Силуанов дает подзаработать
Крупные банки соглашаются покупать новый госдолг только с хорошей премией
Предложить более высокую премию, чем собирался, или снова признать аукцион несостоявшимся? Минфин России на минувшей неделе выбрал второй вариант. Десятого февраля ведомство предложило два выпуска с постоянным купоном с погашением в 2025 и 2031 годах и выпуск, привязанный к инфляции, с погашением в 2030-м. Для выпуска с постоянным купоном с погашением в 2031 году цена отсечения составила 96,31% номинала (доходность — 6,50% годовых); накануне на рынке небольшие сделки проходили по 98% номинала и 6,26% годовых, указывают аналитики Росбанка. Для «инфляционного» выпуска цена отсечения была установлена на уровне 100,01%, при том что на вторичном рынке похожие бумаги торгуются по 100,5–100,6% номинала. В итоге от размещения всех трех выпусков Минфин привлек в сумме 49,3 млрд рублей. Тот факт, что спрос был втрое больше (136 млрд), не помог ему разместить новые выпуски по более близким ко вторичному рынку уровням, то есть покупатели хотели получить еще более весомую премию, чем ведомство готово было дать.
Для сравнения: в начале февраля аукцион по выпуску семилетних ОФЗ 26 236 и вовсе был признан несостоявшимся «в связи с отсутствием заявок по приемлемым уровням цен», а по инфляционному выпуску также пришлось дать солидную премию к рынку.
После осенних рекордов интерес к российскому госдолгу заметно упал
Отчасти это связано с низкой активностью на рынке ОФЗ иностранных покупателей
Для бюджета некритично
Так происходит потому, что на рынке российского госдолга сформировался узкий круг покупателей. Ведь в прошлом году иностранцы были не слишком активны, и новые ОФЗ (а их оказалось невероятно много: чтобы финансировать бюджетный дефицит, Минфин занял рекордные 5,27 трлн рублей) выкупали преимущественно крупнейшие банки. Они же остаются главными покупателями и сейчас — но, похоже, считают, что им должны платить больше за поддержку бюджета. «Размещение прошло по уже привычному сценарию: цена анонсированных бумаг за какое-то время перед аукционом заметно просела, и итоговое размещение прошло на еще более низких уровнях», — отмечают аналитики MMI
«Готовность платить столь громадную премию по доходности неизбежно создает у инвесторов ощущение, что продавливать позицию Минфина можно и далее», — констатируют в Росбанке.
Банки понимают, что без них Минфину не справиться: в этом году федеральный бюджет по плану недосчитается 2,75 трлн рублей, и покрыть его с запасом как раз и должен госдолг. Конечно, Минфин при составлении плана перестраховался: предполагалось, что каждую неделю он будет занимать в среднем 73 млрд рублей и так за весь год займет 3,7 трлн (эта сумма больше, чем дефицит, но она учитывает и погашения старых ОФЗ). Сейчас же ведомство сильно отстает от плана: с начала года удалось занять только 130 млрд рублей, тогда как нужен триллион.
Чтобы выполнить план полностью, на одном аукционном дне нужно будет размещать 144,9 млрд рублей. «Такие объемы избыточны даже на благоприятном рынке», — говорит Михаил Николаев, заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА. Однако план заимствований на квартал всегда рассматривался Минфином как промежуточный ориентир. Более важно исполнение программы по результатам года. «Для этого на одном аукционном дне в среднем нужно будет размещать 80,4 миллиарда рублей ОФЗ, что не выглядит сейчас невыполнимой задачей, — уверен представитель АКРА. — Многое будет зависеть и от развития ситуации с COVID-19. В случае новой волны и дополнительных фискальных стимулов потребность в заимствованиях может возрасти. При благоприятном сценарии фактически полученные доходы могут превысить запланированные, и тогда возможно и снижение потребности в заимствовании». Дмитрий Монастыршин, главный аналитик ПСБ, также считает, что, даже если выполнить квартальный план по заимствованиям не удастся, это некритично. «Цены на нефть и курс рубля в начале года складываются лучше, чем заложено в бюджете, — пояснил он “Эксперту”. — Это позволяет ожидать лучшего исполнения плана по доходам, а значит, сократится дефицит. У Минфина также есть запас остатков на депозитах в банках и средств, размещенных в репо: более триллиона рублей. При необходимости для финансирования расходов может быть использована эта подушка ликвидности».
Дефицит федерального бюджета финансируется довольно сезонно, и в первом квартале он обычно невелик относительно, например, четвертого квартала года, напоминает начальник аналитического управления банка «Зенит» Владимир Евстифеев. Кроме того, всегда может быть принято решение о финансировании бюджета через ФНБ. Поэтому о сокращении расходов в текущей ситуации речи не идет.
Кроме того, напоминают в АКРА, впервые за многие годы Минфин заложил в бюджет на 2021 год привлечение внешнего кредита на миллиард долларов — эти деньги может выдать банк БРИКС (НБР).
У банков свои причины
Банки же, похоже, не очень-то верят в то, что зимний всплеск инфляции кратковременный, иначе как объяснить их повышенный интерес к облигациям, привязанным к инфляции, и требование премий за бумаги с постоянным доходом?
«Снижение спроса на ОФЗ со стороны банков и в целом российских игроков связано с большим объемом покупок в прошлом году: около 4,4 триллиона рублей, — говорит Дмитрий Монастыршин. — Когда ЦБ снижал ставку и инфляция была низкой, цены ОФЗ росли, так что их покупка была выгодной. Сейчас конъюнктура поменялась. Инфляция выросла до 5,2 процента, появился риск более раннего повышения ключевой ставки, чем ранее ожидалось при низкой инфляции».
«С начала этого года наблюдается рост стоимости заимствований: вся кривая ОФЗ сместилась наверх в среднем на 30–40 базисных пунктов, что во многом объясняется увеличением инфляционных ожиданий, — соглашается Михаил Николаев. — Похожую динамику демонстрируют гособлигации Бразилии, тогда как доходности облигаций Турции, Южной Африки, Мексики либо снижаются, либо находятся на неизменном уровне».
Владимир Евстифеев отмечает, что фундаментом для спроса на гособлигации является конъюнктура денежного рынка, а точнее, наличие ликвидности для покупки ОФЗ: «Так, в четвертом квартале 2020 года структурный профицит ликвидности в банковской системе составлял в среднем 0,6 триллиона рублей, а с начала 2021-го он близок к нулю».
Фото: Игорь Шапошников
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl