розница: потребительский ажиотаж на фоне пандемии не мог не сказаться на спросе. Он рос последние два месяца из-за сезонного обострения заболеваний, но на прошлой неделе наиболее интенсивно. По словам директора по маркетингу сетей «Росаптека», «Юнифарм» и «Юнидент» Константина Тиунова, в Москве на прошлой неделе выросли на треть продажи почти по всем группам аптечных товаров, которыми люди запасаются впрок в ожидании вероятного массового карантина. Но на противовирусные препараты спрос подскочил сразу на 50–60%. Это же подтверждает и генеральный директор аптечной сети «Ригла» Александр Филиппов: «И в Москве, и в Подмосковье, и в Санкт-Петербурге спрос на противовирусные и противопростудные препараты вырос более чем в два раза», — говорит он. «При этом сметают все, что содержит парацетамол и другие жаропонижающие компоненты, — говорит Константин Тиунов. — Мы предупреждаем покупателей, что принимать их в отсутствие симптомов простуды или ОРВИ нет смысла и даже вредно. А в случае появления симптомов следует обязательно показаться врачу, который уже назначит необходимый препарат». Провизорам также приходится напоминать покупателям, что сейчас эффективных препаратов для лечения именно коронавируса не существует вовсе (прежде Роспотребнадзор называл в числе таковых арбидол и два ингибитора, но потом снял с сайта эту информацию). При этом, как уверяет крупнейший дистрибутор лекарственных препаратов, фармпроизводители готовы к пополнению товарных запасов самых ходовых препаратов. «Мы не наблюдаем дефицита лекарственного ассортимента вообще, — заверил генеральный директор ЦВ “Протек” Дмитрий Погребинский. — Но что касается возможного роста цен, то вероятность этого очень высока, поскольку в производственном сегменте многое связано с курсом валют: субстанции и оборудование для производства лекарств выпускаются за рубежом. Поэтому мы строим свои финансовые взаимоотношения с бизнес-партнерами исключительно в рублях».
Наиболее дефицитные товары в аптеках не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и по всей стране — защитные медицинские маски и средства дезинфекции. Они исчезли в том числе потому, что правительство рекомендовало запастить ими впрок всем крупным компаниям. «Масок на рынке попросту нет, как и средств дезинфекции, купить их невозможно сейчас ни у одного производителя, — говорит генеральный директор Медико-фармацевтического объединения Николай Бордей. — Хотя более двадцати компаний, которые их производят, работают сейчас круглосуточно, все равно их нет ни в крупном, ни в мелком опте, все забирают медучреждения и крупные предприятия». По его словам, сейчас на рынке появились «серые» производители. «Они спешно закупили где-то оборудование и под чужой лицензией выпускают вместо трехслойных масок однослойные, которые ни от чего не защищают», — говорит Николай Бордей.
Аптечный рынок пребывает в ожидании скорейшего принятия закона о дистанционной продаже лекарств. С принятием этого документа Госдума под давлением разных лоббистов тянула почти четыре года, однако 19 марта депутаты в спешном порядке под нажимом президента приняли в итоговом чтении поправки в закон «Об обращении лекарственных средств» и в закон об онлайнторговле, разрешающие дистанционную продажу безрецептурных лекарств. Но его тут же вернули на доработку, чтобы по инициативе координационного совета при правительстве по борьбе с распространением коронавируса внести в закон поправку о возможности продавать онлайн даже рецептурные лекарства, о чем до пандемии сами провизоры и владельцы интернет-магазинов не могли и мечтать. «Мы сейчас совместно с фармпроизводителями и представителями правительства разрабатываем правила доставки рецептурных лекарств, поскольку это требует особых регламентов, связанных с порядком оформления, методов и способов перемещения препаратов, — говорит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. — Надеемся, что к концу марта все это будет готово и уже весной–летом потребители смогут получать все лекарства по онлайн-заказам». До сих пор по интернету продавали только безрецептурные лекарства так называемым методом бронирования (когда покупатель либо сам забирает их из аптек, либо письменно «поручает» это сделать курьеру интернетмагазина). В связи с этим участники рынка ожидают перевода в онлайн-торговлю до десяти процентов всех продаваемых сейчас лекарств. Ожидается, что проблем с их доставкой у аптек и интернетмагазинов не будет. Во всяком случае, к этому бизнесу уже готовы подключиться «Яндекс.Такси», а также агрегатор товаров из аптечных сетей «Все аптеки» от Mail.ru Group совместно с сервисом по доставке еды и продуктов Delivery Club. Это как раз тот случай, когда не было бы счастья, да несчастье помогло: интернетторговля лекарствами позволит снизить риск заражения коронавирусом (и не только) при походе в аптеку и облегчит участь тех, кто находится на карантине или вообще не может выходить из дома за лекарствами.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl