Как идет развитие автодорожной сети в России?

МонокльБизнес

Где русские хайвеи?

Плотность автодорожной сети в основной зоне расселения в европейской части России вполне приемлема. А вот современных скоростных дорог между крупными центрами экономической активности и крупными городами Сибири явно не хватает

Павел Степанов, руководитель направления автомобильного транспорта Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ); Петр Лавриненко, директор по инфраструктурным финансам ЦЭИ

Трасса Кемерово-Новокузнецк – единственная скоростная дорога высшей технической категории за Уралом. Магистраль протяженностью 225 км строилась 14 лет — с 2005 по 2019 год

Как идет развитие автодорожной сети в нашей стране? Как соотносятся регионы России по плотности дорожной сети друг с другом и с зарубежными странами? Наконец, кто ключевые игроки сегодняшней отрасли дорожного строительства? Обо всем этом в нашем обзоре.

Итоги 2024 года

В среднем объем ввода скоростных дорог в РФ последние пять лет составлял порядка 200–300 км в год. В 2023-м был поставлен рекорд за всю историю современной России — более 800 км новых скоростных дорог. Это произошло в первую очередь за счет окончания строительства трассы М-12 «Восток» на участке Москва — Казань (811 км) в декабре 2023 года.

В 2024 году продолжалось развитие коридора «Запад — Восток» за счет завершения крупных инфраструктурных проектов (см. карту 1). К ним относится открытие обхода Малых Вязем на ЦКАД, после чего кольцо замкнулось. Закончено обустройство трассы М-11 «Нева»: в середине лета ввели второй участок обхода Твери. Тем не менее план по вводу дорог ГК «Автодор» на 2024 год (почти 350 км) выполнен не был: в декабре 2024 года на М-12 предполагалось ввести в эксплуатацию участок Дюртюли — Ачит протяженностью 275 км (трасса Казань — Екатеринбург), но этого не произошло. В целом ситуация некритична: проект будет реализован, просто открытие перенесено на 2025 год. А значит, в этом году план будет перевыполнен: вместо чуть более 40 км платных дорог будет введено более 300 км.

Карта 1. Источник: Центр экономики инфраструктуры

Для управления скоростными дорогами в 2009 году была создана специальная компания — ГК «Автодор» (не путать с Федеральным дорожным агентством Росавтодор). Сегодня в доверительном управлении ГК «Автодор» 5 тыс. км скоростных дорог и автомагистралей, из них 3,1 тыс. платных. В ведении Росавтодора находятся все остальные почти 60 тыс. км федеральных трасс.

Оба ведомства занимаются развитием и эксплуатацией вверенных им дорожных объектов. Однако в их строительстве они участвуют лишь опосредованно, действуя либо через дочерние структуры, либо путем финансирования подрядных организаций. С 2023 года оба ведомства находятся в санкционных списках недружественных стран.

Для Росавтодора минувший год оказался весьма продуктивным. Построено и реконструировано 506 км федеральных дорог, что превышает показатель предыдущего года более чем вдвое (в 2023-м было введено в эксплуатацию 234 км дорог). Значительная часть мероприятий была реализована в рамках федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети» в составе нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД).

Среди крупных проектов Росавтодора можно выделить завершение строительства автомобильной дороги А-289 Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк — А-290 Новороссийск — Керчь, которая позволит удобно и быстро добираться до Крымского моста. 22 декабря 2024 года было открыто движение по 119 км новой скоростной трассы.

Мало магистралей

По состоянию на начало 2025 года в России действует 7,5 тыс. км скоростных автодорог. Среди территориально больших стран со средне-высоким уровнем развития это больше, чем у Канады (7 тыс. км), но меньше, чем в Бразилии (11 тыс. км). По сравнению с высокоавтомобилизированными странами с компактной по сравнению Россией территорией протяженность скоростных дорог невелика. Для сравнения: в Германии 13 тыс. км скоростных дорог (автобанов), во Франции — около 20 тыс. Велика протяженность скоростных дорог в США — порядка 77 тыс., в Китае — 177 тыс. км. Конечно, следует учесть другую структуру грузооборота: в Америке и Китае железнодорожный транспорт играет существенно меньшую роль в транспортировке грузов, чем в России (в Китае руду и уголь возят фурами по автодорогам, что для России нонсенс). Невелика в России и плотность населения. У нас такие расстояния, что скоростные дороги имеют смысл в ограниченном числе мест. Тем не менее задача наращивания сети скоростных автодорог в России остается актуальной.

