Как идет развитие автодорожной сети в России?

МонокльБизнес

Где русские хайвеи?

Плотность автодорожной сети в основной зоне расселения в европейской части России вполне приемлема. А вот современных скоростных дорог между крупными центрами экономической активности и крупными городами Сибири явно не хватает

Павел Степанов, руководитель направления автомобильного транспорта Центра экономики инфраструктуры (ЦЭИ); Петр Лавриненко, директор по инфраструктурным финансам ЦЭИ

Трасса Кемерово-Новокузнецк – единственная скоростная дорога высшей технической категории за Уралом. Магистраль протяженностью 225 км строилась 14 лет — с 2005 по 2019 год

Как идет развитие автодорожной сети в нашей стране? Как соотносятся регионы России по плотности дорожной сети друг с другом и с зарубежными странами? Наконец, кто ключевые игроки сегодняшней отрасли дорожного строительства? Обо всем этом в нашем обзоре.

Итоги 2024 года

В среднем объем ввода скоростных дорог в РФ последние пять лет составлял порядка 200–300 км в год. В 2023-м был поставлен рекорд за всю историю современной России — более 800 км новых скоростных дорог. Это произошло в первую очередь за счет окончания строительства трассы М-12 «Восток» на участке Москва — Казань (811 км) в декабре 2023 года.

В 2024 году продолжалось развитие коридора «Запад — Восток» за счет завершения крупных инфраструктурных проектов (см. карту 1). К ним относится открытие обхода Малых Вязем на ЦКАД, после чего кольцо замкнулось. Закончено обустройство трассы М-11 «Нева»: в середине лета ввели второй участок обхода Твери. Тем не менее план по вводу дорог ГК «Автодор» на 2024 год (почти 350 км) выполнен не был: в декабре 2024 года на М-12 предполагалось ввести в эксплуатацию участок Дюртюли — Ачит протяженностью 275 км (трасса Казань — Екатеринбург), но этого не произошло. В целом ситуация некритична: проект будет реализован, просто открытие перенесено на 2025 год. А значит, в этом году план будет перевыполнен: вместо чуть более 40 км платных дорог будет введено более 300 км.

Карта 1. Источник: Центр экономики инфраструктуры

Для управления скоростными дорогами в 2009 году была создана специальная компания — ГК «Автодор» (не путать с Федеральным дорожным агентством Росавтодор). Сегодня в доверительном управлении ГК «Автодор» 5 тыс. км скоростных дорог и автомагистралей, из них 3,1 тыс. платных. В ведении Росавтодора находятся все остальные почти 60 тыс. км федеральных трасс.

Оба ведомства занимаются развитием и эксплуатацией вверенных им дорожных объектов. Однако в их строительстве они участвуют лишь опосредованно, действуя либо через дочерние структуры, либо путем финансирования подрядных организаций. С 2023 года оба ведомства находятся в санкционных списках недружественных стран.

Для Росавтодора минувший год оказался весьма продуктивным. Построено и реконструировано 506 км федеральных дорог, что превышает показатель предыдущего года более чем вдвое (в 2023-м было введено в эксплуатацию 234 км дорог). Значительная часть мероприятий была реализована в рамках федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети» в составе нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД).

Среди крупных проектов Росавтодора можно выделить завершение строительства автомобильной дороги А-289 Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк — А-290 Новороссийск — Керчь, которая позволит удобно и быстро добираться до Крымского моста. 22 декабря 2024 года было открыто движение по 119 км новой скоростной трассы.

Мало магистралей

По состоянию на начало 2025 года в России действует 7,5 тыс. км скоростных автодорог. Среди территориально больших стран со средне-высоким уровнем развития это больше, чем у Канады (7 тыс. км), но меньше, чем в Бразилии (11 тыс. км). По сравнению с высокоавтомобилизированными странами с компактной по сравнению Россией территорией протяженность скоростных дорог невелика. Для сравнения: в Германии 13 тыс. км скоростных дорог (автобанов), во Франции — около 20 тыс. Велика протяженность скоростных дорог в США — порядка 77 тыс., в Китае — 177 тыс. км. Конечно, следует учесть другую структуру грузооборота: в Америке и Китае железнодорожный транспорт играет существенно меньшую роль в транспортировке грузов, чем в России (в Китае руду и уголь возят фурами по автодорогам, что для России нонсенс). Невелика в России и плотность населения. У нас такие расстояния, что скоростные дороги имеют смысл в ограниченном числе мест. Тем не менее задача наращивания сети скоростных автодорог в России остается актуальной.

Помимо уже реализованных радиальных и кольцевых направлений (М-4, М-11, М-12 и ЦКАД) стоит задуматься о строительстве хордовых связок крупнейших агломераций Урала, Поволжья и Юга. В настоящее время разрабатывается проект так называемой юго-западной хорды, проходящей по маршруту Екатеринбург — Самара — Саратов — Волгоград — Краснодар (более 1000 км). Однако сроки и финансирование этого проекта до сих пор не определены. Да и локальные узкие места никуда не делись. У многих крупных городов, например у Костромы (266 тыс. жителей), по-прежнему нет нормального обхода.

Перезрела потребность в строительстве современной скоростной трассы Джубга — Сочи. Сегодня поездки в курортный сезон по узкому однополосному серпантину Черноморского шоссе Новороссийск — Сухуми, построенному в 1887–1910 годах, сопровождаются многочасовыми пробками и частыми авариями. На 171 километр дороги от Джубги до Сочи уходит до 5–6 часов пути, а то и более. На сегодня утверждены к реализации лишь два наиболее эффективных участка новой дороги: обход Адлера, к строительству которого приступили в 2024 году (9,8 км), а также завершение обхода Сочи (16,7 км). Строительство остальной части новой дороги (она пройдет большей частью чуть дальше от берега моря и будет иметь протяженность 152 км) пока остается под вопросом.

Сегодня, чтобы в пик курортного сезона доехать от Туапсе до Сочи, требуется изрядное терпение и отменное здоровье

Высокая удельная стоимость проекта (порядка 15 млрд руб./км) вполне обоснованна для горной местности, да еще вблизи крупного города. Например, дублер Курортного проспекта в Сочи, который был построен к Олимпийским играм 2014 года, обошелся бюджету примерно в 100 млрд рублей (при протяженности 16 км это более 6 млрд рублей за 1 км). Если учесть, что цены с тех пор выросли почти в три раза, стоимость реализации проектов выглядит сопоставимо.

Реализация относительно крупного проекта КАД-2 (кольцевая дорога вокруг Санкт-Петербурга), согласно утвержденным документам, начнется не ранее 2027 года.

Актуальная задача — связать скоростными автострадами активные сибирские агломерации, например Новосибирск, Барнаул, Томск и Кемерово. Пока что единственная автомагистраль за Уралом — дорога Кемерово — Новокузнецк (228 км), окончательно пущенная в эксплуатацию в 2019 году, через 14 (!) лет после начала строительства.

Включение в 2022 году в состав России новых регионов требует развития в них современной автодорожной инфраструктуры и ее интеграции в общефедеральную сеть. Опорной магистралью новых регионов должна стать федеральная трасса Р-280 «Новороссия» протяженностью 653 км, которая образует кольцо вокруг Азовского моря: Ростов-на-Дону — Таганрог — Мариуполь — Бердянск — Мелитополь — Джанкой — Керчь — Темрюк — Ростов-на-Дону (см. карту 2). Ремонт и реконструкция действующих участков трассы уже ведутся.

Карта 2. Источники: Минэкономразвития, Росавтодор

Не менее важные задачи — содержание текущей сети в нормативном состоянии, строительство подъездов к новым транспортным и производственным объектам (например, ТЛЦ, порты, новые заводы), оснащение грунтовых дорог твердым покрытием. Как ни странно, грунтовые федеральные трассы у нас до сих пор встречаются, например А-331 «Вилюй», которая имеет множество участков с грунтовым покрытием либо представляет собой зимник.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тяжелый легкий бег Тяжелый легкий бег

Как работает организм на марафонских дистанциях

Популярная механика
«Я очень скупой на оценки» «Я очень скупой на оценки»

Какова цена входа в виноделие и стоит ли обижаться на оценки в гиде

РБК
Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов

Подробно о рессорах, колесных парах и тележках электровозов

Наука и техника
5 типов токсичного общения: что ответить собеседнику 5 типов токсичного общения: что ответить собеседнику

По каким признакам распознать коммуникацию, нарушающую личные границы?

Psychologies
Соль фа. Что такое фашизм и почему он не нужен ни в каком виде Соль фа. Что такое фашизм и почему он не нужен ни в каком виде

Что представляет собой фашизм с философской и идеологической точки зрения

Maxim
Не по накатанной Не по накатанной

Психолог Ирина Ковалева о том, как пережить выходные с подростком

Weekend
Встречают по одежке? Встречают по одежке?

Что скрывается за этикеткой бутылки и как дизайн влияет на восприятие продукта

РБК
Азбука Сигаловой Азбука Сигаловой

Режиссер Алла Сигалова о нежности, сексуальности, благодарности и уязвимости

Afternoon Seasons of life
Как выбрать зубную пасту: правила, о которых вам никто не говорил Как выбрать зубную пасту: правила, о которых вам никто не говорил

Как выбрать подходящую зубную пасту и каких результатов от нее ждать?

ТехИнсайдер
Ученые описали оптимальный отдых, который действительно восстановит ваши силы Ученые описали оптимальный отдых, который действительно восстановит ваши силы

Как спланировать свой отпуск, чтобы получить от него максимальную пользу

Psychologies
7 фильмов о борьбе с онкологией 7 фильмов о борьбе с онкологией

Культовые фильмы, главные герои которых столкнулись со смертельной болезнью

СНОБ
«Выученная беспомощность»: как травма из-за неудачи формирует мышление и влияет на поведение «Выученная беспомощность»: как травма из-за неудачи формирует мышление и влияет на поведение

Как неудачи и стресс влияют на наше мышление?

ТехИнсайдер
Кровать, которая не даст больному залежаться Кровать, которая не даст больному залежаться

«Папийон» налаживает серийное производство инновационных медицинских кроватей

Монокль
Жертвы уверенного земледелия Жертвы уверенного земледелия

Когда я привела мужа в сад, который мы купили, он присвистнул

Afternoon Seasons of life
Бизнес с историей Бизнес с историей

Чем выгодны покупки инвесторами помещений в объектах культурного наследия

Ведомости
Финтех попросил Минобрнауки скорректировать план подготовки IT-специалистов Финтех попросил Минобрнауки скорректировать план подготовки IT-специалистов

Дефицит кадров в IT-области до 2030 г. составит примерно 1 млн специалистов

Ведомости
«Если что-то можно произвести в России, почему бы это не делать?» «Если что-то можно произвести в России, почему бы это не делать?»

Председатель ФРП Антон Данилов-Данильян — о здравом подходе к импортозамещению

Монокль
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Всё в норме Всё в норме

Как правильно применять психологические кодексы, чтобы изменить жизнь к лучшему

VOICE
Развитие генетики ускоренным путем Развитие генетики ускоренным путем

Эмбриотрансфер в животноводстве набирает обороты

Агроинвестор
Если видишь на картине Если видишь на картине

Правила игры в метафорические карты

VOICE
6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом 6 причин, по которым белое вино стало мировым трендом

Разбираемся в причинах «белого разворота» в мире вина

РБК
Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность

Эльза Скиапарелли привнесла в моду искусство

Forbes
Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок Флиппер, Поппер и Пеппи Длинныйчулок

Непростой сюжет первичного публичного размещения акций

Ведомости
Александра Власова: «У каждого свой путь, главное – получать от него удовольствие» Александра Власова: «У каждого свой путь, главное – получать от него удовольствие»

Актриса Александра Власова — о марафонах желаний и способе исправить осанку

Здоровье
Жизнебетонные блоки Жизнебетонные блоки

«Оскар» как причина съездить в Чебоксары

Weekend
Как жить полной жизнью: 3 вида хобби Как жить полной жизнью: 3 вида хобби

Поэтому не стоит сосредотачиваться только на одном типе хобби?

Psychologies
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Не могу дышать и двигаться: что такое сонный паралич и как от него избавиться Не могу дышать и двигаться: что такое сонный паралич и как от него избавиться

Что на самом деле чувствует человек в состоянии сонного паралича?

Forbes
Открыть в приложении