Помимо уже реализованных радиальных и кольцевых направлений (М-4, М-11, М-12 и ЦКАД) стоит задуматься о строительстве хордовых связок крупнейших агломераций Урала, Поволжья и Юга. В настоящее время разрабатывается проект так называемой юго-западной хорды, проходящей по маршруту Екатеринбург — Самара — Саратов — Волгоград — Краснодар (более 1000 км). Однако сроки и финансирование этого проекта до сих пор не определены. Да и локальные узкие места никуда не делись. У многих крупных городов, например у Костромы (266 тыс. жителей), по-прежнему нет нормального обхода.

Перезрела потребность в строительстве современной скоростной трассы Джубга — Сочи. Сегодня поездки в курортный сезон по узкому однополосному серпантину Черноморского шоссе Новороссийск — Сухуми, построенному в 1887–1910 годах, сопровождаются многочасовыми пробками и частыми авариями. На 171 километр дороги от Джубги до Сочи уходит до 5–6 часов пути, а то и более. На сегодня утверждены к реализации лишь два наиболее эффективных участка новой дороги: обход Адлера, к строительству которого приступили в 2024 году (9,8 км), а также завершение обхода Сочи (16,7 км). Строительство остальной части новой дороги (она пройдет большей частью чуть дальше от берега моря и будет иметь протяженность 152 км) пока остается под вопросом.

Сегодня, чтобы в пик курортного сезона доехать от Туапсе до Сочи, требуется изрядное терпение и отменное здоровье

Высокая удельная стоимость проекта (порядка 15 млрд руб./км) вполне обоснованна для горной местности, да еще вблизи крупного города. Например, дублер Курортного проспекта в Сочи, который был построен к Олимпийским играм 2014 года, обошелся бюджету примерно в 100 млрд рублей (при протяженности 16 км это более 6 млрд рублей за 1 км). Если учесть, что цены с тех пор выросли почти в три раза, стоимость реализации проектов выглядит сопоставимо.

Реализация относительно крупного проекта КАД-2 (кольцевая дорога вокруг Санкт-Петербурга), согласно утвержденным документам, начнется не ранее 2027 года.

Актуальная задача — связать скоростными автострадами активные сибирские агломерации, например Новосибирск, Барнаул, Томск и Кемерово. Пока что единственная автомагистраль за Уралом — дорога Кемерово — Новокузнецк (228 км), окончательно пущенная в эксплуатацию в 2019 году, через 14 (!) лет после начала строительства.

Включение в 2022 году в состав России новых регионов требует развития в них современной автодорожной инфраструктуры и ее интеграции в общефедеральную сеть. Опорной магистралью новых регионов должна стать федеральная трасса Р-280 «Новороссия» протяженностью 653 км, которая образует кольцо вокруг Азовского моря: Ростов-на-Дону — Таганрог — Мариуполь — Бердянск — Мелитополь — Джанкой — Керчь — Темрюк — Ростов-на-Дону (см. карту 2). Ремонт и реконструкция действующих участков трассы уже ведутся.

Карта 2. Источники: Минэкономразвития, Росавтодор

Не менее важные задачи — содержание текущей сети в нормативном состоянии, строительство подъездов к новым транспортным и производственным объектам (например, ТЛЦ, порты, новые заводы), оснащение грунтовых дорог твердым покрытием. Как ни странно, грунтовые федеральные трассы у нас до сих пор встречаются, например А-331 «Вилюй», которая имеет множество участков с грунтовым покрытием либо представляет собой зимник.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как вести мировую экономическую войну Как вести мировую экономическую войну

О природе экономического роста, происходящего сейчас в России

Монокль
Гости стали лучше разбираться в том, что пьют Гости стали лучше разбираться в том, что пьют

На что важно опираться при создании барной карты в ресторане?

Bones
Ближний Восток в спирали войны Ближний Восток в спирали войны

Остановит ли иранский удар амбициозные планы Биньямина Нетаньяху?

Монокль
Передозировка витаминов Передозировка витаминов

Чем опасен избыток витаминов?

Здоровье
Что ваш ребенок запомнит на всю жизнь: 5 советов от матери 17 детей Что ваш ребенок запомнит на всю жизнь: 5 советов от матери 17 детей

Детские чувства формируют основу того, кем мы становимся во взрослой жизни

Psychologies
Записки первого гастрокритика Записки первого гастрокритика

Чем следует радовать себя за столом в феврале — из книги «Альманах Гурманов»

Weekend
Советский провенанс: почему ландшафтный дизайн в России никак не выберется из 1980-х Советский провенанс: почему ландшафтный дизайн в России никак не выберется из 1980-х

Как владельцы загородной недвижимости еще находятся в плену яблонь и огородов

Forbes
Физкультуру в массы Физкультуру в массы

Как функционируют любительские спортивные лиги

Ведомости
Эдуард Веркин: Общественное устройство грядущего — не хлеб фантастической литературы Эдуард Веркин: Общественное устройство грядущего — не хлеб фантастической литературы

Писатель Эдуард Веркин — о том, что будет волновать человечество в будущем

СНОБ
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Разработана система безопасности при проведении шоу с тысячами дронов Разработана система безопасности при проведении шоу с тысячами дронов

Как метод обучения «стай» дронов сможет гарантировать их безопасную работу

ТехИнсайдер
Шеф и деньги Шеф и деньги

Современный шеф уже не может позволить себе оставаться только художником

Bones
Элементарно, Ватсон Элементарно, Ватсон

Портрет необъятной Викторианской эпохи в пяти предметах

Вокруг света
Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство

Наталья Мазур рассуждает о магии театра и делится репертуарными планами

Ведомости
Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль Гигантские водовороты в океане: где в мире есть Харибды и могут ли они засосать корабль

Существуют ли страшные водовороты в реальности?

ТехИнсайдер
Анастасия Толокнова: «Если у вас есть десертная карта, значит, вам нужен кондитер» Анастасия Толокнова: «Если у вас есть десертная карта, значит, вам нужен кондитер»

В чем сила Анастасии Толокновой в кондитерском искусстве

Bones
Кабина истребителя Кабина истребителя

Мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7

Вокруг света
Отели как лучше Отели как лучше

Об особенностях российского туристического бизнеса

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Проклятие рода или благословение: как быть отдельной частью семьи Проклятие рода или благословение: как быть отдельной частью семьи

Какие привычки мы выносим из родительской семьи?

Psychologies
Опять двадцать пять Опять двадцать пять

Какие тренды будут изменять жизнь во второй четверти XXI века

Men Today
Наш Юра. Самые интересные факты об актере Юре Борисове Наш Юра. Самые интересные факты об актере Юре Борисове

За что он получил номинацию на «Оскар» и на сколько лет младше своей жены?

Лиза
Россия закрепощенная Россия закрепощенная

Экономика крепостного права глазами Тургенева

N+1
«Визитная карточка» для Роскомнадзора: как защитить персональные данные клиентов и избежать проверок «Визитная карточка» для Роскомнадзора: как защитить персональные данные клиентов и избежать проверок

Как избежать наказания за утечку персональных данных клиентов?

Inc.
На дуде игрец: 10 голливудских актрис и актеров, получивших «Грэмми» На дуде игрец: 10 голливудских актрис и актеров, получивших «Грэмми»

Кто из голливудских артистов и за что сумел получить премию «Грэмми»

Правила жизни
«Вино знакомит с интересными людьми» «Вино знакомит с интересными людьми»

Тренд на белые вина был очевиден. Любители вина уходят в более легкую историю

РБК
«2 часа пролетают за 20 секунд» «2 часа пролетают за 20 секунд»

Дина Аверина и Дмитрий Соловьёв — гармоничная пара проекта «Ледникового периода»

OK!
Картины, которые изменили живопись, но остались в тени Картины, которые изменили живопись, но остались в тени

Четыре неочевидные картины, которые повлияли на искусство

СНОБ
8 трендов в уходе за кожей, которые дерматологи никому не советуют пробовать 8 трендов в уходе за кожей, которые дерматологи никому не советуют пробовать

Вирусные бьюти-тренды, от которых следует держаться подальше

VOICE
Как люди! Обезьяны могут интуитивно «предугадывать мысли» людей Как люди! Обезьяны могут интуитивно «предугадывать мысли» людей

Способны ли обезьяны интуитивно «читать мысли» других существ?

ТехИнсайдер
Вячеслав Дусмухаметов: За этот сериал мы попадем в рай Вячеслав Дусмухаметов: За этот сериал мы попадем в рай

Продюсер Вячеслав Дусмухаметов — о производстве полнометражных фильмов

Ведомости
Открыть в приложении